Тема №12. Основные направления психологии: основы интеллектуальной деятельности




 

Цель: Интеллект, важность интеллекта в жизни человека. Виды интеллекта.

План:

1.Что такое интеллект?

2.Виды интеллекта?

3.Что такое нарушение интеллекта?

4.Причины нарушения интеллекта?

5.Виды слабоумия?

6.Степени тяжести олигофрении?

7.Что такое речь?

8.Причины нарушения речи?

9.Функции речи?

1. Интеллект – определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.

2. Интеллектуальные способности. Способность исследовать, классифицировать предметы, выявлять отношения между символами и предметами Способность видеть, воспринимать и манипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции Способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде Способность понимать других людей и налаживать с ними отношения Способность понимать себя, свои чувства и стремления. Биологический интеллект – особенности функционирования структур головного мозга, которые отвечают за познавательную активность. Полностью определяется наследственностью. Психометрический интеллект – то, что измеряется тестами интеллекта. На 70 % определяется наследственностью, на 30 % – средовыми факторами (культура, воспитание в семье, социально-экономический статус). Социальный интеллект – способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества. Вербальный интеллект – запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное. Практический интеллект – умение добиваться поставленных целей.

Критерии социального интеллекта. Социальные знания Социальная память Социальная интуиция Социальное прогнозирование Сопереживание Способность к саморегуляции Социальная выразительность Социальное восприятие Социальное взаимодействие Социальная адаптация Когнитивные критерии Поведенческие критерии Эмоциональные критерии

Структура эмоционального интеллекта. Способность воспринимать или чувствовать эмоции Способность понимать, что выражает та или иная эмоция Способность направлять свои эмоции в помощь разуму Способность управлять эмоциями

3.Слабоумие - выраженное стойкое снижение интеллекта. При слабоумии у человека снижается способность отделять главное от второстепенного, отсутствует критическое отношение к своим высказываниям, поведению, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Больные не воспринимают отвлеченные понятия, не способны к обобщениям.

Таким образом, слабоумие представляет собой совокупность взаимосвязанных симптомов утраты познавательной деятельности. Различают два вида слабоумия:

1.врожденное (олигофрения);

2. приобретенное (деменция).

В основе олигофрении (в перевод с греч. «малоумие») лежит недоразвитие головного мозга в результате генетических нарушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная интоксикация) или заболеваний раннего детского возраста (менингит,энцефалит).

Различают три степени тяжести олигофрении:

1. Дебильность – легкая степень тяжести олигофрении. При дебильности наблюдается снижение умственных способностей, находчивости, сообразительности. В то же время больные способны приобрести определенные знания, которые дают им возможность работать. Обычно больные не понимают тех тонких взаимоотношений, которые складываются между людьми. Им трудно уловить в окружающей действительности существенное, главное. Больные с трудом пользуются абстракцией обобщением, их мышление не выходит за рамки конкретных представлений. Безынициативны, отношение к себе не достаточно критично. Многие из них переоценивают свои возможности и очень обижаются, если им делают замечания. Некоторые больные отличаются повышенной внушаемостью, могут легко стать участниками преступлений.

2. Имбецильность – средняя степень недоразвития интеллекта. Больныет усваивают только названия окружающих предметов и наиболее употребительные слова, часто отмечаются большие дефекты в произношении слов. Речь бедна и косноязычна.

Практически необучаемы. Иногда их удается обучить чтению, элементарному счету, но многие не могут сосчитать даже пальцы на руках. Больных можно научить выполнять какую-либо несложную работу, но они всегда нуждаются в контроле и руководстве.

3. Идиотия - тяжелая степень олигофрении. Членораздельная речь и психика практически отсутствуют. Обучить каким-либо навыкам их не удается. При идиотии часто встречаются разнообразные физические уродства: аномалия строения черепа, лишние пальцы на руках, на ногах, аномалия внутренних органов. Больные обычно умирают от присоединившихся соматических заболеваний (инфекций).

Приоберетенное слабоумие (деменция) – является следствием органического поражения головного мозга в более позднем возрасте, чаще всего при прогрессивном параличе, старческом слабоумии, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга.

Больные утрачивают способность логически мыслить, анализировать, обобщать, терять критику к своему поведению, высказываниям, не могут оценить окружающую обстановку.

В основе слабоумия лежат грубые органические изменения клеток головного мозга, что приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности.

4.Речь.

Речь – специфическая человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка. Речь - наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли. Речь является основой мышления. В речевой деятельности участвует весь головной мозг человека. Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляющей силе слова. «Слово лечит, слово – ранит».

Речь и язык не тождественны. Язык является более общим понятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отношения. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Речь произносимая вслух, называется устной и служит целями общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражается личность человека. Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологическая и диалогическая). Она так же делится на пассивную (слушание) и активную или экспрессивную (говорение).

Развитие письменной речи связано с развитием самого речевого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма – почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.

Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При патологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.

Внутренней речью называется речь «про себя», которая происходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой.

В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доминантном полушарии (у правшей – слева).

Письменная речь может функционировать при участии теменно-височно-затылочных отделов коры левого полушария. При их повреждении нарушается возможность узнать буквы, читать тексты, осуществлять графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).

Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других факторов. В частности, необходимыми являются определенный уровень мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстного и артикуляционного аппарата, отсутствие поражения бульбарной группы черепно-мозговых нервов.

5.Речь имеет свойства:

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксическим правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

6.Речь выполняет определенные функции:

1. Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

2. Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

3. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

4. Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Для медицинского работника речь больного является главным источником огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный момент.

Вместе с тем предъявляются и определенные требования к речи медицинского работника. Прежде всего он должен обладать умением слушать, направлять беседу с целью получения наибольшей информации и коррекции эмоционального состояния больного или неправильного отношения к своему самочувствию. Основные требования это: сохранять доброжелательное, уважительное отношение к собеседнику, проявлять уместную в данной ситуации вежливость, тема разговора и форма выражений мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: