Жизнь и творчество Н.В. Гоголя




Слайд № 3. Родители писателя, Марья Ивановна и Василий Афанасьевич, были небогаты, но гостеприимны. Их небольшое село Васильевка, которое исстари называли также Яновщина, скоро оказалось центром общественности всего околотка. Мать Гоголя, Марья Ивановна, женщина чрезвычайно красивая и очень добрая, вспоминала: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы окружены были добрыми соседями».
Слайд № 4. Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта ст. ст. 1809 года в селе Сорочинцы недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка, в обстановке безбедного быта и родительского баловства. «Дом — не большой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд, многочисленная прислуга, сытный обед, приличные экипажи и лошади» — так описывали современники обстановку усадьбы Гоголей-Яновских. Каждую осень в Васильевке бывала ярмарка — эту ярмарку Гоголь наблюдал с детства, а потом изобразил под названием Сорочинской. По вечерам молодежь собиралась послушать рассказы о старом времени, о чудесах. «Тут-то бывали настоящие «вечера на хуторе», которые Николай Васильевич поместил близ Диканьки, тут-то он видал этих неистощимых балагуров, этих оригиналов и деревенских франтов, которых изобразил потом, несколько окарикатуря, в своих несравненных предисловиях к повестям Рудого Панька», — писал первый биограф Гоголя П. А. Кулиш.
Слайд № 5. Когда Гоголь подрос, его подготовили к поступлению в Полтавское поветовое училище, а вскоре, в 1821 г., перевели в только что открытую Нежинскую гимназию высших наук [иногда ее называют лицеем]. Гимназисты образовали свой литературный кружок. Собираясь вместе, гимназисты читали друг другу свои произведения, обсуждали их. У Гоголя уже были написаны баллада «Две рыбки», трагедия «Разбойники», поэма «Россия под игом татар. К сожалению, ни одно из этих сочинений до нас не дошло. В гимназии Гоголь увлекся рисованием и театром. Мальчики завели в гимназии свой театр, сами рисовали декорации, мастерили костюмы, разыгрывали пьесы. На спектакли съезжалось много народу. Гоголь был прекрасным актером: в памяти зрителей остались его комические роли — няни Василисы в пьесе И. А. Крылова «Урок дочкам» (женские роли в гимназическом театре тоже исполняли мальчики), Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и небольшая, эпизодическая роль старика — почти без слов, которую Гоголь играл так, что зрители покатывались от хохота, — в одной из малороссийских комедий.
Слайд № 6. Наконец в июне 1828 года гимназия окончена. В декабре 1828 г. девятнадцатилетний молодой человек отправляется в столицу. Он полон честолюбивых планов, хочет служить и делать карьеру, а между тем везет с собой романтическую поэму «Ганс Кюхельгартен» собственного сочинения, хотя ему в голову не приходит желание быть только писателем. Он свято уверен: чтобы приносить пользу, надо служить. И вот наконец Петербург — город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим. «Боже мой! стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные черные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш». Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Таким, вероятно, представлял себе Петербург Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, — разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829. г. — Я его воображал красивее и великолепнее. Жить здесь не совсем по-свински, т. е. иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали... Это все заставляет меня жить, как в пустыне; я принужден отказаться от лучшего своего удовольствия — видеть театр». Службу найти не удавалось, несмотря на рекомендательные письма и протекции; деньги таяли, нестерпимый холод, особенно когда пришлось «отхватать всю зиму в летней шинели», по выражению Гоголя, — все эти неудачи сильно удручали молодого человека. Прибавились и другие неприятности. «Ганс Кюхельгартен» был издан [под псевдонимом В.Алов], но не принес славы автору. Знакомые молчали или отзывались о поэме равнодушно. Гоголь в отчаянии бросился по книжным лавкам, отобрал у книгопродавцев все еще не проданные экземпляры несчастной книжки и уничтожил их. Так погиб почти весь тираж поэмы Гоголя. Биографы предполагают, что тогда-то Гоголь и отправился в первый раз за границу. Денег для этой поездки у него не было: после смерти отца имение окончательно пришло в упадок, мать с трудом собирала деньги, чтобы уплатить проценты по заложенному имению. Гоголь растратил эти деньги. Матери он написал покаянное письмо, объясняя свой поступок несчастной любовью, опасной болезнью — только ни словом не обмолвился о поэме: «Поступок решительный, безрассудный; но что же было мне делать?.. Этот перелом для меня необходим… Нет, мне нужно переделать себя, переродиться, оживиться новою жизнью, расцвесть силою души в вечном труде и деятельности, и если я не могу быть счастлив [нет, я никогда не буду счастлив для себя...], по крайней мере всю жизнь посвящу для счастья и блага себе подобных» [24 июля 1829 года, перед отъездом из Петербурга].
Слайд № 7. Летом 1831 года Николай Васильевич Гоголь живет в Павловске, недалеко — в Царском Селе — Пушкин и Жуковский, и почти каждый вечер они встречаются. Гоголь счастлив: он, молодой человек, еще ничем не прославившийся, принят в их обществе как равный. Это светлое время в жизни Гоголя. В Петербурге печатается первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Слайд № 8. Гоголь писал: «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Нежин. 1826». Сюда Гоголь вписывает особенно заинтересовавшие его слова, показавшиеся любопытными фамилии и прозвища, а скоро на голубых и белых листах книги появятся записи украинских преданий, народных песен. Николай Васильевич просит мать: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому, я знаю, вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самих сапогов, с поименованием, как все это называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Еще — обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей... Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть кроме того какие-либо духи или домовые, то о них подробнее, с их названиями и делами…». Так возникает поэтический мир Украины.
Слайд № 9. В начале сентября 1831 года первая книжка «Вечеров на хуторе близ Диканьки» вышла в свет. Имени автора на книге не было, вместо этого на титуле обозначено: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатый материал народных поверий и преданий, умело вплетенный в ткань повествования, делали книгу Гоголя занимательной и своевременной. «Сорочинская ярмарка» сопровождается эпиграфом из старинной украинской песни «Мени нудно в хате жить...» и начинается великолепным, романтическим описанием летнего дня. Недаром Гоголь признавался, что страстно любит природу. Его описания торжественны, это ритмическая проза, в которой обдуман каждый период, каждое существительное сопровождает звучное, яркое определение. Все оживает: полдень блещет, небесный свод «кажется, заснул, весь потонувши в неге», и даже «лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы». Вся картина в движении: дубы гуляют и остановились только ненадолго, небосвод спит — его покой тоже на время. Все смещается в мире, неживая природа становится одушевленной, а живая застывает: «изумруды, топазы и яхонты эфирных насекомых». И вдруг торжественное описание разрушается: все внимание автора оказывается направлено на расписанную ярко миску или макитру. Только после этого читателя знакомят с главными действующими лицами: Солопием Черевиком, его дочкой Параской и супругой Хавроньей Никифоровной. Здесь важно все: и то, что внешность Солопия Гоголь не описывает, а скользит взглядом по его одежде, следит за ленивым жестом его руки, отирающей пот со смуглого лица; важны имена героев, которые у Гоголя всегда характеристики. В сущности, поэтический мир «Вечеров на хуторе...», мир мечты, мир сказки подчиняется тем же законам, что и народные сказки. Зло слабее добра, оно не может победить. Черт не всесилен, он даже не страшен тому, кто благороден и добр. Он прельщает золотом, богатством, легкой победой над всеми препятствиями. Но человек оказывается хитрее и смелее: заставил же Вакула черта служить ему. Это мир романтический, мир мечты, где препятствия оказываются не слишком страшными и легко устранимыми, красивые парни влюбляются в еще более красивых девушек, а над белыми хатами, цветущими садами и широкими реками — высокое голубое небо. Как любая мечта, это не подлинное изображение реальной жизни — это норма, то, как хотелось бы жить; поэтому здесь нет и не может быть изображено социальное зло, тяготы крепостного права. Однако в книге Гоголя-романтика уже есть противоречия. Гоголь стремится создать такую картину действительности, которая отразила бы единство бытия народа и его нравственного идеала. Это оказывается невозможно. Как только мы соприкасаемся с действительностью, идеал деформируется, искажается. Все более пристально вглядывается Гоголь-художник в окружающую его жизнь, и очень скоро она делается главным предметом его изображения.
Слайды №№ 10, 11. В 1835 году один за другим выходят два сборника повестей Н. В. Гоголя «Миргород» и «Арабески». Вслед за ними появляется знаменитая статья В. Г. Белинского «О русской повести и о повестях г. Гоголя». Белинский провозгласил Гоголя поэтом жизни действительной: «Что такое каждая из его повестей? Она начинается глупостями, продолжается глупостями и кончается слезами, и все это вместе называется жизнь».
Слайды №№ 12, 13. Почти одновременно с «Миргородом» был напечатан сборник «Арабески». В него вошли статьи Гоголя по вопросам истории, искусства, литературы и петербургские повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях Гоголь показал социальные противоречия столичного города, крушение лучших человеческих чувств и стремлений, гибель искусства в обществе, где все служит предметом продажи и наживы. Петербург, который возникает на страницах повестей Гоголя, не похож на пушкинский. Гоголь увидел совсем другой город, его точка зрения — это точка зрения маленького человека. Герои Гоголя обитают на дальних линиях Васильевского острова, ютятся в маленьких домиках на окраинах Петербурга. «Движение, жизнь остались там, на Невском проспекте, где шумно, весело, где днем появляются дамы с рукавами как два воздушные шара и талией, словно бутылочная шейка, а вечером, в неверном свете фонарей, возникает мир фантастический, сказочный. Но не верьте этому великолепию, не верьте Невскому проспекту! «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, - форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде» («Невский проспект»).
Слайды №№ 14-18. В 1833 году, Н. В. Гоголь мечтает о народной комедии, которая могла бы стать в ряд с «Недорослем» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова. В 1835 году Гоголь писал в Москву Погодину, что он не дает «Женихов» на сцену, а «из-под полы» готовит другую комедию. Эта другая комедия, основанная на «чисто русском анекдоте», была «Ревизор». Комедия «Ревизор» по-настоящему новаторская. Хлестаков сам по себе человек ничтожный, неумный. Но ему очень хочется быть важным. Судьба преподносит Хлестакову подарок: чиновники принимают его за ревизора, и это неожиданное приключение заставляет самого Ивана Александровича искренно увериться в своей значительности. Он начинает врать — сначала просто потому, что надо же как-то оправдать ожидания чиновников, затем увлекается, потому что ему верят, в рот смотрят. Происходит великолепная сцена вранья. Гоголь писал, что в его комедии есть одно честное, благородное лицо, и лицо это — смех. Смех, а вовсе не ревизор, прибывший «по высочайшему повелению».
Слайд № 19. 6 июня 1836 г. Гоголь покидает родину, на этот раз надолго. Он едет в Гамбург, в Швейцарию, в Париж. Он везет с собою начало поэмы «Мертвые души», мечтает создать эпопею. В конце 1836 г. Гоголь перебрался в Париж, к своему приятелю А. С. Данилевскому. Здесь его застала весть о гибели А. С. Пушкина. «...Трогательно и жалко смотреть, как на этого человека подействовало известие о смерти Пушкина,— писал А. Н. Карамзин, сын знаменитого историка и писателя, своей матери.— Он совсем с тех пор не свой. Бросил то, что писал, и с тоской думает о возвращении в Петербург, который опустел для него».
Слайд № 20. На свою работу над «Мертвыми душами» Гоголь смотрит как на завещание Пушкина. «Я должен продолжать мною начатый, большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин, которого мысли есть его создание и который обратился для меня с этих пор в духовное завещание»,— писал Гоголь Жуковскому 18/6 апреля 1837 г. Осенью 1839 г. он поехал в Россию. Был в Москве, в Петербурге. Он много работает: переделывает старое [«Тарас Бульба», «Портрет», «Шинель»], спешит окончить первую часть поэмы. «Я теперь приготовляю к совершенной очистке первый том «Мертвых душ»,— пишет он С. Т. Аксакову 28 декабря 1840 г.— Переменяю, перечищаю, многое перерабатываю вовсе, и вижу, что их печатание не может обойтись без моего присутствия».
Слайд № 22. В. Г. Белинский первым сумел дать правильную характеристику творчества Гоголя. В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя», появившейся в сентябре 1835 года, то есть до комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души», Белинский охарактеризовал Гоголя как «главу литературы, главу поэтов», с которого начинается новый период русской литературы, русской поэзии. Комедию «Ревизор», а позднее «Мертвые души» Белинский встретил восторженно, увидев в этих произведениях гениальное отображение современной русской действительности. Но не меньше великий критик боролся за Гоголя с самим Гоголем. Когда вышла книга «Выбранные места из переписки с друзьями», Белинский открыто выразил свое негодование, свое осуждение автору. Известно его знаменитое письмо к Гоголю по поводу этой книги. Белинский упрекал Гоголя в отступничестве от своих благородных позиций и требовал искупить грех перед родиной созданием произведений, написанных в прежнем духе. Гоголь был потрясен письмом Белинского. Пытался отвечать и не мог. Первый вариант ответа не был им послан критику. А во втором, уже отосланном, письме Гоголь, несмотря на жестокую обиду, все же был вынужден признать «часть правды» слов Белинского, заключающуюся, по его мнению, в том, что он совсем не знает России и что ему следует «...сызнова узнавать все то, что ни есть в ней теперь».
Слайды №№ 24, 25.   Десять лет жизни 1842—1852 гг. были годами трагической внутренней борьбы, связанной с переоценкой всего, что сделано до сих пор, с неудачами в осуществлении замысла второй части «Мертвых душ». Писатель хочет отказаться от своей манеры, оживляя героев, создавать образы несколько преувеличенные. Будучи достаточно тонким психологом и превосходным наблюдателем характеров. Гоголь ставит перед собою задачу создать образы без налета сатиры. Не идеализируя, не создавая утопии, написать картину жизни России. Гоголь ищет образцы. В 1848 году Гоголь возвращается из-за границы и поселяется в Москве, чтобы уже никогда ее не покидать. Он все время собою недоволен. «Время летит так, как еще никогда не помню,— пишет он Плетневу 21 января 1850 г.— Встаю рано, с утра принимаюсь за перо, никого к себе не впускаю, откладываю на сторону все дела, даже письма к людям близким,— и при всем том так немного из меня выходит строк! Кажется, просидел за работой не больше, как час, смотрю на часы — уже время обедать. Некогда даже пройтись и прогуляться». Врач Тарасенков, лечивший Гоголя в последние годы жизни писателя и часто бывавший в доме на Никитском бульваре, вспоминал: «В последние месяцы своей жизни Гоголь работал с любовью и рвением почти каждое утро до обеда [четырех часов], выходя со двора для прогулки только на четверть часа, и вскоре после обеда по большей части уходил опять заниматься в свою комнату. Эти воспоминания относятся ко времени работы Гоголя над вторым томом «Мертвых душ». Работа была закончена, Гоголь читал рукопись друзьям, и все вспоминают, что это было превосходное произведение. К сожалению, эта рукопись не сохранилась. Писатель сжег ее. Сожжение рукописи для Гоголя было всегда своеобразным обрядом, когда он хотел что-нибудь переделать. Обладая феноменальной памятью, Гоголь обычно помнил свой текст дословно и, когда ему трудно было переправить написанное, сжигал рукопись. Он утверждал, что писателю очень полезно смотреть, как горят его произведения. Они выходят из огня очищенные от всего лишнего. Через девять дней после сожжения рукописи, утром 21 февраля 1852 г., Гоголь умер. «Гоголь умер! — писал И. С. Тургенев в некрологе великому писателю.— Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: