Характеристика элементов состава преступления




Функции

Регулятивно-cтатическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм.

Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. (обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.)

Охранительная функция осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур. Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм.

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

 

 

Билет 3 Понятие государства, его признаки и функции

 

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.

 

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

 

Признаки государства:

единая организация политической власти, которая распространяется на все население (граждан, иностранцев, ЛБГ) в пределах территории страны, ее государственных границ;

обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной валюты;

располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения;

организует и осуществляет власть на правовых основах.

 

ГОСУДАРСВТО – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть а все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

 

Функции государства:

 

- это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

По сферам распространения:

1. внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти;

2. внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.

Внутренние функции:

- экономическая – формирование госбюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны и т.п.;

- социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, связь и т.д.;

- финансового контроля – выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в госбюджет для удовлетворения социальных и общегос. нужд;

- охраны правопорядка – обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений;

- экологическая – система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

 

Основные внешние функции государства:

- экономическое, политическое, научно-техническое, экологическое, военное и культурное содружество с другими государства;

- оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ.

 

Билет 4 Формы государства, понятие и основные элементы. Политические режимы.

 

Понятие и основные элементы формы государства

 

Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

Структурные элементы формы государства:

Форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства;

Форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти;

Государственно–правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти;

Форма государства определяет:

Порядок образования органов государственной власти;

Структуру органов государства;

Специфику территориальной обособленности населения;

Характер межведомственных взаимоотношений;

Особенности в отношениях государственных органов и населения;

Методы и приемы осуществления политической власти;

 

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

 

Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

В современной политологии выделяют различные типы политических режимов. В качестве критериев классификации политических режимов чаще всего используются такие признаки, как: наличие или отсутствие свободы политического выбора, степень и реальное выражение плюрализма интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, уровень политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и другие.

 

В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти (демократические и недемократические политические режимы). В связи с широким (способ функционирования политической системы) и более узким толкованием категории «политический режим» в политической науке нередко делается различие между понятиями «государственный режим» (более узкое понятие) и «политический режим» (более широкое понятие).

 

Исходя из этого выделяют три основных типа политических режимов:

демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;

авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;

тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.

 

Кроме того, возможны режимы смешанного и переходного типов, в частности: авторитарно-демократический, демократически-авторитарный, анархо-демократический, жестко-авторитарный, автократический, смешанный, монократический или диктаторский, военно-авторитарный, фашистский, теократии, военно-бюрократический, коммунистический.

 

 

БИЛЕТ 5 Формы государственного устройства

 

Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.

Выделяют три основных формы государственного устройства:

федерация;

унитарное государство;

конфедерация.

Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы.

В качестве субъектов федерации могут выступать:

— административно-территориальные образования (в России это области и края плюс 2 города – Москва и Санкт-Петербург);

— национально-государственные образования (в России это все виды автономий: автономные области, автономные республики, автономные округа).

Всего на сегодняшний день в состав РФ входят 89 субъектов.

В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верховной власти) в федерации выступают:

— народ в целом:

— субъекты федерации.

Поэтому парламент федеративного государства всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства от населения в целом, верхняя – по принципу представительства от субъектов федерации.

В качестве основных признаков федерации выделяют:

1. Распределение полномочий между центром и субъектами федерации и его закрепление в конституции государства.

Другими словами, определить однозначно, является ли государство федеративным, можно, только взяв в руки конституцию данного государства. В конституции федеративного государства выделяется три круга полномочий:

— компетенция центральных органов;

— компетенция субъектов федерации;

— область совместной компетенции.

2. Наличие у субъектов федерации собственных конституции, законодательных, исполнительных и судебных органов, а часто и двойного гражданства.

Кроме этого:

1. Субъекты федерации не обладают индивидуальным государственным суверенитетом (они являются соучастниками общегосударственного суверенитета).

2. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации (поскольку выход одного или нескольких субъектов из состава федерации приводит к изменению границ данного государства, а вопрос об изменении границ федеративного государства отнесен по его конституции к ведению центральных органов).

3. Центральные органы федерации имеют право вмешиваться во внутренние дела субъектов федерации.

Унитарное государство – это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

В качестве субъектов унитарного государства выступают только административно-территориальные образования.

Субъектом государственного суверенитета в унитарном государстве является только народ в целом, тогда как в федеративном государстве – еще и субъекты федерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, а также единую систему государственных органов.

Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.

Признаки конфедерации:

1. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.

2. В компетенцию конфедеративных органов передаются лишь некоторые вопросы, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.

3. Решения конфедеративных органов не имеют обязательного характера для членов конфедерации, они носят рекомендательных характер (в противном случае имело бы место вмешательство в дела суверенных государств).

 

Билет 6 Формы государственного правления

 

Форма государственного правления – это способ организации верховной власти в государстве.

По формальному источнику власти формы правления делятся на монархии и республики.

В монархии источником власти является одно лицо. Оно получает свой пост по наследству, независимо от воли избирателей.

Монархии делятся на абсолютные и конституционные. При абсолютной монархии имеет место неограниченная власть главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман). При конституционной монархии власть главы государства ограничена законом. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии глава государства обладает значительной исполнительной властью (Иордания, Кувейт, Марокко). В парламентской монархии полномочия главы государства ограничены представительскими функциями. В этом случае главной фигурой в структуре верховной власти является премьер-министр.

 

Выделяют три вида современных республик: парламентские, президентские и полупрезидентские. Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.

Парламентская республика.

В парламентской республике правительство:

а) формируется партиями, имеющими большинство в парламенте;

б) несет перед парламентом политическую ответственность (это означает право парламента отправить правительство в отставку).

Президент:

а) является номинальным главой государства (т.е. его полномочия ограничены представительскими функциями, он не имеет реальной, т.е. исполнительной, власти);

б) избирается, как правило, парламентом, а не народом;

в) имеет право распустить парламент.

Парламент:

а) формирует правительство;

б) может вынести правительству вотум недоверия.

Суть парламентской республики заключается в том, что законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту (исполнительная власть принадлежит парламенту в том смысле, что он формирует правительство, наделяет его полномочиями).

Президентская республика.

В президентской республике члены правительства назначаются президентом и подотчетны только ему (т.е. правительство формируется президентом).

Президент:

а) является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;

б) избирается народом;

в) политической ответственности перед парламентом не несет

«но»:

1) президенту нужна поддержка парламента в вопросах бюджета;

2) он не может распустить парламент.

 

г) является верховным главнокомандующим;

д) имеет право отлагательного вето на решения парламента (т.е. право возврата закона на повторное рассмотрение в парламент. Это означает, что у президента есть право утверждения законов, принятых парламентом).

Последние две черты являются общими для президентской и полупрезидентской республик.

Парламент:

а) решает вопросы бюджета;

б) имеет право вето на должностные назначения президента;

в) вправе начать процесс импичмента против президента.

Сутью президентской республики является сотрудничество законодательной (в лице парламента) и исполнительной (в лице президента) власти.

Полупрезидентская республика.

В полупрезидентской республике правительство:

а) формируется совместно президентом и главой правительства;

б) несет двойственную ответственность: перед президентом и перед парламентом (это означает, что правом отставки правительства обладают как президент, так и парламент).

Президент:

а) избирается народом;

б) имеет право распустить парламент;

в) имеет право единоличного введения чрезвычайного положения, но на это время утрачивает право роспуска парламента.

Парламент:

а) контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета;

б) может вынести правительству вотум недоверия.

Сутью полупрезидентской республики является смешение черт парламентской и президентской республик

Билет 7 Нормы права и нормативно-правовой акт

 

Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки:

1) норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);

2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц;

3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;

4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.

Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность. Это означает, что каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.

Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты — это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

 

Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических движений). Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ. В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия. В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

 

В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.).

В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, те. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения — применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.

Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

Нормативно-правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

По юридической силе различают: законы — акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты — акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.

По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия.

Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы — организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности. Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающих на той или иной территории.

Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).

По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты[1], последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций.

Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности.

 

 

Билет 8 Основные правовые системы современности.

 

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право. В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;

тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);

правовую семью.

 

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем. Обычно выделяют четыре правовые семьи современности.

 

1. Романо-германская семья - Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария.

 

Признаки романо -германской правовой семьи:

единая иерархически построенная система источников права;

главную роль в формировании права играет законодатель;

наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

деление системы права на отрасли.

 

2. Англосаксонская семья - Великобритания, США, Канада, Австралия.

 

Признаки англосаксонской системы права:

основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решении по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;

отсутствие кодифицированных отраслей права;

отсутствие классического деления права на частное и публичное.

 

3. Религиозная семья – Иран, Ирак, Пакистан, Судан. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Ведах, законах Ману и т. д.;

тесная взаимосвязь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;

отсутствует деление права на частное и публичное;

судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

 

4. Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

 

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

 

 

Билет 9 Международное право как особая система права.

 

Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права (основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой). Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм. Основные отрасли международного права:

право международных договоров;

право международных организаций;

право международных конференций и совещаний;

право внешних сношений;

право международной безопасности;

международное гуманитарное право;

международное право в период международных конфликтов;

право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

международное морское право;

международное воздушное право;

международное космическое право;

международное атомное право;

право охраны окружающей среды;

международное экономическое право

 

 

Необходимо заметить, что некоторые отрасли и институты международного права носят комплексный характер: значительная часть норм этих образований входит в состав двух или нескольких отраслей международного права или институтов. Наконец, первичными «кирпичиками», из которых образовано международное право, являются международно-правовые нормы.

 

Билет 10. Формы права. Источника российского права.

 

под правовой категорией «форма права» подразумеваются определенные способы внешнего выражения права, а точнее конкретной правовой нормы. Назначение формы права состоит в упорядочении содержания правовой нормы, придании ей государственно-властного характера.

 

В рамках теории государства и права различают две стороны формы права — внутреннюю и внешнюю. Под внутренней формой права понимается сама структура права, система правовых элементов — нормативные предписания (норма права), институты права, отрасли права. Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, которые формально закрепляют правовые явления, а также тем самым позволяют ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Относительно внешней стороны формы права, т. е. комплекса юридических источников, в российской правовой системе утвердились следующие виды формы права:

1. Правовой обычай — это одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. По своей природе правовой обычай как форма права довольно консервативен, т. к. он исторически предшествовал закону как правовому источнику.

2. Правовой прецедент — это решение уполномоченного государственного органа, которое принимается в качестве образца при последующем рассмотрении аналогичных судебных дел. К числу видов правового прецедента относятся разъяснения Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов.

Следует отметить, что правовой прецедент может быть как судебный, так и административный.

3. Договор с нормативным содержанием — это такой договор, который имеет правовое значение. Нормативные договоры получают распространение во всех отраслях российского права. В теории правоведения нормативные договоры подразделяются на следующие виды: внутригосударственные и международные; учредительные и обычные; типовые и текущие.

Вообще, любой договор с нормативным содержанием независимо от его вида имеет следующие характерные свойства:

• содержит правовую норму общего характера,

• носит добровольный характер заключения,

• имеет общность правового интереса сторон,

• предполагает равенство прав и обязанностей сторон, а также согласие участников по всем существенным аспектам нормативного договора,

• носит эквивалентный и возмездный характер,

• подразумевает взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств;

• предполагает правовое обеспечение.

4. Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке, содержащий нормы права официальный акт-документ компетентного государственного правотворческого органа. Вообще, нормативно-правовой акт — это основная и наиболее совершенная форма права. Нормативно-правовой акт как юридический источник обладает следующими характерными чертами:

• исходит от государства, т. е. выражает государственную волю общества,

• его основное содержание составляют типичные нормативные предписания, которые обладают определенной юридической силой и устанавливают единый, государственно-властный порядок регулирования юридически значимых общественных отношений,

• имеет строго определенную документально-письменную форму, а также использует только установленные символы и реквизиты, конкретную терминологию,

• принимается и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке,

• его реализация обеспечивается комплексом мер государственного правового воздействия.

Понятие «источник права» подразумевает под собой истоки формирования права, систему факторов, которые предопределяют содержание и формы выражения права. Вообще, в теории государства и права различают следующие виды правовых источников:

1) материальные источники права — данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;

2) идеальные источники права — состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;

3) юридические источники права — это результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических (правовых) актах.

 

 

Билет 11 Закон и подзаконные акты.

 

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

 

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты — это акты органов исполнительной власти, издаваемые во исполнение закона, которые базируются на его юридической силе и не могут ему противоречить. К числу подзаконных актов относятся Указы и Распоряжения Президента РФ; Постановления и Распоряжения Правительства РФ; иные нормативные акты органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

 

 

Билет 12 Система российского права. Отросли права.

 

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация, расположение частей), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во–первых, единством выраженной в них государственной воли; во–вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в–третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в–четвертых, единством конечных целей и задач.

Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, то есть зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

Систематизация – это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Отрасли права.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Отрасли права разделяются на профилирующие, базовые отрасли, которыми охватываются главные правовые режимы, К ним относят конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное, гражданско–процессуальное, административно–процессуальное, уголовно–процессуальное, Различают специальные отрасли права, среди которых, например, трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, право прокурорского надзора, морское право.

Общая характеристика отраслей росси



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: