Основные особенности древнеримского права. Древнегреческое (афинское, спартанское) право.




Самой распространенной периодизацией является деление эволюции частного римского права на следующие периоды.

1. Период древнего, или квиритского, гражданского права (ius civile Quiritium) — 754 г. до н. э. В этот период основным источником права выступают Законы XII таблиц, закрепившие основные институты правовой системы Рима.

2. Предклассический период — 367 г. до н. э. Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых норм, как формулы претора. Изменяется форма судебного процесса (с легисакционного на формулярный).

3. Классический период — 27 г. до н. э. — 284 г. н. э. Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс.

4. Постклассический — 284–565 г. н. э. В конце периода возникает Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis).

Предмет римского права. Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились:

1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера;

2) брачно-семейные отношения;

3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи;

4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц;

5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований — договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений;

6) вопросы защиты частных прав.

Определение римского права. Римское право состоит из публичного права и частного права. Публичное право регулирует состояние Римского государства, а частное право относится к имущественным выгодам отдельных граждан.

Публичное право (ius pudlicum) выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государ ством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными, отдельными лицами они изменены быть не могут.

Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.

Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и между юридическими лицами.

Частное право включало в себя уполномочивающие и диспозитивные нормы, так как являлось областью, в которой вмешательство государства было ограниченным, и которая предоставляла простор для частных лиц.

Уполномочивающие нормы предоставляли частным лицам возможность отказаться от указанного в законе поведения и самим определить, как поступить в конкретном случае. Так, лицу предоставлялась возможность решить, то ли защищать свое нарушенное право собственности, то ли нет; предъявлять либо не предъявлять иск.

Диспозитивные (условно-обязательные) нормы действовали тогда, когда лицо не воспользовалось предоставленным ему правом. Например, если умерший не оставил после себя завещание, государство заполняло этот пробел. С помощью диспозитивной нормы оно определяло, кому и как переходит имущество умершего (наступало наследование по закону).

В настоящее время термин «частное право» сохранился в ряде государств, в особенности там, где имеется различение гражданского и торгового права. В этих государствах (например, Франция, Германия) частное право включает в себя главным образом: а) гражданское право, б) торговое право.

Гражданское право включает в себя нормы, регулиру ющие имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, а также семейные правоотношения и некоторые личные права. В области торгового права — нормы, регулирующие специальные взаимоотношения купцов и торговые сделки. В тех государствах, в которых отсутствовало торговое право, отношения в этой области регулировались просто гражданским правом.

Римское право не включало в себя термин «граждан ское право» («ius civile») в указанном выше значении. Дан ный термин имел ряд значений, в особенности он означал: а) древнее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле «цивильное право» противопоставлялось преторскому праву; б) всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве (civitas) и выраженных в законах этого государства; в этом смысле гражданское право противопоставлялось «праву народов» (ius gentium) и естественному праву (ius naturale).

Основные черты римского права. На всем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уров ня юридической формы и юридической техники, как римское частное право. Следует в особенности отметить два право вых института, которые вызвали в Риме подробную регла ментацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества.

Во-первых, институт неограниченной индивидуальной частной собственности, выросший из необходимости установить, в возможно широком объеме, права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатации рабов и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами.

Во-вторых, институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего развития в Риме в первые века новой эры, и вообще ведение богачами крупного хозяйства вызвали необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договора.

К началу новой эры в Римском государстве исчезли пережитки первобытнообщинного строя и проявления семейной общности имущества. Постепенно римское частное право приобретает черты индивидуализма и свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения. Субъект собственности самостоятельно выступает в обороте и единолично несет ответственность за свои действия. Индивидуализм определяется тем, что домохозяин или рабовладелец ведет хозяйство и сталкивается на рынке с другими такими же хозяевами.

Последовательное проведение этих начал, имеющих огромную ценность для господствующего класса общества, основанного на эксплуатации, сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выражения юридических норм.

Таким образом, отличительными признаками частного римского права являются: ясность построения и аргументации, точность формулировок, конкретность и практичность права и соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса.

Системы римского права. Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись прин ципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличались простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

Исконное римское частное право и «право народов» долгое время дополняли друг друга. При этом существенно было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

Основные принципы публичного права. Римскому праву присущи два противоположных принципа, пронизывающих процесс разработки права претором и юристами.

Во-первых, консерватизм. Он выражался в том, что юристы доказывают, что любые выводы соответствуют взглядам их предшественников. Они относились с большим уважением к старому праву, подчеркивая недопустимость каких-либо новшеств, неизменность существующего социального строя и, главное, незыблемость права. Бывали случаи, когда юристы специально прибегали при толковании сложившейся нормы к натяжкам, чтобы не показывать изменчивости права.

Во-вторых, прогрессивность. Но если развивающиеся производственные отношения не вмещались, ни при каком толковании, в прежние нормы, если современные интересы господствующего класса не защищались древними правилами, если обнаруживался пробел в праве, то юрист не боялся сформулировать новое начало. Но не путем отмены старого закона или обычая: на такую отмену римские магистраты и юристы не были управомочены, и такая ломка могла бы вселить вредное для господствующего класса мнение об изменчивости права. Римский юрист предпринимал обходное движение. Наряду со старым правом и без отмены последнего вырабатывались новые нормы путем вносимых претором дополнений прежнего эдикта или путем формулировки юристами новых взглядов. И жизнь начинала течь по новому руслу, хотя старое русло не засыпалось — оно просто высыхало. Так, наряду с цивильной собственностью была создана так называемая бонитарная, или преторская, собственность (не носившая названия собственности, но дававшая управомоченному лицу все права собственника), наряду с цивильным наследственным правом была создана преторская система наследования (опять-таки даже не носившая названия наследования) и т. п.

Древнегреческое право по своему влиянию на дальнейшее развитие юриспруденции Европы не может идти в сравнение с правом Древнего Рима. Не разработано теоретически греческими юристами результате раздробленности Греции, оно не приобрело значение единого греческого права, не вылилось в стройную систему норм, пригодную для рецепции другими странами. Этим объясняется и несравненно меньшая доля внимания, которая выпала на его долю со стороны исследователей права. Законодательство видигравалоло чрезвычайно малую роль в создании древнегреческого права. Спарта вовсе не имела писаных законов, а Древние Афины хотя и имели, но, составлены в весьма отдаленные времена, в оригинале до нас не дошли. Развитое греческое право суток ораторов никогда не было кодифицированы в более-менее полном виде.

Исследование

Все сведения о древнегреческий право ученые черпают только из отрывочных сведений о нем в различных древнегреческих писателей и из надписей, дошедших до нас. Среди первых наиболее важные произведения ораторов, и между ними особенно выделяются юридические речи Демосфена. Они сообщают ряд фактов о современном ему состоянии древнегреческого права и истории права (речь Исея), ценные сведения преимущественно о наследственное право (речи Лисия, Исократв и Эсхина). Платон, Аристотель, Феофраст дают в своих произведениях массу сведений о праве Греции, которое коренным образом повлияло и на их философские представления о законах.

По философами и моралистами следуют поэты (Гомер, Гесиод, Еврипид, Аристофан), историки (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий) и лексикографы, в которых в целом гораздо меньше сведений о праве, чем можно было ожидать. Главный недостаток этих сведений заключается в том, что все они, за немногими исключениями - не точная норм права, а их субъективный перевод. Что касается надписей, их материал богаче и лишен указанного недостатка. Исследование их собрания оживило изучение древнегреческого права, а новые открытия, подобные, например, Гортинского законам, раскрывают неизвестные страницы греческого юридической жизни. Большинство надписей - частные записи различных юридических сделок, так и охватывают далеко не всю систему древнегреческого права.

Правовые нормы и источники права

Общие мо­раль­но-ре­ли­ги­оз­ные прин­ци­пы в были сфор­му­ли­ро­ва­ны гре­ка­ми в виде За­по­ве­дей Хирона (чтить богов, ро­ди­те­лей, ува­жать гостя). Бо­же­ствен­ная спра­вед­ли­вость в фи­ло­соф­ский пе­ри­од пе­ре­осмыс­ля­лась как по­ря­док, гар­мо­ния вещей. Фор­ми­ру­ют­ся гу­ма­ни­сти­че­ские прин­ци­пы и про­ти­во­по­став­ля­ют­ся хаосу.

Непи­са­ные пра­во­вые обычаи были ис­точ­ни­ком права во всех по­ли­сах Древ­ней Гре­ции (яркий при­мер непи­сан­ные за­ко­ны Ли­кур­га в Спар­те). Ис­точ­ни­ком права для пра­во­вых обы­ча­ев вы­во­ди­лась ре­ли­гия (со­глас­но ле­ген­де, Боль­шая Ретра была дана Ли­кур­гу ора­ку­лом Апол­ло­на).

Несмот­ря на рав­но­душ­ное от­но­ше­ние к си­сте­ма­ти­за­ции пра­во­вых норм, за­пись за­ко­нов (ко­ди­фи­ка­ция) ве­лась в по­ли­ти­че­ских целях: оста­но­вить смуту в по­ли­се можно пись­мен­ной фик­са­ци­ей за­ко­нов, удач­ный свод за­ко­нов со­сед­не­го по­ли­са можно сде­лать своей по­ли­ти­че­ской про­грам­мой, сла­бым по­ли­сам нужно на­вя­зать свой закон. Яркий при­мер: дра­ко­нов­ские за­ко­ны в Афи­нах были со­став­ле­ны как ин­стру­мент вы­хо­да из смуты. Ко­ди­фи­ка­ция за­ко­но­да­тельств За­лев­ка (в Южной Ита­лии) и Ха­ро­на (Си­ци­лия) свя­зы­ва­ет­ся с по­бе­дой демоса.

Наи­бо­лее полно обы­чаи пись­мен­но были за­креп­ле­ны в пра­во­вых нор­мах Афин­ской демократии.

В ре­зуль­та­те ре­форм Са­ло­на в Афи­нах фор­му­ли­ру­ют­ся пра­во­вые принципы:

1. принцип приоритета закона (перед приоритетом авторитета толкователя);

2. право на публичный иск;

3. право апелляции решений исполнительной власти (архонтов), судов фил и родовых судов, в народном суде (гелиэя).

В до­шед­ших до нас речах ора­то­ров ис­поль­зу­ет­ся прием про­кла­ми­ро­ва­ния принципов права:

1. исономии (равенства перед законом),

2. исегории (равного права на выступление),

3. исангелии (права на защиту демократии)

В Афи­нах же было и осо­зна­но, что закон обя­зан быть за­креп­лен в пись­мен­ной форме.

Пра­во­вые нормы в Афи­нах вы­ра­жа­лись в двух ос­нов­ных формах:

1. Номос - решения народного собрания, которое стало государственным законом.

2. Псефизм - решения суда, которые касаются каких-либо отдельных лиц.

Про­ти­во­ре­чие между Но­мо­сом и Псе­физ­мом ста­но­вят­ся важ­ной фи­ло­соф­ско-по­ли­ти­че­ской про­бле­мой: что важ­нее су­ве­ре­ни­тет на­род­но­го со­бра­ния или вер­хо­вен­ство за­ко­на? Раз­ви­тие права в Афи­нах при­ве­ло к по­ни­ма­нию, что дан­ное про­ти­во­ре­чие можно снять со­став­ле­ни­ем "имен­ных за­ко­нов" (спе­ци­аль­ных за­ко­но­да­тель­ных норм для вы­де­лен­ной псе­физ­мом груп­пы лиц).

В до­шед­ших до нас речах ора­то­ры ука­зы­ва­ют так же на такие формы и ис­точ­ни­ки права как:

1. политические соглашения между партиями внутри полиса и союзнические соглашения между полисами;

2. международные торговые соглашения;

3. клятвы (особенно клятвы вступления в должность).

Ора­то­ры в су­деб­ных речах так же апел­ли­ру­ют к из­вест­ным прецедентам.

Особенности права

Практический смысл греков, оживленные торговые отношения, развитая промышленность способствовали образованию в Греции юридических норм, отличных от римского типа и во многих отношениях более прогрессивных. Среди материальных различий древнегреческого права от римского:

  • более мягкие формы отцовской власти, принявшие скорее характер защиты и покровительства подвластным, чем настоящей власти;
  • признание сыновей полноправными вместе с совершеннолетием (см. ефебство)
  • независимый значительной степени имущественном состоянии жены;
  • значительно больше близость общинных форм владение землей (констатируется с достаточной убедительностью в поэмах Гомера) доисторического периода греческой истории;
  • несомненное и сильное влияние общественного начала в организации частной собственности, что по отношению к недвижимости иногда дозодило к запрету продажинаследственных участков земли, разделенных между семьями коренных граждан;
  • гораздо свободнее, чем в Риме, формы обязательственных отношений, что выражается в преобладании свободного (неформального) договора;
  • отсутствие или, по крайней мере, значительное ограничение завещательного права;
  • ряд специфических юридических образований, неизвестных Рима, только позже некоторые из них реципировавшему (например, Ипотека | ипотечная система).

Наряду с материальными существует и ряд формальных различий:

  • отсутствие строгой юридической различия между собственностью и владением;
  • свободная передача приобретенной собственности и вместе с тем ряд публичных гарантий имущественных прав, что достигалось записью сделок на мраморных колоннах.

Значение этих особенностей не следует преувеличивать, рядом с различиями существуют и исторические аналогии греческого и римского права. К ним относят постоянную опеку женщин и огромное развитие индивидуализма в сфере имущественных отношений частных лиц. Поэтому научный интерес изучение древнегреческого права состоит не в констатации его национальных основ, а в указании, что в в древнем мире возможна была другая комбинация составляющих элементов правообразования, и римское право не может даже в древности считаться типичным представителем системы гражданского права.

Как и в других греческих государствах, древнейшим источником афинского права

были обычаи. С конца VII в. до н.э. основным источником права становится

законодательная деятельность верховных органов государства.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона

(примерно 621 г. до н.э.). Из сообщений древних авторов известно, что законы Драконта

санкционировали ряд правовых обычаев, устанавливая жесткие наказания. Так, смертной

казнью карались не только святотатство и умышленное убийство, но и кража овощей, праздность. В то же время кровная месть была запрещена. Законодательство Солона (594

г. до н.э.) затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией

государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений

(долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

Право собственности и обязательство

В афинском праве самого понятия права собственности как абсолютного права лица

еще не было. В отличие от Спарты коллективная собстенность господствующего класса

имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и

рудники, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой

преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов.

Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на «видимое» (земля, дом,

рабы и т.д.) и на «невидимое» (деньги, драгоценности и т.д.).

Между государственной и частной собственностью существовала органическая связь.

Частная собственность носила еще отпечаток прежних коллективных представлений об

общности имущества и считалась предоставленной государством. Само название

земельных участков происходило от слова «жребий» (клерос), т.е. участок, полученный

от общины в результате жеребьевки. Во время войны на богатых возлагать и триерархия

– обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения

вреда. Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон. Но наиболее

важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами

(договор купли-продажи) или одной (обязанной) стороной (договор займа).

Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и

залогом. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог

их продать, если должник не исполнил обязательство.

Особое значение в истории Афин имел залог земли (ипотека). При ипотеке заложенная

земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права

распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля

переходила к кредитору.

Среди договоров важное место занимали купля-продажа, получившая большое

распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с

соседними странами.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу. Они

влекли за собой возмещение ущерба. Вред, причиненный сознательно, возмещался в

двойном размере.

Брак и семья

Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора

между женихом и главой семьи невесты. Жених обязан был уплатить за невесту.

Многоженство не допускалось.

После замужества женщина находилась как под властью отца, так и под властью мужа.

Положение ее было приниженным. Развод для мужчины был совершенно свободным, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была почти

неограниченной. Впоследствии она ослабевала, но оставалась значительной.

Преступления и наказания

Афинское право различало преступления против государства и преступления против

личных интересов.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа,

внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов,

безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также

убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, измена жены и др.

Характер наказания зависел прежде всего от тяжести преступления. При

преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и

штрафе (обычно в двойном размере от ущерба). При преступлении против интересов

государства – о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления грозила

смертная казнь.

Вора-рецедивиста обращали в рабство. Телесные наказания применялись только к

рабам.

Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного

политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных

должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант)

мог быть предан суду.

Особенностью права Спарты являлись обычаи, традиции, формирование которых

связано с именем легендарного законодателя Ликурга.

По его законам население Спарты делилось на спартиатов, обладающих

политическими правами, свободных, не имеющих таких прав (периэки), и рабов (илоты).

Имущественные отношения и обязательства

Земля в Спарте долгое время считалась государственной собственностью и, как

отмечалось, была разделена на равные доли (клеры) между спартиатами. Клер

запрещалось дарить, дробить, продавать или оформлять как наследство. На земле

трудились илоты (рабы), отдавая своему господину в виде оброка половину собранного

урожая. Все прочее имущество могли покупать и продавать как спартиаты, так и периэки

и даже илоты.

Земельными участками наделялись также периэки (ремесленники, торговцы), которые

за пользование ими платили налоги государству.

Спартиатам были известны договоры купли-продажи, мены, займа, дарения. Но

торговля была развита слабо. Обязательственные отношения не получили такого

развития, как в Афинах.

Брак, семья, наследование

Спартиаты уделяли большое внимание семейно-брачным отношениям, особенно

воспитанию детей. Забота о детях начиналась с заботы о матерях. Только здоровая

женщина, по мнению спартиатов, могла родить здорового ребенка, в будущем

настоящего воина. Женщины обязаны были заниматься спортом, участвовать в

состязаниях, петь в хоре, всем своим видом и поведением вдохновлять юношей первыми

идти в военный поход.

Обычно супружеские пары подбирались должностными лицами для того, чтобы от

этого брака родились здоровые дети. Законами было предусмотрено, чтобы по

достижении 30-летнего возраста юноша женился. Холостяков в Спарте презирали, их

даже подвергали позорящим наказаниям.

Брак заключался по обоюдному согласию родителей брачующихся. Жениху

полагалось тайно посетить невесту, сняв с нее пояс-символ девственницы. Приданого

девушке приносить не полагалось. В Спарте существовал парный брак. Несколько

братьев имели одну жену. Не было предосудительным предоставлять жену

постороннему мужчине, если муж ожидал от него хорошего потомства. Женщина в

семье занимала довольно высокое положение. Она обладала самостоятельным

имуществом, что давало ей возможность влиять на ход государственных дел.

В Спарте родители не имели права решать судьбу своих детей. Сразу после рождения

ребенка его осматривали старейшины и в случае обнаружения физических недостатков

поручали отцу убить ребенка, сбросив его в пропасть.

В семье ребенок воспитывался до семи лет. Затем мальчиков забирали и воспитывали

в отрядах в составе 15 – 20 человек. Их воспитывали в суровых условиях, заставляя

круглый год ходить босиком, ограничивали в еде, что толкало детей красть пищу.

Спарта, пожалуй была единственной страной, где воровство не считалось позорным

делом.

Детей учили выражать свои мысли кратко и точно. Выражение «лаконичный язык»

спартиатского происхождения (от слова Лаконика). Их учили также хорошему пению. В

песнях прославлялись мужество и отвага, порицалась трусость.

Уголовное право и судебный процесс

Наказания назначались по усмотрению судей. Широко были распространены штрафы,

изгнание, лишение прав (атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме

сбрасывания со скалы, удушения.

Судебные функции исполняли герусия, эфоры, архагеты и народное собрание.

Уголовные дела, особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия,

гражданские споры-эфоры, а споры о пользовании дорогами – архагеты. Илотов

наказывали без суда и предварительного расследования. Доказательствами служили

клятвы, показания свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным.

Право Спарты в некоторой степени послужило образцом для других греческих

государств, где сложились аристократические республики. Опираясь на правовую основу

(ретры и обычаи), небольшая кучка аристократов Спарты сумела привлечь народ на свою

сторону и создала могущественное государство, которое оставалось таковым на

протяжении четырех столетий.

ГЛОССАРИЙ

Государство и право Афин

Автократор один из стратегов, командовавший армией, а при чрезвычайных

обстоятельствах получавший всю полноту власти в государстве.

Ареопаг высший орган государственной и судебной власти в Афинах.

Архонт высшее должностное лицо в древнегреческих полисах.

Атимия бесчестие, лишение осужденного политических прав (на участие в

народном собрании, занятие государственных должностных и др.)

Базилевс у древних греков племенной вождь, военоначальник племени,

верховный судья и верховный жрец.

Булевты члены Совета пятисот (булэ) в Древних Афинах, в компетенции

которого находились вопросы управления, внешних сношений,

финансов государства.

Гелиэя законодательный, высший судебный орган и орган управления

Афинского государства (V-IV в.в. до н.э.)

Демы территориальные округа в Древних Афинах со времен реформы

Клисфена.

Законы

Драконта

сборник правовых обычаев Древних Афин (621 г. до н.э.),

содержащий в основном перечень наказаний за убийство и др.

преступления. Законы отличались большой жестокостью.

Клисфен возглавлял движение широких кругов афинского общества против

писистратидов и положил конец тирании. Провел в 509 г. до н.э. ряд

реформ.

Метеки чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю. Не имели

политических прав.

Навкрарии территориальные округа в Древних Афинах в период образования

государства.

Остракизм процедура, введенная Клисфеном в период возникновения

государства, направленная против возможности установления

тирании в Афинах, согласно которой народное собрание могло

изгнать за пределы страны гражданина, который представляет угрозу

для рабовладельческой демократии

Писистрат афинский правитель в 560-527 г.г. до н.э. (с перерывом). Провел

ряд реформ, которые закрепили успехи демоса в борьбе с

аристократией и упрочили политический строй, созданий Солоном.

Полемарх один из афинских архонтов, предводитель войска.

Полис форма рабовладельческого государства в Древней Греции.

Государство-город, состоявшее из нескольких сельских поселений,

объединявшихся вокруг городского центра.

Сикофант доносчик в Древних Афинах, который выступал против кого-либо

с обвинением и угрожал судом, чтобы путем такой угрозы получить

отступную плату, или возбуждал уголовное преследование, чтобы в

случае обвинения этого лица судом получить часть отобранного по

суду имущества.

Синойкизм объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский

народ (VIII в. до н.э.).

Сисахвия отмена долговой кабалы по реформам Солона.

Солон 640-559 г.г. до н.э., афинский политический деятель, архонт,

провел в Афинах ряд реформ.

Тесей легендарный герой Афин, ему приписывается ряд реформ,

завершившихся в VIII в. до н.э.

Триттии территориальные округа, на которые были разделены Афины по

реформе Клисфена в период образования Афинского государства.

Феты свободные неимущие граждане в Древних Афинах, отнесенные к

четвертому разряду по реформе Солона.

Фратрия объединение родов в Древних Афинах.

Эвпатриды аристократическая родоплеменная верхушка, благородные в

Древних Афинах

Государство и право Спарты

Архагеты два царя Спарты с наследственной властью.

Геруссия Совет старейшин – орган власти, унаследованный от

родоплеменной организации.

Илоты жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов,

были собственностью государства.

Клера земельный надел с прикрепленными к нему рабами-илотами.

Ликург легендарный законодатель, царь Спарты (VIII в. до н.э.). Ему

предписывается издание важнейших законов.

Периэки жители периферийных горных неплодородных районов Спарты,

лично свободные, но не пользовавшиеся политическими правами.

Ретра договор, закрепивший создание основ общественного и

государственного строя.

Сессития общественные трапезы, проводимые в целях поддержания

единства, организуемые за счет установленных ежемесячных взносов

спартиатов.

Эфоры появились в VIII в до н.э., избирались на народном собрании в

количестве пяти человек и составляли единую коллегию.

Первоначально являлись помощниками царей, позднее их

полномочия заметно расширились.

Тренировочные задания Ответ/Решение

1. Назовите основные особенности образования Афинского

государства.

2. Изложите сущность реформ Солона и Клисфена

3. Назовите основные функции народного собрания, Совета

пятисот и гелиэи в Афинском государстве.

4. Назовите социальную структуру Спарты.

5. Какие виды наказаний предусматривались афинским правом

и правом Спарты?

ТЕСТ

1. Кто из руководителей Афин совершил синойкизм – объедение племен в единый

афинский народ?

А) Солон;Б) Клисфен;

В) Тесей;Г) Эфиальт.

2. Что такое ареопаг?

А) высший орган государственной и судебной власти в Афинах;

Б) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

В) территориальный округ в Древних Афинах;

Г) главное финансовое ведомство в Древних Афинах.

3. Кто такой архонт?

А) высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах;

Б) племенной вождь;

В) свободный гражданин в Древних Афинах;

Г) чужеземец в Древних Афинах.

4. Кто такие эвпатриды в Древних Афинах?

А) рабы, отпущенные на волю;

Б) аристократическая родоплеменная верхушка;

В) члены судебной коллегии;

Г) тяжеловооруженные воины.

5. Что такое геруссия в Древней Спарте?

А) Совет старейшин – орган власти, унаследованный от родоплеменной организации;

Б) народное собрание;

В) военный лагерь;

Г) договор, закрепивший создание основ общественного и государственного строя.

6. Кто такие периэки в Древней Спарте?

А) жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов;

Б) жители пемферийных горных неплодородных районов, лично свободные, но не

пользовавшиеся политическими правами;

В) полноправные граждане;

Г) землевладельцы, не имевшие права продажи и дробления земельных участков.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: