Урок 103.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний | ||
Педагогические задачи: обобщить знания учащихся по теме «Природа и мы»; проверить, как ученики усвоили, насколько глубоко поняли произведения из данного раздела | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; понимать смысл традиций русского народа, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм | Метапредметные: Познавательные: строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7–8 предложений; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); оценивать свои достижения и результаты сверстников по выработанным критериям и выбранным формам оценивания. Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; осознавать цель своего высказывания | Личностные: знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения; проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворения о весне на оценку | Осуществлять актуализацию личного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке повторим произведения данного раздела. Какое название можно дать этому разделу? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Поэты о природе и весне | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы |
III. Обобщение и систематизация знаний | Проводит беседу по изученному ранее мате- риалу: – Что такое стихотворение? – Что объединяет стихотворения Пастернака, Рубцова и Кедрина? А чем они различаются? – Что такое описание и повествование? – С произведениями каких поэтов вы познакомились в данном разделе? Имена каких авторов вы узнали впервые? – Какое стихотворение данного раздела вам больше всего запомнилось? – Какое из прочитанных стихотворений является описаниями природы, чувств поэта, а в каком главным становится повествование о событиях из жизни героев? | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Стихотворение – написание стихами произведение, преимущественно небольшого объема, чаще лирическое, выражающее душевные переживания. – Эти стихотворения – о весне, но каждый из поэтов представляет ее по-своему. – Описание – это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. – Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). – В стихотворении С. Есенина «Лебедушка» идет повествование о жизни героев. – В других стихотворениях – описание весенней природы | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре |
IV. Развитие речи | Организует работу по картине И. Левитана «Весна. Большая вода». – Какое общее настроение вызывает у вас эта картина? – «Весна. Большая вода» – одна из многочисленных картин Левитана, посвященных весеннему пробуждению природы. Изображение на холсте – это то, что волнует художника, его душу. – Какое время года изображено на картине? – Что вы видите на переднем плане картины? – Почему деревья оказались в воде? – Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему? – Можно ли считать картину безлюдной? В каких деталях автор передал присутствие человека? – Какими красками передает художник цвет воды и неба? Сравните цвет воды и небес. Что вы замечаете? | Рассматривают картину. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. – Весна – это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади. На душе становится хорошо. В этом и заключается основная мысль картины. – Художник выбрал характерный для русского пейзажа уголок природы во время весеннего разлива. Река вышла из берегов и затопила прибрежный лес. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнаженные ветви деревьев и высокое небо с легкими облаками. – Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов. Деревья стоят возле самой воды. – Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома. Кажется, что избы плывут по воде. – Пейзаж безлюден. Но человек присутствует, о нем напоминает прибившаяся к берегу лодка. – Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого и желтого. Вода и небо полны оттенков от темно-голубого до практически белого. Весеннее небо, отражаясь в воде, делает ее голубой и бездонной. Теплые цвета – цвета с примесью желтого. Холодные цвета – цвета с примесью синего. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев. Желтый цвет придает картине позитивность. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
V. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Написать рассказ о весне. Нарисовать рисунки о Родине | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VI. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Я могу: определить настроение, которое автор хотел передать в лирическом тексте; сравнить произведения лирики и живописи: найти общее и различное; назвать произведения поэтов XX века Д. Кедрина, Н. Рубцова, С. Клычкова, С. Есенина | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |