а)Лото «Закрой картинку».
Материал — схемы предлогов, картинки, например: птичка в клетке, птичка, на клетке, книга в столе, карандаш под книгой и т. д.
Логопед называет картинки. Ребенок закрывает картинку схемой предлога.
б) Игра «Закрой, не ошибись».
Материал — карточки с написанными на них предлогами; картинки на различные предлоги, например: синица на ветке, мяч под креслом, ложка в чашке и т. д.
Логопед называет предлог. Ребенок закрывает карточку с предлогом соответствующей картинкой.
в) Добавление предлога и падежной флек
сии существительного в словосочетания с глаголами, на
пример: влетела... (клетка); вылетела... (клетка); под
летела... (клетка); пролетела... (клетка) и т. д.
г) Дополнение предложения словосочета
нием с предлогом.
Материал — картинки. Логопед читает начало предложения и вместо конца предложения показывает картинку. Ребенок повторяет начало предложения и заканчивает его, добавляя словосочетание с предлогом. Например: Папа кладет молоток... (в ящик). Бабушка ставит вазу... (на стол). Мама убирает ботинки... (под шкаф). Петя поливает цветы... (из лейки). Оля вдевает нитку... (в иголку). Собака сидит... (за деревом) и т. д.
д)Игра «Исправь ошибку».
Логопед говорит ребенку: «Послушай, как Незнайка читал книжку: «Дед в печи, дрова на печи». «Это правильно?»; «На столе сапоги, под столом пироги». «А как сказать правильно?»; «Корова в реке, щука на траве». «Исправь, пожалуйста».
е) Выполнение действий по инструкции.
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать инструкцию, а затем выполнить ее (например, положи руки в карман; положи руки под колено; положи руки на голову; достань книгу из ящика; достань мяч из-под дивана и т. д.).
Образование форм существительных множественного числа
Образование форм существительных множественного числа проводится в следующем порядке: а) образование беспредложных конструкций существительных множественного числа; б) образование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный падеж, творительный падеж, родительный падеж, предложный падеж (предложные конструкции).
Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе. При этом учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет.
Можно выделить следующие этапы образования форм множественного числа существительных:
I этап — продуктивные формы:
а) с ударным окончанием;
б) с безударным окончанием.
II этап — менее продуктивные формы:
а) с ударным окончанием;
б) с безударным окончанием.
III этап — дифференциация грамматических форм.
Особое внимание на всех этапах работы уделялось наличию чередования звуков, изменению ударения и звуковой структуры основы слова в процессе формообразования.
Закрепление падежных срорм существительных множественного числа
Примерный речевой материал для закрепления падежных форм существительных множественного числа
Грамматические формы | Речевой материал |
Дательный падеж | |
Окончания -ам/-ям | |
Ударное окончание -ам/-ямпри сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Безударное окончание -ам/-ямпри сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные всех склонений :руки (рукам), ноги (ногам), воробьи (воробьям), жуки (жукам), глаза (глазам), рукава (рукавам), дома (домам), носы (носам), гвозди (гвоздям), дубы (дубам), муравьи (муравьям), скворцы (скворцам), львы (львам), облака (облакам), врачи (врачам), зеркала (зеркалам), огурцы (огурцам) Существительные всех склонений: вороны (воронам), коровы (коровам), березы (березам), девочки (девочкам),розы (розам), бабочки (бабочкам), кошка (кошкам), курицы (курицам), куклы (куклам), медведи (медведям), автобусы (автобусам), котята (котятам), зайцы (зайцам), мальчики (мальчикам), кресла (креслам), деревья (деревьям), ведра (ведрам), кольца (кольцам), окна (окнам), полотенце (полотенцам), стулья (стульям), собаки (собакам), братья (братьям) |
Творительный падеж
Окончания -ами/-ями
Ударное окончание -ами/ -ями при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Безударное окончание -ами/ -ями при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Существительные всех склонений: столы (столами), ежи (ежами), львы (львами), пни (пнями), овощи (овощами), кусты (кустами), ноги (ногами),руки (руками), дома (домами), мячи (мячами), жуки (жуками), леса (лесами), врачи (врачами), ковры (коврами), карандаши (карандашами)
Существительные всех склонений: куклы (куклами), ведра (ведрами), полотенца (полотенцами), кресла (креслами), платья (платьями), стулья (стульями), березы (березами), коляски (колясками), дятлы, (дятлами), белки (белками), тетради (тетрадями)
Родительный падеж
Окончания -ов/-ев
Ударное окончание -ов/-ев при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Безударное окончание -ов/ -ев при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Существительные мужского рода: дома (домов), коты (котов), пироги (пирогов), волки (волков), шкафы (шкафов), дубы (дубов), пауки (пауков), топоры (топоров), платки (платков), щенки (щенков), шары (шаров), воробьи (воробьев), ручьи (ручьев), муравьи (муравьев)
Существительные мужского рода: мальчики (мальчиков), тигры (тигров), стулья (стульев), дятлы (дятлов), маки (маков), зайцы (зайцев).
Существительные среднего рода: платья (платьев), деревья (деревьев), крылья (крыльев)
Нулевое окончание | |
Нулевое окончание при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Нулевое окончание при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода 1 склонения: коровы (коров), розы (роз), вороны (ворон), собаки (собак), книги (книг), березы (берез). Существительные среднего рода: зеркала (зеркал), яблоки (яблок), колеса (колес), гнезда (гнезд) Существительные женского рода 1 склонения: сумки (сумок), куклы (кукол), ромашки (ромашек), белки (белок), сестры (сестер), скамейки (скамеек), ветки (веток) Существительные среднего рода: кресла (кресел), окна (окон), письма (писем), блюдца (блюдец), кольца (колец) |
Окончание-ей | |
Ударное окончание -ей при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: пни (пней), врачи (врачей), шалаши (шалашей), камни (камней), гуси (гусей), кирпичи (кирпичей), ежи (ежей), ножи (ножей) Существительные женского рода • 3 склонения: мыши (мышей), печи (печей), лошади (лошадей), двери (дверей), свечи (свечей), дочери (дочерей) Существительные среднего рода: уши (ушей), поля (полей), моря (морей) |
Безударное окончание -ей при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: медведи (медведей), портфели (портфелей) Существительные женского рода 3 склонения: тетради (тетрадей), кровати (кроватей), медали (медалей), ель (елей) |
Предложный падеж
Окончание -ах/-ях
Ударное окончание -ах/ -ях при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Безударное окончание -ах/-ях при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Существительные всех склонений: рукава (рукавах), столы, (столах), ноги (ногах), дожа (домах), щенки (щенках), карандаши (карандашах), ежи (ежах), поля (полях), мячи (мячах), лошади (лошадях), руки (руках), петухи (петухах), зеркала (зеркалах), пни (пнях)
Существительные всех склонений: стулья (стульях), клетки (клетках), девочки (девочках), сумки (сумках), котята (котятах), лопаты (лопатах), мальчики (мальчиках), бабочки (бабочках), книги (книгах),реки (реках), ведра (ведрах), деревья (деревьях), кресла (креслах), качели (качелях), вазы (вазах), платья (платьях)