Светско-религиозный досуг во время правления Петра I (XVII в.).




Вопрос

Изменение форм проведения досуга для разных сословий во время правления Петра I. Реформы Петра I в области культуры, образования. Золотой век просвещения, образования и науки. Развитие внешкольного образования в Российской империи.

Петра I принял меры к укреплению государственного устройства, уси­лению армии, проведению реформ в области экономики и культуры. Эти реформы были подготовлены всем ходом исторического развития страны, их необходимость осознавалась задолго до начала царствования Петра I.В результате преобразований правительства Петра I в Рос­сии были созданы современная ар­мия и военно-морской флот, экономическая политика правительства обеспечила известный рост промышленности и торговли.

Стремясь покончить с отсталостью страны, Петр I действовал ре­шительно, применяя жестокие административные меры, «не останавли­ваясь перед варварскими средствами борьбы против варварства».

XVIII явился поворотным моментом в жизнедеятельности людей высшего российского сословия – дворянства. Основой этого были петровские реформы, которые коснулись не только сферы политики, экономики, военного дела, но также быта, досуга, социальных отношений. Наиболее активно на петровские нововведения представители служилого, нового дворянства и выходцы из среды потомственных бояр, разделявшие взгляды Петра I на будущее развитие России.

Ударив по старым патриархальным порядкам петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга. Петр I пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность.

Как известно, в петровские времена среди высших сословий, наряду с функционированием религиозных форм досуга, внедрялись формы досуга западных стран, которые не были связаны с православием. За ними утвердилось название «светские».

Эти формы досуга осваивались постепенно, для доминирования светского досуга в российском обществе потребовалось длительное время. Использование светского досуга расширило и обогатило содержание, формы досуга не только отдельных сословий, но и всего населения.

Понимая, что разрушить устоявшиеся традиции и обычаи досуга не так легко, он пошел по пути принуждения. В 1718 году вышел указ об ассамблеях. «Ассамблеи» должны были научить людей из высшего общества общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка, танцы. От участников ассамблей он требовал веселья, раскованности, свободы общения, веселой музыки и европейских танцев. Петр I принимал активное участие в организации досуга аристократии: сам сочинял программы для маскарадов, шествий, зрелищ.

Петровский период был во многом переломным по отношению к содержанию свободного времени. Первым шагом в этом направлении было стремление ограничить влияние церковников. Пресечение суеверий виделось в создании типографии и распространении научной литературы. Необходимость культивирования просвещения понимали и наиболее дальновидные представители дворянских кругов.

Проводились реформы в области социального призрения (создание благотворительных учреждений для инвалидов, пленных, детей, бездомных; запреты на профессиональное нищенство, лишение церкви монополии на филантропию, социальное призрение, создание новых административно-государственных органов для государственного регулирования социальных процессов и др.)

Светские праздники и развлечения в период царствования Петра I. Их идеологический смысл, организация, выразительные средства (на примере свадеб шута Шанского и Никиты Зотова, избрания Петра Бутурлина князь-папой, маскарада в Москве 1722 года).

Маскарадное переодевание в принципе противоречило церковным традициям. Переодевание и элементы маскарада в народной культуре допускались лишь в тех ритуальных действах рождественского и весеннего цикла, которые должны были имитировать изгнание бесов и в которых нашли себе убежище остатки языческих представлений. Поэтому европейская традиция маскарада проникала в дворянский быт XVIII века с трудом. Как форма дворянского празднества, маскарад был замкнутым и почти тайным весельем. В период правления Петра I маскарадные представления стали более доступными для населения.

Танцы были важным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и современных. Бал оказывался областью непринужденного общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта.

Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос и об организационных формах светской жизни. Формы отдыха, общения молодежи, календарного ритуала, бывшие в основном общими и для народной, и для боярско-дворянской среды, должны были уступить место специфически дворянской структуре быта. Родились дворянские собрания. Для провинций они были своего рода клубами: местом встреч и мероприятий для представителей одного класса, ибо устраиваемые на дому балы и другие мероприятия были эпизодическими.

Возникают гражданские библиотеки, которые рассматриваются как важные для просвещения учреждения. Первая бесплатная библиотека общественного пользования была учреждена Петром I в 1714 году в Петербурге. В год открытия в ней насчитывалось 2000 книг. По свидетельствам иностранцев, библиотека была одной из лучших в Европе.

Петром I был организован публичный естественно-исторический музей «Кабинет редкостей» («Кунсткамера»). Появилась газета «Ведомости», благодаря которой русские в первый раз увидели всенародное объявление событий.

История создания Кунсткамеры

Все начинается с тысяча семьсот четвертого года, когда Петр I подписал указ, в котором оговаривалось то, что люди были обязаны приносить ему различные необычные вещи. Со всей России начали свозить всевозможные находки. Диковины, выкупленные за солидное вознаграждение, изначально хранились в Москве. Распорядившись о переносе столицы России из города Москвы в Санкт- Петербург, Петр 1 распорядился и переводе своей личной коллекции и библиотеки, так называемого "государева Кабинета". Все предметы аккуратно переправили и расположили в Летнем дворце. Коллекция, которой обладала Кунсткамера Петра 1, оказалось такой обширной, что пришлось отвести для нее специальное помещение.

Помещение назвали Кунсткамерой на европейский манер (в переводе - кабинет редкостей). За сохранность коллекции отвечал лейб-медик Р. Арескин, являющийся главой Аптекарского ведомства. Впоследствии он получил должность «надсмотрщика за редкостями». Это событие произошло в августе тысяча семьсот четырнадцатого года. По совместительству этот год является датой основания первого русского музея. Кунсткамера Петра 1 обустраивалась тщательно, также как и все начинания государя. Этому дело было поистине государственного масштаба. В тысяча семьсот семнадцатом году государь велел губернатору Воронежа вылавливать диких зверьков и птиц. В тысяча семьсот восемнадцатом году он подписал указ, в котором говорилось то, что если кто-либо найдет какие-то старые вещи (камни, кости, посуду, оружие), то их надо было обязательно принести царю.

Несли находки со всех уголков России: из Выборга прислали овцу с четырьмя глазами и двумя языками, из Тобольска - барашков, одного - с тремя глазами, другого – восьмью глазами. Все путешественники обязаны были покупать различные диковинные предметы, как у отечественных, так и у иноземных торговцев. Приобретая предметы минералогические, зоологические, анатомические и прочие раритетные вещи, созданные искусством и натуральные, Петр 1 хотел с помощью их составить систематические исторические понятия, а также хотел, чтобы служили они средствами для продвижения науки и художества. Во дворце государя коллекциям не хватало места. Такие ценные предметы нельзя было показывать широкой публике. В итоге было принято решение о перемещении экспонатов. В тысяча семьсот восемнадцатом году Кунсткамера Петра 1 была перенесена во владения одного опального вельможи.

Именно с того времени все предметы, хранившиеся в своеобразном музее, стали доступны для всех. Тогдашний музей совсем не похож на современную Кунсткамеру. В комнатах располагались препараты в стеклянных сосудах, которые когда-тосоставляли коллекцию голландца Фредерика Рюйша, профессора анатомии и ботаники. Он создал уникальную коллекцию по эмбриологии и анатомии. В тысяча семьсот семнадцатом году неравнодушный к удивительным вещам русский государь купил девятьсот тридцать семь экспонатов собрания. Рюйш, формировавший коллекцию около пятидесяти лет, продать ее согласился только русскому царю. Он верил в то, что этот человек сумеет сохранить для потомков это необычайнейшее Он был прав, ведь и по нынешнее время Кунсткамера Петра 1 существует и показывает людям действительно удивительные вещи.

Количество предметов коллекций с каждым годом все росло и росло. В Кунсткамеру со всех частей России поступали невиданные вещи. Также привозили старинные, археологические находки: серебряные и золотые изделия, раскопанные в Астрахани, различные древние религиозные предметы, древние монеты, старые рукописи. Везли абсолютно все, что могло заинтересовать и вызвать удивление. В этом музее можно было увидеть аккуратно препарированные головки маленьких детей, какие-то конкретные части человеческого тела, всевозможных птиц и мелких животных. Также Кунсткамера Петра 1 содержала гербарии и множество бабочками, животных и красивые раковины. Всем предметам музея старались придать творческую выразительность, устраивая необычные композиции из них, показывающие всю бренность жизни.

Петровские реформы стали началом постепенной перестройки досугово-бытовых традиций по европейским стандартам. Во второй половине XVIII века в систему досуга входят салоны, чтобы стать центром притяжения и общественного внимания. Салоны, кружки, общества имели различную направленность: музыкальную, литературную, спортивную и др.

С 1770 года начинается история российских клубов (прием и обеды для важных особ или выдающихся людей, обыденная игра в карты и выпивка, общение, в том числе деловые разговоры).

Виды индивидуальных досуговых занятий дворян: собирались библиотеки, «домашние» образцы поэзии и прозы составляли содержимое литературных альбомов, в традицию вошло чтение романов, газет, журналов.

Ярмарка – настоящий праздник народной жизни. Здесь русские традиционные ледяные горы или качели мирно соседствуют с балаганом, где итальянские заезжие комедианты разыгрывают пантомимы и арлекинады; старинные наигрыши владимирских пасечников перебиваются звуками многочисленных шарманок; ярославский вожак с ученым медведем выступает бок о бок с демонстрирующим свои фокусы китайцем; отставной солдат-раёшник старается перекричать балаганного деда-зазывалу; тут же Петрушка отбивает зрителей у балагана с учеными канарейками и кабинета восковых фигур.

Раёк – вид представления на ярмарках: ящик с двумя отверстиями (снабженными увеличительными стеклами, свечой) для демонстрации зрителям различных картинок. Показ сопровождался пояснениями раёшника.

Народно-площадной театр Петрушки, его истоки. Петрушка – народный герой, его социальная роль. Петрушка – главный персонаж русских народных кукольных представлений – неунывающий, непобедимый герой, защитник слабых и угнетенных. Известен с первой половины XVII века.

Высшая аристократия, среднее и мелкое дворянство, проживающее в городах и провинции, отмечало народные праздники, связанные с важными церковными праздниками. Дворяне участвовали в различных публичных увеселеньях, гуляньях, игрищах. Однако уже в 18 в, а особенно в последующее время, дворяне стремились «отгородиться» от «простонародья» Представители высших аристократических сословий ограничивались как правило ролью наблюдателя. Провинциальные дворяне, особенно получавшие невысокие доходы от личных хозяйств, также старались не смешиваться с «простолюдинами»

В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив дворянская среда стала наиболее «открытой» для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий. В годы царствования преемников Петра I

0 «ассамблеи» стали уступать место балам.

Церковь была подчинена государству, светской власти: вместо патриаршества учрежден государственный Синод.

Реформы в области просвещения, как и все другие преобразования этого времени, носили ярко выраженный сословно-классовый характер и проводились преж­де всего в интересах укрепления власти дворян.

Просветительные реформы благоприятно отразились на развитии про­мышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. Они получили энергичную поддержку со стороны видных прогрессивных ученых и общественных деятелей того времени.

Реформы в области просвещения, проведенные в первой четверти XVIII в., имели разносторонний характер. С начала XVIII в. происходит заметное развитие отечественной нау­ки. В это же время приступили к организации Академии наук, устройству первой Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, к основанию ар­хивного и музейного дела. С 1703 г. стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». Взамен уста­ревшего церковнославянского шрифта вводится более совершенный и доступный для изучения гражданский шрифт российского языка, на котором с 1710 г. печатаются книги светского содержания, а также вводится арабское обозначение цифр вместо буквенного. Большое прогрессивное значение имели мероприятия по органи­зации школьного образования.

Еще в начале своей деятельности Петр I командирует несколько групп молодежи за границу для обучения кораблестроению и мореход­ному делу. Первые две группы в количестве 50 человек были направ­лены в 1697 г. в Голландию, Англию и в Италию. В этом же году он в составе «великого посольства» сам уехал за границу учиться корабле­строению. Практика посылки молодежи за границу для обу­чения и усовершенствования в науках продолжалась и в последующие годы. Так, в 1716 г. было командировано для учения за границу 30 юно­шей, в числе которых находились В. Н. Татищев и известный своими мемуарными записками И. И. Неплюев. Они побывали в Голландии, Италии, Испании, где изучали иностранные языки, военное и морское дело, математику, обучались фехтованию и танцам. Однако основное внимание обращалось на организацию русских государственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты.

Организованные в первой четверти XVIII в. государственные свет­ские школы были новым типом учебных заведений. Религия в них усту­пала место общеобразовательным и специальным предметам. Хотя при комплектовании государственных школ правительство особое внимание обращало на вовлечение в них прежде всего детей дворян, однако в эти школы принимали детей и других сословий. Это давало возмож­ность получить образование более широким слоям населения и благо­приятно сказалось на формировании рядов демократической интелли­генции, из числа которой вышли многие видные деятели русского про­свещения.

Правительство Петра I проводит многочисленные просветительские реформы при самом активном и деятельном участии самого царя, в результате которых организуются светские государственные учебные заведения. Среди них выделилась крупнейшая Московская школа математических и навигацких наук, просуществовавшая более 50 лет и подготовившая большое число специалистов, в том числе и учителей первых светских школ.

В течение длительного времени Петр I вел разнообразную деятельность по созданию материальной базы и всего необходимого для организации Академии наук, ее открытие состоялось уже после смерти царя в 1725г. Петровские школы и Академия наук положили начало формированию в России людей, профессией которых стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: