Электронное голосование. Трансформация избирательной системы в России на современном этапе.




Кирилюк Владислава ж/б-18-1-о

В настоящее время происходит стремительное развитие электронных, коммуникативных и информационных технологий. Они становятся частью общественной жизни и затрагивают жизнь каждого человека. В Российской Федерации не стала исключением и политическая сфера, в которую еще с начала 2000-х годов активно стали проникать новые технологии. Первоначально, данные новшества использовались политиками и государством только с целью агитации в предвыборных кампаниях, но впоследствии современные технологии начали активно внедряться и в избирательный процесс. Информационные технологии стали применяться как при подсчете голосов и наблюдении за выборами, так и для быстрого распространения информации об итогах голосования.

Изначально электронное голосование использовалось как средство реализации прозрачности выборов и избирательных процедур и как форма, обеспечивающая удобство проведения голосования. Но в настоящее время данная форма голосования преобразуется, а значит, и приобретает новое качество как в зарубежной, так и в российской практике. Электронное голосование становится новым способом выражения позиции граждан в существующем демократическом обществе.

Основным элементом электронной демократии является электронное голосование, понятие которого закреплено в Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования, и подразумевает электронные выборы или электронный референдум, включающие использование электронных средств, как минимум, при подаче голосов. Таким образом, электронное голосование возможно реализовать с помощью специальных машин для голосования и дистанционного голосования с помощью Интернета.

Электронное голосование через сеть Интернет основано на дистанционном участии граждан в избирательном процессе. Вот несколько основных способов дистанционного участия. Во-первых, вместо обычного голосования на избирательном участке каждый человек может воспользоваться своим переносным гаджетом или стационарным компьютером. Во-вторых, нельзя окончательно отказаться от стационарных пунктов голосования, например, в библиотеках или торговых центрах можно организовать избирательные участки, которые будут оборудованы специальными компьютерами, с помощью которых можно будет принять участие в выборах.

Каждый человек при голосовании через Интернет должен будет пройти процесс аутентификации, то есть указать свои данные, которые будут подтверждать его личность. Впоследствии выбранный избирателем результат должен быть направлен в соответствующую избирательную комиссию, где осуществляется подсчет голосов и проходит проверка индивидуальных данных.

При рассмотрении электронной системы голосования можно выделить ряд значительных плюсов. Например, государство сможет сэкономить бюджетные средства, избежать целого ряда издержек на расходы по финансированию выборов (распечатка буклетов, плакатов, методических материалов, бюллетеней, техническое обеспечение избирательных комиссий, оплата работы членов избирательной комиссии). Так, еще в 2015 году, в преддверии выборов Президента Российской Федерации 2018 года, глава ЦИК В. Е. Чуров заявлял, что к 2018 году возможно внедрение в России «онлайн голосования». Он считал, что это позволило бы «сэкономить около 50 процентов отведенных на проведение выборов средств». Но данная идея так и не была реализована.

Также значительным плюсом при проведении электронного голосования будет ускоренный процесс подсчета голосов, а значит, более быстрое подведение результатов выборов.

Граждане могут отдать свой голос независимо от того, где они находятся.

Есть и обратная сторона института электронного голосования. Так, юридическая проблема внедрения электронного голосования в избирательный процесс очень тесно связана с техническим несовершенством современных технологий. В настоящее время не исключается возможность как случайных компьютерных сбоев, так и преднамеренных неполадок, которые будут направлены или на срыв выборов, или на фальсификацию результатов. Особенно остро эта проблема стоит в России, поскольку государство самостоятельно не производит электронную технику, которая применяется на выборах. Так что при проведении электронного голосования невозможно на 100% исключить вероятность хакерских атак, заражения компьютеров вирусами, простых сбоев, которые поставят под сомнение легитимность выборов.

С принятием в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, произошла первая масштабная трансформация институтов народовластия. Затем через год был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» - первый закон, направленный на регулирование выборов в Российской Федерации. В данном законе получил закрепление правовой механизм защиты избирательных прав (их нарушение могло быть обжаловано в суд или вышестоящую избирательную комиссию); оформлена система избирательных комиссий; институт общественного контроля дополнен важным элементом - иностранным (международным) наблюдением; введена норма о завершении предвыборной агитации в предшествующий выборам день.

Принципиальное значение для формирования правовой основы российской избирательной системы имели:

1995 год - принятие Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: законодательно признано сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательной системы; дано новое определение избирательных объединений (любые организации, устав которых предусматривал участие в выборах); сохранилось распределение одномандатных округов по субъектам Российской Федерации; определены этапы избирательной кампании; сохранены правила выдвижения кандидатов, проведения предвыборной агитации, организации процедуры голосования.

В этом же году принят Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»: предусматривалось право выдвижения кандидатов избирателями (инициативными группами) и избирательными объединениями (на съездах, конференциях политических партий); требование о сборе 1 млн. подписей в поддержку - не менее чем в 15 субъектах Российской Федерации; представление декларации о доходах кандидата за 2 предшествующих года.

В 1997 году - новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: установил обязательность и периодичность выборов, избирательный залог; в заявлении о согласии баллотироваться - данные о неснятых и погашенных судимостях; представление сведений о доходах и имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности; проверка избирательными комиссиями указанных сведений с привлечением государственных органов.

Новый этап был обусловлен принятием в июле 2001 года Федерального закона «О политических партиях».

Следующим этапом в развитии избирательной системы Российской Федерации стало введение исключительно пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы в 2007 году. Выборы федерального парламента уже дважды (2007-2011 гг.) проводились по пропорциональной избирательной системе.

В 2012 году закон о политических партиях претерпел значительные изменения. Это, прежде всего, выразилось в упрощении требований к регистрации политических партий. Так, с 1 января 2013 года политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов.

На выборах, проводившихся 14 октября 2012 года, правом участия в избирательных кампаниях в зависимости от даты опубликования решения о назначении выборов в конкретном субъекте Российской Федерации и вида выборов, обладали 28 политических партий, из них 20 - зарегистрированных в 2012 году и еще одна - изменила название. 26 политических партий воспользовались своим правом принимать участие в выборах, которые проводились 14 октября 2012г.

За прошедшие годы отменены строка «Против всех кандидатов» (Против всех списков кандидатов») в избирательном бюллетене, а также «порог явки избирателей» для признания выборов состоявшимися. Отменено право на образование избирательных блоков.

Изменения затронули и процедуру голосования. Ужесточены требования к организации досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления и уточнен порядок использования открепительных удостоверений.

Нередко Российская Федерация опережает зарубежные государства, имеющие долголетнюю практику проведения демократических выборов. Например, приняты законы, не имеющие аналога в зарубежной электоральной практике. Политическим партиям, федеральный список которых был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, предоставлены гарантии равного освещения их деятельности на государственных общедоступных теле-, радиоканалах в период между выборами.

Введены серьезные меры ответственности для организаторов выборов, вплоть до уголовной. Так, увеличены в два и более раз штрафы за ряд правонарушения, в т.ч. за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацию избирательных документов, документов референдума, фальсификацию итогов голосования.

Отдельное внимание уделено тем гражданам, которые претендуют на выборные должности. В Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения, затрагивающие пассивное избирательное право граждан. Теперь не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с изменениями, внесенными в уголовное законодательство, эти преступления более не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.

В 2004 году ЦИК России выступила с предложением об установлении единого дня голосования в субъектах Российской Федерации. В настоящее время по объему голосований в субъектах Российской Федерации единый день голосования - это фактически полноценная федеральная избирательная кампания. С 2013 года Федеральным законом установлен один единый день голосования в субъектах Российской Федерации - второе воскресенье сентября.

Кардинальные изменения коснулись низового, но самого важного звена избирательной системы - участковых избирательных комиссий. Установлен переход к работе участковых избирательных комиссий на постоянной основе, то есть их формирование осуществляется территориальными избирательными комиссиями сроком на 5 лет на постоянно действующих избирательных участках, участках референдума. В течение последующих 5 лет эти участковые комиссии будут проводить выборы всех уровней: на них возлагается огромная ответственность.

С целью информирования избирателей о ходе голосования и результатах выборов в единые дни голосования организуется работа Информационного центра Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, впервые открытого в октябре 2008 года.

Информация передается из избирательных комиссий по каналам Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») - крупнейшей информационно-телекоммуникационной системы страны, решающей масштабные организационные, технологические и информационные задачи.

Выборы Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года стали беспрецедентным примером по созданию условий для открытого, честного голосования и подсчета голосов избирателей. В ходе голосования на парламентских и президентских выборах велись Интернет-трансляции с избирательных участков, просмотр которых был доступен в режиме реального времени.

С целью информирования избирателей на Интернет-сайте ЦИК России действовали введенные в ходе парламентских выборов в 2011 году и подтвердившие свою востребованность сервисы «Найди свой избирательный участок» и «Найди себя в списке избирателей».

Особенностью выборов главы государства стали масштабы наблюдения: его осуществляли более 220 тысяч российских наблюдателей и около 90 тысяч членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса; представители СМИ; наблюдатели-волонтеры, следившие за ходом выборов в Интернет; 685 иностранных (международных) наблюдателей из 56 государств, которые присутствовали на избирательных участках в 49 российских регионах.

Максимально быстрое и широкое информирование о ходе и результатах выборов обеспечивается ГАС «Выборы». В 1994 году была поставлена задача о создании ГАС «Выборы», а в 2009 году - задача технического переоснащения избирательной системы России. В единый день голосования 4 марта 2012 года в 43 субъектах Российской Федерации комплексы обработки избирательных бюллетеней использовались на почти 2,5 тысячах избирательных участков.

В день голосования 4 марта 2012 года результативно действовал уникальный по масштабам и срокам реализации проект - прямая трансляция процедуры голосования и подсчета голосов избирателей с веб-камер, установленных в помещениях для голосования участковых избирательных комиссий. Не только с территории России, но и из-за рубежа, пользователи Интернета в режиме реального времени могли наблюдать за ходом голосования и подсчетом голосов на 80 тысячах избирательных участках; с 11 тысяч участков производилась запись информации с передачей ее в центры обработки данных. По информации Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 3-4 марта было осуществлено более одного миллиарда веб-трансляций, а на каждого зарегистрированного пользователя пришлось в среднем около 50 минут видеотрансляций.

Для современной России характерна продолжающаяся реформа избирательной системы, основные направления которой касаются не только выбора преобладающей её разновидности, но и таких избирательных институтов, как избирательные комиссии, финансирование выборов, разрешение избирательных споров и многие другие

Определяя место избирательного права в российской правовой системе, следует отметить, что ему может быть отведено место, как самостоятельной комплексной отрасли, так и подотрасли конституционного права. Это связано во-первых, с собственным предметом правового регулирования - отношениями, складывающимися в процессе организации и проведения выборов и референдумов. Данная точка зрения возникает, если рассматривать определение избирательного права в объективном смысле. С другой стороны, если принимать во внимание субъективную сторону данного определения, то предмет правоотношений будет иным, а именно наличие пассивного и активного избирательного права у граждан Российской Федерации.

Худолей Д.М. «Электронное голосование - необходимость для цифровизации избирательного процесса российской федерации»

Сорокина Е.В. «Трансформация избирательной системы: опыт России»

Сбитнев В. С. «Электронное голосование в Российской Федерации»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: