Измерение социально обусловленных диспозиций (характера)




Лекция 7. Психодиагностика черт

 

План

1. Понятие черт личности

2. Психодиагностика конституциональных диспозиций (тип нервной системы, темперамент)

3. Измерение социально обусловленных диспозиций (характера)

 

Понятие черт личности

 

Подавляющее большинство психодиагностических методов, применяемых на практике, использует по отношению к человеку язык описания, аналогичный принятому в естественных науках. Человек, как объект в естественных науках, предстает в этом языке в виде набора параметров, который еще с начала 20 в. принято называть «профилем личности». Каждый отдельный показатель из «профиля» обычно называется «чертой». В разных ситуациях, предъявляющих разные требования к индивиду, актуализируются разные черты: ситуации, требующие особой тщательности и внимания, провоцируют проявление черт «внимательный– невнимательный», «аккуратный–небрежный»; ситуации встречи людей или знакомства друг с другом провоцируют проявление «общительности– замкнутости» и т.д.

 

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерять так называемые универсальные, или базовые, черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности и описываются в понятиях «свойств темперамента» или в понятиях «свойств нервной системы».

 

Таким образом, опираясь на уже известные и принятые в литературе различения трех уровней психической регуляции – организмического,

индивидного и личностного (Столин В.В., 1983) можно сформулировать рабочее определение «черты».

 

Черта —определенная переменная,которая фиксирует такуюстратегию поведения человека, которая складывается под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции.

По происхождению и сфере приложения можно выделить 3 класса черт.

 

1 класс. Конституциональные черты обусловлены свойствамиорганизма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций. Фундаментально получены от предков, имеют основное воздействие и базовый уровень.

 

2 класс. Индивидуальные черты обусловлены опытомжизнедеятельности личности в относительно широких социально - нормативных ситуациях (пример взрослых, опыт близкого и дальнего социума и др.).

 

3 класс. Личностные черты обусловлены внутренней работой личности,характеризуются объемностью по анализу и проектированию собственного поведения (рефлексивно-ситуационные черты личности).

 

Обычно три типа черт рассматриваются строго иерархически. Однако более убедительной на сегодня можно считать континуально -иерархическую модель черт личности.

Психодиагностика конституциональных диспозиций (тип нервной системы, темперамент)

Аппаратурные методы диагностики свойств нервной системы. Опросник типов нервной системы Я. Стреляу для оценки трех базовых

 

характеристик темперамента: сила возбуждения, сила торможения, подвижность нервных процессов.

 

Личностный опросник Грея-Уилсон (ЛОГУК) для диагностики двух нейропсихологических систем – торможения и активации поведения.

 

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова для оценки 4 наследственных характеристик темперамента – эргичности, пластичности, темпа, эмоциональности – в контексте деятельности и социального взаимодействия.

 

Личностный опросник Г. Айзенка для измерения трех характеристик темперамента: экстраверсии, интроверсии, нейротизма.

 

Опросник «Формула темперамента» А. Белова для определения выраженности четырех типов темперамента.

 

Методика изучения свойств нервной системы Б.А. Вяткина для оценки трех свойств нервной системы: силы по возбуждению, силы по торможению, подвижности нервных процессов.

 

Наблюдение в изучении свойств нервной системы (схемы наблюдения М.К. Акимовой и Т.В. Козловой)

Измерение социально обусловленных диспозиций (характера)

Многофакторные личностные опросники для работы с нормальными взрослыми популяциями:

 

Факторные личностные опросники Р.Кеттелла для диагностики разных аспектов личности: особенностей коммуникативной сферы, эмоционально - волевой регуляции поведения, степени социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, наличие эмоциональных, личностных проблем, лидерского, творческого потенциала. Взрослый (16PF) (16 факторов), подростковый (HSPQ) и детский (CPQ) (12 факторов) варианты опросника. Недостатки опросников Р.Кеттелла.

 

Методика «15 личностных факторов» (15ЛФ) А.Г. Шмелева и ее преимущества.

 

Пятифакторный личностный опросник П. Коста и Р. МакКрэя для оценки пяти фундаментальных характеристик личности: экстраверсии, конформности, сознательности, эмоциональной стабильности и открытости новому опыту.

Многофакторные клинические методики исследования личности:

MMPI (Minnesota Multiphase Personality Inventory) для исследования

 

индивидуально-психологических особенностей личности, типичных способов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адаптивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса, для оценки психического и соматического здоровья, эмоционального состояния и профессиональных способностей.

 

Основные шкалы: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность – женственность, паранойя, психоастения, шизофрения, гипомания, социальная интроверсия.

 

Стандартизированная многофакторная методика исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик.

 

Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) Ф.Б. Березина, М.П. Мирошникова, Е.Д. Соколовой.

Mini-Mult – сокращенный вариант MMPI (70 вопросов).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: