ТЕМА № 3 «Оценка инвестиций в HR бренд»»




Курс лекций

ДИСЦИПЛИНА

«Формирование HR-бренда организации

ТЕМА № 3 «Оценка инвестиций в HR бренд»»


Оглавление

№ 1. Экономическая оценка от мероприятий по HR-брендингу. 3

№ 2. Расчет экономического эффекта от HR-брендинга. 5

№ 2. Индекс ROI в оценке эффективности от HR-брендинга. 9

Вопросы для контроля и обсуждений. 11

Литература. 11

 


№ 1. Экономическая оценка от мероприятий по HR-брендингу

 

По данным опроса компании hh.ru только 7% компаний, занимающихся построением бренда работодателя, измеряют его эффективность. При этом стоимость комплексных проектов по бренду исчисляется миллионами рублей.

В общем виде можно сформулировать следующие основные принципы, определяющие логику экономической оценки мероприятий по HR-брендингу.

1. Экономическую эффективность необходимо оценивать всегда! Случай с HR-брендингом — не исключение, поскольку мероприятия по его созданию представляют собой те же инвестиции в развитие бизнеса, только в данном случае в трудовой потенциал. Соответственно подходы к оценке должны быть схожими с оценкой инвестиционной привлекательности. Причем не стоит рассчитывать на мгновенный эффект.

2. Оценка должна проводиться до и после реализации мероприятий по HR-брендингу. «До» мы определяемся: «стоит ли»? «После» — «а стоило ли»?

 

3. Эффективность вложений в HR-брендинг должна определяться повышением эффективности деятельности компании за счет улучшения использования трудового потенциала, а также его наличия.

4. С чего начать? С четкого определения эффектов, которые вы хотите получить после реализации мероприятий по HR-брендингу. Стоит отметить, что различные компании могут стремиться к разным результатам. Здесь приведем только самые типичные из них. Итак, успешно осуществленный HR-брендинг должен привести к следующим положительным, с точки зрения экономической эффективности, эффектам:

• повышение выработки готовой продукции в результате повышения производительности труда;

• повышение выработки готовой продукции в связи с полным укомплектованием штата;

• снижение брака готовой продукции ввиду формирования объединенного в команду коллектива профессионалов;

• снижение затрат на подбор персонала собственными рекрутерами или привлеченными кадровыми агентствами;

• снижение затрат на обучение новых специалистов;

• снижение затрат на оплату труда в связи с оптимизацией численности персонала, которая в свою очередь вызвана увеличением производительности труда.

Но прежде чем ждать результатов HR-брендинга, необходимо первоначально вложиться в мероприятия по его созданию и проведению (средства на рекламу, HR-преобразования — создание соцпакета для сотрудников, увеличение оплаты труда и т. д.).

№ 2. Расчет экономического эффекта от HR-брендинга

Экономический эффект от HR-брендинга можно определить как разницу экономического эффекта от реализации мероприятий и затрат на проведение данных мероприятий:

 

Shr = Sэф — Sз,

где: Shr — экономический эффект от HR-брендинга; Sэф — суммарный экономический эффект от реализации мероприятий по HR-брендингу; Sз, — суммарные затраты на реализацию мероприятий по HR-брендингу.

В рассматриваемом нами случае Sэф будет определяется как:

 

Sэф = Sпт + Sуш + Sсб + Sп + Sо + Sопт,

где: Sпт — увеличение выработки готовой продукции в результате повышения производительности труда, руб.; Sуш — повышение выработки готовой продукции в связи с полным укомплектованием штата, руб.; Sсб — снижение брака готовой продукции вследствие формирования объединенного в команду коллектива профессионалов, руб.; Sп — снижение затрат на подбор персонала собственными рекрутерами или привлеченными кадровыми агентствами, руб.; Sо — снижение затрат на обучение новых специалистов, руб.; Sопт — снижение затрат на оплату труда в связи с оптимизацией численности персонала, которая в свою очередь вызвана увеличением производительности труда, руб.

Затраты на реализацию мероприятий по HR-брендингу Sз, будут определяться как:

 

Sз = Sрек + Sзп + Sмп + Sр +…

где: Sрек — затраты на внутренний и внешний HR-брендинг, руб.; Sзп — затраты на увеличение фонда оплаты труда (заработная плата должна соответствовать среднерыночному уровню или в некоторых случаях превышать его, являясь тем самым элементом материального стимулирования), руб.; Sмп — затраты, выделенные на создание фонда материальной помощи, руб.; Sp — затраты на ремонт помещения отдела управления персоналом, руб.

Предлагаемая формула не случайно заканчивается многоточием, Sз вычисляется путем сложения всех расходов, с которыми столкнулась компания в процессе реализации мероприятий по HR-брендингу. Подобные статьи могут быть очень разнообразными. Мы привели лишь некоторые, которые являются наиболее распространенными, но отнюдь не обязательными.

Рассмотрим, как рассчитываются другие показатели.

Показатели, относящиеся к расчету экономического эффекта от реализации мероприятий по HR-брендингу:

Sш — повышение выработки готовой продукции в рублях в результате повышения производительности труда можно определить по формуле:

 

Sпт = (?P? C),

где:?P — прирост выработки продукции в единицу времени, т; C — цена единицы произведенной продукции, руб./т.

В свою очередь, показатель?P определяется как:

 

?P = (Рк — Рн),

где: Рк — выработка готовой продукции в единицу времени после реализации HR-процедур, направленных на повышение мотивации персонала к труду, т; Рн — выработка готовой продукции в единицу времени до начала реализации HR-процедур, направленных на повышение мотивации персонала к труду, т.

Sуш — повышение выработки готовой продукции в рублях в связи с полным укомплектованием штата вычисляется по формуле:

 

Sуш = п??N? C,

где: n — норма выработки на 1 чел. в единицу времени, т;?N — разница между штатной численностью персонала и фактической до реализации мероприятий по HR-брендингу; С — цена единицы произведенной продукции, руб./т.

Sсб — снижение брака готовой продукции в рублях вследствие формирования объединенного в команду коллектива профессионалов определяется по формуле:

 

Sсб =?В? С,

где:?В — снижение брака готовой продукции в единицу времени, т; С — цена единицы произведенной продукции, руб./т.

В свою очередь, показатель?В вычисляется следующим образом:

 

?В = (Вк — Вн),

где: Вк — величина брака готовой продукции в единицу времени после реализации HR-процедур, направленных на повышение мотивации персонала к труду, т; Вн — величина брака готовой продукции в единицу времени до начала реализации HR-процедур, направленных на повышение мотивации персонала к труду, т.

Sп — снижение затрат на подбор персонала собственными рекрутерами или привлеченными кадровыми агентствами, и Sо — снижение затрат на обучение новых специалистов определяются:

 

(Sп + Sо) =?kтк? Н? Sпо,

где:?kтк — коэффициент, характеризующий снижение текучести кадров (например, текучесть персонала составляла 20 %, после реализации мероприятий по HR-брендингу упала до 15 %, таким образом, снижение составляет 5 %, соответственно?kтк = 0,05); H — численность персонала предприятия, чел.; Sпо — затраты на поиск, подбор (собственными силами или кадровыми агентствами) и обучение нового сотрудника, в руб. на одного человека.

№ 2. Индекс ROI в оценке эффективности от HR-брендинга

Для расчета эффективности инвестиций в бизнесе используют формулу ROI – возврат инвестиций. Но как считать возврат инвестиций в HR-брендинг?
Напомним формулу расчета:

Чаще всего компании испытывают трудности с расчетом возврата инвестиций в обучение, корпоративные мероприятия и проекты без очевидного дохода.

Предлагается рассмотреть измененную формулу для таких случаев:

Экономия – это деньги, которые компания сохраняет в результате некой HR-инициативы и перенаправляет на развитие бизнеса. Еще на стадии согласования какой-то HR-инициативы необходимо задаться вопросом: «Зачем мы это делаем?»

В некоторых случаях ROI можно рассчитать не сразу, а через какое-то время (полгода, год, несколько лет). Чем дороже проект, тем дольше длится период возврата. Поэтому доход или экономию считайте накопленным итогом. Формула для расчета:

Внедрение системы расчета эффективности инвестиций в персонал начинайте с расчета дорогостоящих программ и тех, на которые компания возлагает надежды.

Инициируя какой-то HR-проект, исходите из цели проекта, то есть зачем вы это делаете. Затем определите ключевые показатели, которые вы будете отслеживать и которые должны измениться. Также определите способ отслеживания этих изменений.

Для некоторых дорогостоящих проектов рассчитывайте не ROI, а ROE – ожидаемый возврат инвестиций. Формула та же самая, что и для расчета ROI, но кардинальное отличие состоит в моменте расчета. ROI рассчитывается по факту свершения расходов, а ROE еще до того, как вы потратили хоть рубль. То есть на этапе расчета ROE вы определяете для себя оптимальный сценарий возврата инвестиций. Затем сравните значения ROE и ROI и сделайте анализ различий.

 

Вопросы для контроля и обсуждений

1.Чем индекс ROI отличается от индекса ROE?

2. Как оценивать экономический эффект от HR брендинга?

3. Что такое экономическая эффективность в контексте HR бренда?

Литература

1. Статья Мансурова Р.Е. на портале ВикиЧтение https://marketing.wikireading.ru/20539

2. Материалы Галины Дейнекиной https://deynekina.ru/roi-hr

3. Материалы агентства People force https://peopleforce.io/ru/blog/biznes/infografika-iz-chego-sostoit-hr-brand-kompanii/

4. Материалы бизнес библиотеки портала Rusbase https://rb.ru/opinion/hr-brand-instruction/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: