Лекция 53. Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского.




1. Общая характеристика

К 70-м годам ХХ века отечественной педагогикой был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Вместе с тем назрела необходимость в создании единой, обобщающей его концепции, дающей четкие направления формированию музыкальной культуры школьников.

Концепция, согласно словарю, это система взглядов на явление, основная точка зрения, с которой рассматривается это явление, ведущий замысел и т.п.

Разработать такую концепцию было предложено группе молодых ученых под руководством известного композитора и общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского. Концепция и программа разрабатывались в лаборатории НИИ школ Министерства просвещения РСФСР в период с 1973 по 1979 годы. Основные идеи концепции воплощены в статье, предворяющей программу по музыке «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы». Сама же программа выходила небольшими тиражами с примечанием «Экспериментальная».

Одновременно выпускались нотные хрестоматии для музыкального обеспечения программы, а также фонохрестоматии с записями всех произведений программы. Во время экспериментального апробирования программы уроки музыки в одной из школ Москвы вел сам Кабалевский. Эти уроки демонстрировались по телевидению. Широко распространилась по стране и книга для детей «Про трех китов и про многое другое», которую написал Д.Б. Кабалевский для детей.

Для массового использования программа по музыке для 1-3 классов (с поурочными методическими разработками) была выпущена в 1980 году, а для 4-7 классов – в 1982 году.

Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она является отправной точкой для разработки новых программ по музыке. Однако в последние годы данная программа все чаще становится объектом для критики. В то же время она имеет и массу сторонников. Представляется, что считать ее устаревшей и непригодной является неправомерным.

Данная концепция – крупное достижение нашей культуры. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд качественно новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни. А именно – стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Эта концепция имеет большой потенциал для развития.

При сохранении сути, это развитие имеет такие направления:

- разработка художественной дидактики и теории педагогики искусства;

- обоснование музыкального материала программы;

- расширение музыкального материала программы;

- расширение роли импровизаций, вокального и инструментального музицирования;

- обогащение урока фольклором, духовной музыкой, образцами современного народного музыкального творчества и т.д.

Одна из важнейших задач учителя, работающего по программе Д.Б. Кабалевского – развивать гуманистические идеи концепции. В их русле содержанием образовательного процесса является духовный диалог различных культур. Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, самим искусством, художественной деятельностью ребенка как его «жизнью» в искусстве, творения себя как личности, взгляд в себя.

Таким образом, понимая под содержанием концепции процесс формирования духовности ребенка через музыку, через переживание, чувство и впечатление можно утверждать, что обновлять в программе нечего.

Если же говорить об обновлении содержания программы как обновлении музыкального материала, способов общения с музыкой и т.п., то этот процесс заложен в концепции как постоянный, необходимый и естественный.

В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов, форм практического музицирования.

В 1994г. вышла новая редакция программы, которую сделали Бейдер и Сергеева. Основные задачи переиздания – устранить заидеологизированность содержания, дать возможность учителю проявить творческую инициативу в планировании уроков. Таким образом, в данной редакции подвергся изменению музыкальный материал и ликвидированы поурочные методические разработки.

2. Цель, задачи, принципы и основополагающие методы программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского

Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры.

Ведущие задачи:

1) формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

2) формирование осознанного отношения к музыке;

3) формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.

Основные принципы программы:

- изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки;

- связи музыки и жизни;

- интереса и увлеченности в музыкальном обучении;

- единства эмоционального и сознательного;

- единства художественного и технического;

- тематического строения программы по музыке.

Согласно последнему принципу, для каждой четверти определяется своя тема. Постепенно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и этапами (классами) существует преемственная связь. Все побочные, второстепенные темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тема каждой четверти соответствует одному «ключевому» знанию.

Основополагающие методы программы. Ведущие методы программы в своей совокупности прежде всего направлены на достижение цели и организацию усвоения содержания. Они способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, то есть выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции. Данные методы находятся во взаимодействии со всеми другими методами.

Метод музыкального обобщения. Каждая тема носит обобщающий характер и объединяет все формы и виды занятий. Поскольку тема носит обобщающий характер, то и усвоить ее возможно только лишь методом обобщения. Освоение учащимися обобщенного знания происходит в опоре на музыкальное восприятие. Данный метод прежде всего направлен на развитие у детей осознанного отношения к музыке, на формирование музыкального мышления.

Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупных способов организации деятельности учащихся, направленной на усвоение ключевых знаний о музыке, формирование ведущих умений.

Метод включает ряд последовательных действий:

1-е действие. Задача – активизировать тот музыкальный и жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или ее углубления. Продолжительность подготовительного этапа предопределяется характером обобщенного знания. Длительность подготовки зависит и от уровня музыкального опыта школьников. Главное – не допускать, чтобы изучение темы проходило формально, без опоры на достаточный для этого слуховой опыт.

2-е действие. Цель – познакомить с новым знанием. Основное значение имеют приемы продуктивного характера – разнообразные варианты организации поисковой ситуации.

В процессе поиска выделяются три момента:

1) четко сформулированная учителем задача;

2) постепенно, совместно с учащимися, решение задачи при помощи наводящих вопросов, организация того или другого действия;

3) окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся.

3-е действие связано с закреплением знания в разных видах учебной деятельности, с формированием способности самостоятельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного знания. Реализация данного действия предполагает использование сочетания различных приемов продуктивного и репродуктивного характера.

Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Содержание программы – система взаимосвязанных тем. Важно, чтобы урок в сознании учителя и учеников выступал как звено общей темы и всей программы. Учителю необходимо, с одной стороны, постоянно готовить почву для предстоящих тем, с другой – постоянно возвращаться к пройденному материалу с целью его осмысления на новом уровне.

При реализации метода задача учителя состоит в том, чтобы выбрать наилучшие для конкретного класса варианта «забеганий» и «возвращений». Здесь прослеживаются связи трех уровней.

1. Связи между этапами обучения.

2. Связи между темами четвертей.

3. Связи между конкретными музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы.

Метод эмоциональной драматургии. Уроки строятся в основном по двум эмоциональным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального тона урока.

Исходя из этого, задача заключается в том, чтобы соотнести тот или иной предлагаемый в программе принцип построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся.

Метод эмоциональной драматургии прежде всего направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. Он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к музыкальным занятиям. Данный метод допускает в случае необходимости уточнение последовательности произведений, запланированных на урок (его начало, продолжение, кульминацию – особо важный момент урок, на окончание) в соответствии с конкретными условиями проведения занятия.

Важно определить наилучшее в условиях данного класса сочетание форм и видов музыкальной деятельности (занятия).

Личность учителя (его увлеченность предметом, проявляющаяся в исполнении музыки, в суждениях, объективности оценки учащихся и т.д.) выступает мощным стимулом активизации деятельности школьников на уроке.

В программе, разработанной Кабалевским, предлагаются следующие темы для начальной школы.

I класс. Первая четверть - "Три кита в музыке - песня, танец, марш".

· Вторая четверть - "О чем говорит музыка".

· Третья четверть - "Куда ведут нас три кита".

· Четвертая четверть - "Что такое музыкальная речь".

II класс. Первая четверть - "Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость".

· Вторая четверть - "Интонация".

· Третья четверть - "Развитие музыки".

· Четвертая четверть - "Построение (форма) музыки".

III класс. Первая четверть - "Музыка моего народа".

· Вторая четверть - "Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ".

· Третья четверть - "Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ".

· Четвертая четверть - "Композитор - исполнитель - слушатель".

По мнению Кабалевского, идея тематического объединения программы очень плодотворна. Автор считал, что "тематическое построение программы создает условия для достижения целостности урока, единства всех составляющих его элементов". Опираясь на прогрессивные идеи советской музыкальной педагогики, высказанные Б.В.Асафьевым, Б.Л. Яворским, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбоймом и другими музыкантами-педагогами, Д.Б. Кабалевский рассматривает процесс музыкального воспитания как творческий, направленный во всех формах и видах занятий с детьми на раскрытие их творческих возможностей. В "Основных принципах и методах экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы" Кабалевский пишет, что все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

При всех положительных сторонах этой программы можно заметить, что не все представленные в ней темы равноценны и являют собой последовательное усвоение материала. Не всегда учитываются возрастные возможности младших школьников. Правомерен тематизм для третьего года обучения, построенный на национальной музыке разных народов и сравнивающий музыкальные произведения. Доступен для осознания материал программы I класса и темы II - "Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость". А такие темы, как "Развитие музыки", "Построение музыки", достаточно сложны для восприятия восьмилетного ребенка. Эти музыковедческие понятия требуют дополнительных объяснений и разъяснений, что уводит в сторону от самой музыки на уроке. Может быть, здесь нужна совершенно особая форма содержания и строения урока, с которой в состоянии справиться сюжетно-игровой метод.

Но в целом в 70 - 80-е гг. были пересмотрены взгляды на роль искусства в формировании нравственно-эстетических чувств детей и юношества в системе общеобразовательной школы. Возникла проблема создания такой системы музыкального воспитания, которая отразила бы специфику музыки как предмета искусства. Для этого разрабатывается идея тематического построения программ с целью объединения всех элементов и составляющих урока в единое понятийно-музыкальное искусство.

Возникают два направления тематического объединения всего урока: темы, непосредственно идущие от музыки ("Три кита"), и темы, основанные на отражении в музыке и других искусствах явлений жизни ("Природа в музыке", "Сказка в музыке"). Усиливается внимание к восприятию музыки как основе музыкального воспитания в целом. Меняется отношение к методам относительной сольмизации при работе над хоровыми навыками. Музыкальная грамота не выносится в специальный раздел работы, как это было раньше, а выражается в требованиях к музыкальному развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности с учетом ее специфики.

Таким образом, историческое наследие теории и практики музыкального воспитания в начальных классах общеобразовательной школы стало базой для реформирования структуры и содержания урока музыки. Современные поиски в данной области показывают заинтересованность педагогов в новом взгляде. Сюжетно-тематический урок музыки отражает эту тенденцию.

В учебной программе по музыке для начальной школы непременно должно быть отражено следующее:

· 1) признание равноправными всех видов музыкальной деятельности ребенка: хоровое пение, слушание - восприятие музыки, музыкально-ритмическое движение, игра на элементарных инструментах, музыкальное творчество - импровизация, постижение основ музыкальной грамоты;

· 2) включение таких важных составляющих, как духовная (церковная) музыка и музыкальная культура родного края (фольклор). При их изучении необходимо учитывать особенности и традиции музыкальной культуры конкретного региона;

· 3) направление работы по интеграции художественных дисциплин;

· 4) включение музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе против школьных неврозов, которые сегодня поражают не только учащихся, но и учителей;

· 5) современный музыкальный досуг школьников;

· 6) отбор музыкального материала для хорового пения, который осуществляется самим учителем начальной школы на основе национальных особенностей музыкальной культуры народа и традиций каждого конкретного региона России.

Пониманию музыки как источника духовного общения и средства воссоздания теплоты человеческих отношений в современном педагогическом процессе отвечают следующие программы:

"Музыка". I - III класс. Разработана под руководством Д.Б. Кабалевского коллективом авторов - Э.Б. Абдуллиным, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендровой, Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.В. Кадобновой и другими.

"Музыка" для I класса четырехлетней начальной школы. Разработана И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр.

"Музыка" для I - VIII классов. Разработана под руководством Ю.Б. Алиева коллективом авторов - В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой, Б.С. Рачиной, С.Л. Старобинским.

"Духовная музыка: Россия и Запад". Разработана И.В. Кошминой, В.В. Алеевым.

"К вершинам музыкального искусства". Разработана под руководством М.С. Красильниковой.

Указанные программы, направленные на творческое самовыражение детей посредством музыкального искусства, адекватны структуре эстетического воспитания, представляющей комплекс элементов:

· развитие психологической основы эстетической культуры;

· повышение культуры восприятия и оценки художественно-эстетических явлений;

· содержательное обогащение процесса духовной жизни, образование эстетических потребностей;

· поиск и становление ориентации в мире эстетических ценностей;

· воспитание эстетического вкуса;

· формирование особого типа художественно-образного мышления;

· формирование эстетических суждений;

· развитие творческого потенциала личности;

· расширение эмоциональной сферы личности. Основными критериями отбора музыкальных произведений

· для составителей программ являются:

· высокий художественный уровень;

· воспитательная направленность;

· небольшие объемы произведений;

· наличие образных контрастов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: