Тема: Сестринский процесс при спазмофилии (гипокальциемическом синдроме).
Актуальность темы:
Спазмофилия (тетания) – заболевание, патогенетически связанное с рахитом, возникающее у детей раннего возраста в связи с острым развитием гипокальциемии на фоне нарушения минерального обмена и кислотноосновного равновесия. В современных условиях в связи со снижением как заболеваемости рахитом, так и тяжести его течения, спазмофилия встречается редко.
1) студент должен знать:
· Понятие «спазмофилия»
· причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики и оказания сестринской помощи при спазмофилии
· формы выпуска, пути введения препаратов витамина Д
· виды, формы и методы реабилитации детей со спазмофилией;
2)студент должен уметь:
· оценить состояние костно-мышечной системы грудного ребёнка
· определить размер большого родничка ребенка
· подготовить пациента к исследованию мочи по Сулковичу
· подготовить пациента к биохимическому методу исследования
· осуществлять сестринский уход за пациентом при рахите, спазмофилии;
· осуществлять реабилитационные мероприятия по профилактике спазмофилии,
· проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа у детей с заболеваниями опорно-двигательного апарата.
Контрольные вопросы:
- Что такое спазмофилия? Причины и предрасполагающие факторы.
- Назовите формы спазмофилии.
- Какие симптомы скрытой спазмофилии Вы знаете?
Задания для определения исходного уровня
Решите тестовые задания
1.Укажите, что является причиной спазмофилии:
1. инфекция
2. родовая травма
3. недостаток железа
4. нарушение фосфорно - калъциевого обмена
2.Укажите,что относится к проявлениям спазмофилии:
1. острый ларингит
2. ложный круп
3. ларингоспазм
4. бронхиальная астма
3.Укажите.что используют для лечения спазмофилии:
1. антибиотики
2. препараты Са
3. антигистаминные препараты
4. сульфаниламидные препараты
4.Укажите, по каким симптомам можно заподозрить развитие спазмофилии у ребёнка 1,5 лет:
1. беспокойство, шумное дыхание с апноэ
2. лающий кашель, осиплость голоса
3. появление пенистых выделений изо рта
4. судороги конечностей
5. К наиболее характерным признакам спазмофилии относят:
а) гипокальцимию
б) гипофосфатемию
в) снижение уровня паратиреотропного гормона
г) судороги
2) Освоить принципы оказания неотложной помощи:
АЛГОРИТМ
ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ СУДОРОЖНОМ СИНДРОМЕ НА ФОНЕ СПАЗМОФИЛИИ
І. Место проведения:
· Лечебно - профилактические учреждения, дом.
ІІ. Оснащение рабочего места:
- Стерильный столик, на котором подготовлено: одноразовые шприцы, шпатели, ватные шарики, 70% спирт, марлевые салфетки, лекарственные препараты: 0,5% раствор седуксена, 0,5% раствор сибазона, 10% раствор кальция глюконата, 3% раствор преднизолона; стерильные лотки, катетер, резиновая трубка или экстрактор, лотки для отработанного материала.
ІІІ. Предварительная подготовка к выполнению навыка:
· Вымыть, высушить и обеззаразить руки;
· Надеть стерильные резиновые перчатки;
· Уложить больного таким образом, чтобы предотвратить травмирование при судорогах.
· Освободить ребенка от стесняющей одежды, обеспечить доступ свежего воздуха.
IV. Основной етап выполнения:
- Освободить дыхательные пути от слизи с помощью катетера, резиновой трубки, экстрактора или пальца, обёрнутого ватной или марлевой салфеткой;
- Зафиксировать нижнюю челюсть, выдвинуть её вперед, таким образом, чтобы предотвратить западание языка;
- Ввести внутримышечно 0,5% раствор седуксена 0,5-1,0 мг или 0,1-0,2 мл/кг (в такой дозе можно ввести 0,5% раствор сибазона);
- Ввести внутримышечно 10% раствор кальция глюконата 0,2-0,3 мл/кг;
- Ввести согласно показаниям в/м или в/в 3% раствор преднизолона 2-3 мг/кг;
- Госпитализировать больного ребенка после купирования судорог в соматическое отделение (при необходимости);
· Обеззаразить шприцы, ватные шарики, катетер, резиновую трубку или экстрактор, лотки;
· Снять перчатки, обеззаразить их;
· Вымыть и высушить руки.
V. Заполнение медицинской документации:
· Сделать отметку в листке назначений.
Примечание. После снятия судорожного синдрома назначить курс 10% раствора амония хлорида по 1 чайной или 1 десертной ложке 3-4 раза в день, 10% раствора кальция глюконата или кальция хлорида по 1 чайной ложке 3 раза в день в течение 2-3 недель. Противорахитическое лечение начать через 3 дня после назначения препаратов кальция.
АЛГОРИТМ
ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЛАРИНГОСПАЗМЕ
I. Место проведения:
· Лечебно - профилактические учреждения, дом.
II. Оснащение рабочего места:
- Стерильный столик, на котором подготовлено: одноразовые шприцы, ватные шарики, 70% спирт, лекарственные препараты: 0,5% раствор седуксена, 10% раствор глюконата кальция, 3% раствор преднизолона; стерильный шпатель, стерильные лотки, лотки для отработанного материала.
III. Предварительная подготовка к выполнению навыка:
· Вымыть, высушить и обеззаразить руки;
· Надеть стерильные резиновые перчатки;
· Успокоить ребенка;
· Освободить ребенка от стесняющей одежды, обеспечить доступ свежего воздуха.
IV. Основной этап выполнения:
· Опрыскать лицо холодной водой;
- Вызвать раздражение слизистой оболочки носа ватным шариком;
- Надавить шпателем на корень языка;
- Если дыхание не восстанавливается, то приступить к искусственной вентиляции лёгких;
- Ввести в/м противосудорожные препараты: 0,5% раствор седуксена - 0,5-1,0 мг/кг;
- Ввести в/в или в/м 10% раствор кальция глюконата - 0,2-0,3 мл/кг;
- Ввести в тяжелых случаях в/в 3% раствор преднизолона (2 мг/кт);
- Госпитализировать больного ребенка после купирования приступа в соматическое отделение (при необходимости);
· Обеззаразить шприцы, ватные шарики, лотки;
· Снять перчатки, обеззаразить их;
· Вымыть и высушить руки.
V. Заполнение медицинской документации:
- Сделать отметку в листке назначений.
Примечание. После снятия приступа ларингоспазма назначить курс 10% раствора амония хлорида по 1 чайной или 1 десертной ложке 3-4 раза в день, 10% раствора кальция глюконата или кальция хлорида по 1 чайной ложке 3 раза в день в течение 2-3 недель. Противорахитическое лечение начать через 3 дня после назначения препаратов кальция.
Задания для определения конечного уровня знаний
3)Решите ситуационные задачи:
1й вариант
11. | Еськина Дарья Андреевна |
12. | Зиновьева Анастасия Андреевна |
13. | Иваненко Екатерина Александровна |
14. | Извекова Анастасия Александровна |
15. | Квасова Мария Павловна |
Задача №1
Ребенок 6 месяцев наблюдается по поводу рахита.
Вскармливание с рождения искусственное, бытовые условия плохие, рекомендации врача мама не выполняет. Витамин «Д» дает не регулярно, практически не гуляет с ребенком,
Прикорм в виде каш. У ребенка внезапно начались судороги, потерял сознание. Лицо бледное с цианатичным оттенком. Судорожное подергивание мышц лица, временами судороги всего тела с вытяжением конечностей, особенно кистей и стоп. Ребенок пастозный, избыточного питания, с выраженными проявлениями рахита.
Задание:
1.Объяснить, с чем связано состояние ребенка.
2.Выявить проблемы (настоящие и потенциальные).
3.Определить цели
Задача№2
Ребенок 11 месяцев поступил в стационар с диагнозом: явная спазмофилия, ларингоспазм. Рахит II подострое течение. Выяснилось: во время плача ребенок внезапно посинел и потерял сознание, вытянув ножки и ручки. Мать поднесла его к открытой форточке. Дыхание восстановилось. Пришел в сознание, цианоз, судороги через 2-3 минуты исчезли.
Из анамнеза известно: ребенок с 1 мес. находится на искусственном вскармливании, получает неадаптированные смеси, прикорм преимущественно кашами, соки, фрукты и овощи получает крайне редко. Прогулки нерегулярные. При осмотре выраженные симптомы рахита, периода репарации, повышенная нервно- мышечная возбудимость
Задание:
1.Объяснить с чем связано состояние ребенка.
2.Выявить проблемы (настоящие, потенциальные, приоритетные).
3.Определить цели.
4.Составить план ухода, наблюдения
Задача №3
Девочка 10 месяцев, страдающая рахитом, во время игры заплакала, затем издала звучный, стонущий вдох типа «петушиного крика», после чего остановилось дыхание и девочка упала. Прибежавшая медсестра увидела у девочки небольшие судорожные подергивания конечностей.
Задание:
1.Объяснить с чем связано состояние ребенка.
2.Выявить проблемы (настоящие, потенциальные, приоритетные).
3.Определить цели.
4.Составить план ухода, наблюдения.
2й вариант
16. | Коваленко Егор Дмитриевич |
17. | Кричка Ангелина Ивановна |
18. | Мельник Валерия Константиновна |
19. | Пантюхова Валерия Антоновна |
20. | Сабирова Елена Сергеевна |
Задача №1
Медсестра на активном посещении к ребенку 1 года после вызова неотложной помощи. Со слов матери с вечера появилось необычное напряженное положение рук, ребенок вскрикивал, синел. При осмотре выраженные проявления рахита: «четки» «браслетки», «квадратный» череп. Выяснилось, что рекомендации врача по поводу лечения рахита выполнялись небрежно, витамин Д ребенок получал не регулярно, на улице бывает мало.
Задание:
1.Объяснить с чем связано состояние ребенка.
2.Выявить проблемы (настоящие, потенциальные, приоритетные).
3.Определить цели.
4.Составить план ухода, наблюдения
Задача №2
Посещение участковой медсестры к ребенку 10 месяцев, страдающей рахитом. Девочка во время осмотра заплакала, затем издала звучный, стонущий вдох типа «петушиного крика», после чего появился цианоз, холодный пот.
Задание:
1.Объяснить с чем связано состояние ребенка.
2.Выявить проблемы (настоящие, потенциальные)
3.Определить цели.
4.Составить план ухода, наблюдения.
Задача №3
Ребенок 6 месяцев наблюдается по поводу рахита.
Вскармливание с рождения искусственное, бытовые условия плохие, рекомендации врача мама не выполняет. Витамин «Д» дает не регулярно, практически не гуляет с ребенком,
Прикорм в виде каш. У ребенка внезапно начались судороги, потерял сознание. Лицо бледное с цианатичным оттенком. Судорожное подергивание мышц лица, временами судороги всего тела с вытяжением конечностей, особенно кистей и стоп. Ребенок пастозный, избыточного питания, с выраженными проявлениями рахита.
Задание:
1.Объяснить, с чем связано состояние ребенка.
2.Выявить проблемы (настоящие и потенциальные).
3.Определить цели
Домашнее задание:
1. Запруднов А.М. Педиатрия с детскими инфекциями: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
С. 191-200.
2. Сестринское дело в педиатрии /В. Д. Тульчинская, Н. Г. Соколова, Н. М. Шеховцова; под ред. Р. Ф. Морозовой. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 383 с. 87-90
3. Конспект лекции.