Освобождение голоса по системе Кристин Линклэйтер




Юнеева Елена Андреевна

Лекция 3

 

 

Освобождение голоса по системе Кристин Линклэйтер

 

Данная лекция познакомит вас с системой освобождения голоса известного вокального тренера, тренера по речи, актрисы и режиссера, руководителя актерского мастерства на факультете искусств Колумбийского Университета Кристин Линклэйтер (Kristin Linklater).

Она разработала собственный метод, позволяющий развивать голоса актеров и певцов. Ее работа направлена на освобождение природных функций голосового механизма. Книга К. Линклэйтер «Освобождение голоса» неоднократно выходила в крупнейших издательствах США, переведена на многие европейские языки.

Цель метода Линклэйтер – заставить интеллект формировать голос в прямом контакте с эмоциональными импульсами. Так как звучащий голос является результатом физических процессов, мышцы тела должны быть свободными от напряжения, чтобы стать восприимчивыми к импульсам мозга, которые порождают речь. Естественный голос наиболее заметно блокируется и искажается физическим напряжением. Он также страдает от эмоциональных, интеллектуальных и душевных зажимов. Все эти помехи – психофизического свойства. Когда они устранятся, голос будет в состоянии передавать весь диапазон человеческих эмоций и все богатство мысли.

 

Отрицательные факторы и их влияние на голос:

 

1. Дыхание

 

— душевное волнение передает импульс дыханию, в ответ же дыхательные мышцы сдерживают этот импульс и мешают свободному течению дыхания;

 

— неправильная осанка (впалая грудь, затрудняющая работу межреберных мышц при дыхании или согнутая спина, которая мешает свободной работе диафрагмы);

 

— контроль дыхания со стороны большой мускулатуры, который сводит на нет связь между эмоцией и дыханием.

 

2. Голосовые складки и гортань.

 

— Если дыхание несвободно, ответственность при извлечении звука во многом ложится на тонкие мышцы гортани. Эти мышцы, не предназначенные для подобного процесса, напрягаются и расстраивают свободную игру голосовых складок.

 

3. Резонаторная система

 

— напряжение в гортани блокирует связь голоса между резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя звучанию в грудном резонаторе;

 

— напряжение корня языка, мягкого нёба, лица и шеи мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, препятствуя звучанию в среднем и верхнем регистрах.

 

4. Артикуляционная система

 

— Когда дыхание несвободно и не может подкрепить звучание, язык пытается компенсировать эту недостаточность и его артикуляционные способности ухудшаются. Привычные психологические зажимы также часто мешают четкой артикуляции губ.

 

Работая над голосом, нужно помнить два основных правила:

 

— неясное мышление — существенное препятствие к чистоте артикуляции;

 

— подавление эмоций — не менее существенное препятствие к свободе голоса.

Процесс освобождения

 

Продуктивность голосового аппарата зависит от выравнивания тела, в котором этот аппарат функционирует. Когда позвоночник не выровнен, его способность поддерживать тело уменьшается. Тогда эту поддержку вынуждены обеспечивать мышцы, предназначенные для других целей. Вот пример: если нижняя часть позвоночника слабая и не выполняет своих функций, для поддержки тела напрягаются и используются мышцы живота, что не позволяет им откликнуться на нужды дыхания. Другой пример: в случаях, когда верхняя часть позвоночника отказывается поддерживать грудную клетку и плечевой пояс, на помощь приходят грудные мышцы, которые из-за этого не могут участвовать в процессе дыхания.

 

Когда шейные позвонки не выровнены, расстраивается весь звуковой канал. Если шейные позвонки расслаблены, и не в состоянии держать голову, эту функцию берут на себя мышцы челюсти, языка, гортани, даже губ и бровей, тем самым, ставя под сомнение прохождение звука. Первый шаг к освобождению голоса — знакомство со своим позвоночником. Чем лучше вы представляете связь движений тела с работой костей скелета, тем более экономичными будут мышечные затраты.

 

 

Шаг первый.

Нужно встать свободно, ноги на расстоянии 20 см. Вес должен распределиться равномерно на обе ноги. Позвоночник выровнен, голова «гордо» приподнята.

 

Шаг второй.

Произвести расслабляющие движения на руки, затем представить, что кто-то слегка потянул вас за кончики пальцев. Все ваше туловище потянулось следом. Только ноги оставьте вне этого движения. Кисти рук расслаблены.

Пусть голова под своей тяжестью упадет вперед таким образом, чтобы голова и шея повисли на вершине туловища. Почувствуйте, как вес головы становится обузой для позвоночника, и он постепенно уступает этой тяжести. Ваш позвоночник начнет «разрушаться» сверху донизу, позвонок за позвонком, поддаваясь силе гравитации. Попытайтесь представить себе позвонки в этом движении один за другим.

Позвольте коленям расслабиться так, чтобы тяжесть вашего веса сосредоточилась на середине стоп.

Проследите, чтобы вес не опрокидывал вас назад — на пятки или вперед — на пальцы ног. Проверьте, чтобы шея не была зажата. Когда Вы почувствуете, что уже не можете поддерживать равновесие из-за возрастающей тяжести головы, отпустите позвоночник и повисните вниз головой. Представьте свое туловище висящим от копчика, поддавшимся силе гравитации. Дышите свободно. Вы делаете это упражнение для того, чтобы освободить мышцы туловища, мышцы плеч, мышцы шеи, головы и рук.

Не напрягайте мышцы живота. Оставьте их свободными. Дышите. Постепенно поднимайтесь, свободно выпрямляя все тело.

 

Шаг третий.

 

Теперь закройте глаза, спокойно дышите. Потянитесь, зевните и встряхнитесь всем телом.

 

Шаг четвертый.

 

Следующее упражнение полезно делать с закрытыми глазами, поэтому, прочтите сначала комментарии.

Закройте глаза. Стойте свободно, с ощущением, будто позвоночник, вытягиваясь вверх, поддерживает ваше тело. Необходимо добиться полного расслабления внутренних мышц. Обратите внимание на малейшие изменения вашего дыхания. Избегайте малейшего напряжения внутри тела. Снимая напряжение мышц, окружающих позвоночник, держите его как бы устремленным вверх. Позвольте всем вашим внутренним органам способствовать движению вашего дыхания.

 

Ощутите глубоко внутри себя потребность зевнуть и потянуться. Зевните, потянитесь, встряхнитесь всем телом, так, как если бы вы поднялись с постели в прохладной комнате. Или представьте себе, как зевает собака, потягиваясь и встряхиваясь. Отметьте, как чувствует себя ваше тело, как вы себя чувствуете.

Из этого упражнения вы должны вынести знание двух контрастных чувств — релаксации и зажима, которые можно регулировать. Это упражнение развивает способность замечать зажимы во многих частях органов тела (таких как корень языка, центр диафрагмы, верхняя губа) и научиться снимать с них напряжение.

Существует огромная разница между расслаблением ради расслабления, за которым неизбежно следует вялость, и релаксацией ради дела. Задача состоит в том, чтобы снять ненужное напряжение мышц, которые могли бы свободно реагировать на импульс, не устраивая привычных «коротких замыканий».

 

Далее можно приступить к изучению процесса дыхания. Аппарат дыхания так сложен, что было бы неразумно делать поспешные выводы о его работе. Давайте понаблюдаем за ним, не контролируя эту работу. Откажемся от привычного мышечного контроля и позволим дыхательному процессу протекать непроизвольно. Наш разум в состоянии осведомляться о функционировании нервной системы без вмешательства в ее деятельность. Правда, этот путь нам непривычен.

Наблюдая за процессом дыхания, нетрудно заметить: когда вы вдыхаете — ваш живот надувается; когда выдыхаете — он опадает.

В связи с этим можно попробовать регулировать дыхание с помощью мышц живота. Втягивая живот в себя, вы тем самым будете способствовать выходу дыхания, а выталкиванием мышц живота вперед — перемещению дыхания вовнутрь.

Однако, надо знать, что дыхательные мышцы, не подчиняющиеся контролю нашего сознания, сложны, «утонченны» и находятся в глубине тела. Мышцы, которые контролируются сознанием, — «неуклюжие», большие и расположены на некотором расстоянии от легких. Сознательное контролирование дыхания разрушает его восприимчивость к изменению душевного состояния и ограничивает рефлекторную связь с дыхательным и эмоциональным импульсами. Не следует забывать, что рефлекторные реакции сымитировать невозможно. Рефлекторно только дыхание. Единственное, что вы можете сделать для того, чтобы восстановить рефлекторный потенциал дыхания, это убрать мешающие ему мышечные зажимы, а также в процессе дыхания пробовать принимать определенные позы, которые бы этот процесс стимулировали.

 

Лежачее положение, а также подвешивание вниз головой (в США некоторые педагоги, работающие по системе Линклэйтер, используют специально оборудованные столы, с помощью которых студент может висеть вниз головой) стимулирует глубокое рефлекторное дыхание. Сравните глубину дыхания в этих позициях с глубиной дыхания в позиции стоя. Вы увидите, что первые две позиции вызывают более глубокие рефлекторные действия дыхательного аппарата, чем те привычные положения тела, которые сопровождают нашу каждодневную жизнь. Далее предлагается ряд упражнений, направленных на освобождение дыхания, на осознание процесса дыхания, на общую релаксацию. Поскольку непроизвольная нервная система справляется с процессом дыхания наилучшим образом, не нужно тратить энергию, сознательно контролируя или поддерживая его. Вместо того, чтобы давать себе активные распоряжения типа «вдохни», «выдохни», «возьми дыхание», «вдох», «выдох», предлагается посылать пассивные установки: «позвольте дыханию переместиться», «позвольте дыханию освободиться», «позвольте дыханию войти» или «входящее дыхание», «выходящее дыхание».

Почувствуйте, что дыхание и внимание сосредоточены в одном и том же месте — центре тела, представьте, что Вы и Ваше дыхание едины (освобождается Ваше дыхание — освобождаетесь Вы), затем сообщите дыхательному центру импульс для слабого вздоха облегчения.

 

В сравнении с привычным, биологическим дыханием, в ответ на импульс, вызывающий вздох облегчения, больший объем воздуха входит в легкие и больший объем воздуха выходит на звуке, напоминающем «ффф». Легкие во время вдоха опускаются настолько, насколько опускается диафрагма, которая разделяет тело на две части. Когда вы вдыхаете, диафрагма опускается, «толкая» желудок вниз. Желудок же «толкает» дальше нижележащие кишки. Таким образом, в ответ на вдох в нижней части корпуса проходит цепь взаимосвязанных движений. Эти движения касаются не только передней части тела. Чтобы позволить дыханию включить весь дыхательный аппарат, поясничные позвонки должны быть свободными от зажима. Вытягиваясь и укорачиваясь в соответствии с силой дыхания, эти позвонки тем самым помогают создать наиболее благоприятные условия внутри для того, чтобы легкие беспрепятственно увеличивались во время дыхания. Когда вы стоите, эти движения позвонков незаметны, но они могут быть легко ощутимы, когда лежишь на полу лицом вниз.

Далее представьте, что звук, так же, как и дыхание, начинается в центре тела. Вызовите вздох облегчения. Почувствуйте, что дыхание — это облегчение, а облегчение — это дыхание.

Оставьте рот открытым. Пошлите импульс вздоха облегчения глубоко вниз. Расслабьтесь внутри.

Поскольку рот лишь слегка приоткрыт и совершенно расслаблен, звук в результате будет непрерывным, но достаточно бесформенным и слегка похожим на «хааа». Этот звук прост, не оформлен и нейтрален. Он образовывается, если мышцы горла и корня языка не напряжены, так как напряжение искажает его. К тому же, этот звук не нуждается в том, чтобы его формировали гласные.

Может оказаться совсем непросто — оградить мышцы гортани от участия образования звука. Чтобы сделать это упражнение без лишних усилий со стороны мышц гортани, проделайте его на полу, лежа на спине.

 

Последующее упражнение учит Вас обособлять и исключать мышечные зажимы, нарушающие вибрации, а также помогают почувствовать природу вибраций. В природе вибраций существует способность к увеличению, повторению и отражению звука. Звук отражается от деки бесконечное количество раз.

Первой «декой», с которой предлагается поработать, являются сомкнутые губы. Вибрации, берущие начало в центре, будут озвучиваться на губах. Упражнения на «ха-хамма» и на звук, напоминающий жужжание, и звук, подобный тому, который повторяют губами маленькие дети, изображающие машину (обозначается как «bbmm»), на разной высоте. При этом употребляются такие выражения как: «выдохните звук на такой-то высоте», «коснитесь звука на такой-то высоте», «потяните звук на такой-то высоте». Лучше избегать выражений, которые соответствуют понятию «спойте», потому что эта установка у некоторых людей вызывает немедленный ответ: «я не пою», «у меня плохой слух». По сути, это совершенно иная реакция по сравнению с той, какая возникает на пути извлечения речевого звучания.

 

Следующая лекция продолжит описание системы К. Линклейтер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: