Старшего дошкольного возраста




ПЛАН РАБОТЫКРУЖКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«ЭКОРАДУГА»

 

Потребности МБ ДОУ в разработке плана кружка «ЭКОРАДУГА»

 

1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Красноярского края;

2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;

Таким образом, актуальность заключается в том, что:

- выполняет государственный заказ по обеспечению дошкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;

- формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

- способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора по пяти образовательным областям.

 

Цель кружка «ЭКОРАДУГА»:

Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (Красноярский край)

 

Задачи кружка «ЭКОРАДУГА»:

 

· обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон края;

· формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

· развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

· воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

· воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

 

Виды деятельности:

. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

– целевые прогулки по территории ДОУ, на метеостанцию ДОУ.
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.И. Сурикова.
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. О заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке

,– игры (подвижные, дидактически– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

 

 

График работы кружка

День недели Время
среда четверг 15-30 15 – 30

 

Задачи развития экологических представлений у детей:

1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (горы, степи,♦лесостепи, тайга, тундра, арктическая пустыня), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, поселке), о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

2..Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

3. Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Перспективный план на учебный год кружка «ЭКОРАДУГА»

 

Тема Программные задачи Региональный компонент Предварительная работа Наблюдения, опыты, формы работы
Сентябрь 1. 2. «Я и природа» 3. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/     Показать уникальность природы Красноярского края. Дидактическая игра «Природа –не природа», Экологическая игра «Фотограф»   Наблюдения на участке детского сада. Беседа: «Что такое природа». Рассматривание картины И.И, Левитана «У озера»
Сентябрь Цветущие растения - Закрепить названия 4-5 цветущих растений - Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. - Уточнить части растений и их функции Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных на клумбах детского сада. Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений Сбор семян Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»
Сентябрь Прогулка по территории сада     Уточнить сезонные изменения в жизни растений: Знакомство местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы Наблюдение за цветущими растениями в группе Рисование. Зарисовка однолетнего растения по выбору. Рассматривание картины И.И Шишкина «Жатва», «Дорога во ржи»
Сентябрь «Что такое погода? Что такое метеостанция?» Метеостанция своими глазами. Знакомить с природными явлениями и приборами для изучения погоды..     Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений в п. Емельяново Красноярского края.. Наблюдение за приборами для изучения изменения погоды на метеостанции. Беседа с детьми, загадки о явлениях природы. Дидактическая игра «Погодное явление».
Октябрь «Наш дом природа» Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;- Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого Продемонстрировать радость общения с природой своей местности.. Чтение художест- Венной литературы, Сатеев. «Жалейкин и лягушонок» «Соловей и лягушка» Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона. Работа в календаре наблюдения.
Октябрь «Сравнение диких и домашних животных»   Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о волке. Дать представление о водлке /внешний вид, среда обитания/ Где обитает на территории Красноярского края. Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова Рассматривание и описание картины В.Д. Поленова «Заросший пруд»
Октябрь Беседа о перелетных птицах Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. - Связь птиц со средой обитания. – Заботливое отношение к птицам Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы. Наблюдение за поведением птиц Акция «Помогите птицам выжить» Работа в календаре наблюдения Чтение рассказа В.В. Бианки «Синичкин календарь»
Октябрь «Что такое – ветряной рукав?» Измеряем скорость ветра. Познакомить детей с ветряным рукавом, который определяет силу и направление ветра.. Рассмотреть иллюстрации и познакомить детей с назначением вертушек и султанчиков. Научить детей изготавливать книжки- малышки из альбомных листов.   Систематизировать знания детей о явлениях неживой природы Красноярского края. Наблюдения на метеостанции, фиксация результатов наблюдений в дневник наблюдений. Изготовим книжки – малышки о природе и погоде – приметы. Дидактическая игра «Ветер -ветерок»,
Ноябрь «Осенние явлений неживой природы» Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют ветры Особенности явлений природы Красноярского края. Календарь природы Дидактическая игра «Когда это бывает» Аппликация «Сокровища природы» Работа в календаре наблюдения. Рассматривание и описание картины В.И. Сурикова «Минусинская степь»
Ноябрь «Почему бывают разные времена года» - Солнце – источник света и тепла. - Смена времен года. - Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека. Местоположение России и Красноярского края на карте. Рассматривание географической карты. Игра «День и ночь». Моделирование. «Смена времен года». Опыт «Передача солнечного зайчика» Рассматривание картины В.Д. Поленова «Ранний снег»
Ноябрь «Знакомим детей с почвой» Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»;-Загрязнение почвы, возможные последствия; Необходимость охраны почвы. Показать на карте местность плодородных почв, разнообразность растительного мира нашего края. Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы Сезонные наблюдения за почвой, заморозки, состояние почвы после первого снежного покрова. Работа в календаре наблюдений.
Ноябрь «Что такое флюгер?»   Познакомить детей С флюгером. Учить определять направление и силу ветра.   Географическое положение Красноярского края. Наблюдение за флюгером. Аппликация «Метеостанция» Беседа «Какую метеостанцию построили бы дети?» Работа в календаре наблюдения
Декабрь «Лес –многоэтажный дом» Учить прослеживать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; Заповедные места Красноярского края Домашнее задание: лес и его обитатели, Дидактическая игра «У каждого свой дом», Прогулка по территории сада «Определение пород деревьев и кустарников»
Декабрь   «Цепочка в лесу» Уточнить: лес как пример сообщества. «Экологические цепочки» на примере животного мира Красноярского края (зона тайги) Сравнение живой и неживой природы. Составление схем «Цепочки питания» Чтение рассказа М.М Пришвина «Белыц ожерелок»
Декабрь   «Что такое компас? Части света и солнце. »     Формировать представление о частях света, познакомить с компасом Обучать детей работе с компасом Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т. к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.     Природные зоны Красноярского края: Горы, Степи, Тайга, Тундра, Арктическая пустыня Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду. Рассматривание картины А.К. Саврасова «Зима»   Экскурсия по территории детского сада. Подв. игра «Кто быстрее» Работа в календаре наблюдения
Декабрь Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» - Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; Бережное отношение к природе родного края Сравнение искусственной и живой ели Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубки.  
Январь   Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; - Уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара) Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты Замораживание цветных льдинок Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью Чтение литературы на тему: «Берегите природу» Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима в лесу» (Иней)
Январь «Термометр. Какие бывают термометры?»   Познакомить детей с разными термометрами (водный. для помещения и уличный и т. д.)   Годовые температуры в Красноярском крае. Рассматривание термометров. Беседа «Зачем нужен термометр». Рисование тычками. «Снегопад» Работа в календаре наблюдения
Январь   «Зимние явления в неживой природе» Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер. Зимние явления природы Красноярского края Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца. Опыты «Высота солнца, температура, длина тени» Рассматривание картины И.И. Шишкина
Февраль «Как животные проводят зиму в лесу?» - Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. - Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в холодный период в Сибири. Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин и слайдов Наблюдение за сезонными изменениями в природе Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями животных зимнего леса
Февраль «Беседа о зимующих птицах» - Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. - Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. Зимующие птицы Красноярского края Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. Аппликация «Птицы на кормушке» Работа в календаре наблюдения. Чтение рассказа В.В. Бианки «Снегирушка-милушка»
Февраль «Как растения приспособились зимовать» Учить замечать деревья и кустарники без листьев; Как растения приспособились зимовать в Красноярском крае, в разных природных зонах Различать деревья и кусты зимой, по стволу, веткам. Наблюдения за растениями зимой. Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?»
Февраль   «Профессия диктора прогноза погоды.» Познакомить детей с профессией на телевидении –диктор прогноза погоды.   Суровые климатические условия Красноярского края. Составление сводки погоды. Игр. Упражнение «Кто составит лучшую сводку погоды?» Сюжетно ролевая игра «Диктор прогноза погоды».
Март «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду - Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. - Зависимость роста растений от условий окружающей среды. Болезни и вредители растений «Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы Опыты с семенами Работа в календаре наблюдения Рассматривание и описание картины И.И. Левитана «Март»
Март Комнатные растения – живой организм   - Объяснить понятие «комнатные растения»; - Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Комнатные растения в группах детского сада. Уход за комнатными растениями Цикл наблюдений за комнатными растениями Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»
Март Размножение растений - Учить пересаживать комнатные растения. Размножение побегами (герань, бегония, фуксия). Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду. Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. Работа в календаре наблюдения  
Март «Красная книга Красноярского края» Бережное отношение к растениям и животным; - Правила поведения в природе. Редкие растения и животные Красноярского края Изучение «Красной книги» края Рисование (коллективная работа) «Природа родного края» Рассматривание картины В.И. Сурикова «Енисей»
Апрель «Весенние явления в неживой природе» Праздник «День метеоролога». - Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; Провести праздник «День метеоролога». Воспитывать интерес к профессии метеоролога.     Весна в Красноярском крае Сравнение признаков зимы и весны Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных» Сбор мусора на территории детского сада «Весну встречаем чистотой» Посвящение детей в метеорологов.
Апрель «Растения весной»   Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава… - Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе. - Воспитывать эстетическое отношение к растениям. Растительный мир Красноярского края. Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики Сравнение: дерево – куст; куст – трава.   Наблюдения за состоянием растений в разные времена года. Рассматривание картины В.Д. Поленова «Березы и папоротники» И.И Шишкина «Лесная чаща»  
Апрель «Встречаем птиц»   Совершенствовать знания о перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет ласточек, скворцов в родной поселок Емельяново. Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением Работа в календаре наблюдения Рассматривание о описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Апрель   «Берегите первоцветы» - Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; Редкие, исчезающие растения Красноярского края. Способы их сохранения. Цикл наблюдений за первоцветами. Выпуск листовок «Берегите первоцветы» Рассматривание и описание картины А.К. Саврасова Прилет первых весенних птиц»
Май «Особенности жизни зверей, птиц ии насекомых весной»   - Учить замечать особенности жизни зверей, птиц и насекомых весной. - Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Красноярского края Рассматривание иллюстраций жи вотных весной Чтение рассказа М.М Пришвина «Болото». Рисование (коллективная работа) «Звери весной» Рассматривание и описание картинв И.И Шишкина «Утро в сосновом лесу»  
Май «Мы в ответе за тех, кого приручили» - Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. - Необходимость создания соответствующих условий близких к природным. «Мой домашний друг» (самые необычные домашние питомцы, которые живут с ними под одной крышей.) Правил общения с животными. Просмотр слайдов об уходе за животными в домашних условиях. Аппликация «Домашние животные» Работа в календаре наблюдения
Май «Этот удивительный мир насекомых» - Уточнить многообразие насекомых. - Сезонные изменения в жизни насекомых. Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. (В Красноярском крае.) Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» Цикл наблюдений за насекомыми Консультация «Почему дети обижают насекомых?» Работа в календаре наблюдения
Май «Земля – живая планета» Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. - Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе родного края. (Красная книга Красноярского края) Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни для живых объектов природы.   Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» Викторина «Что. где, когда?» Закрепить навыки о метеорологии.
           
           
           
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: