Принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения войны.




Юридическое содержание принципа ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны Стороны конфликта вправе применять только такие методы и средства в процессе ведения военных действий, которые вызваны военной необходимостью в целях подавления войск противника и нанесения ему людских потерь на минимально допустимом уровне. Правовая регламентация вопроса Запрещение ведения войны несанкционированными методами нашло отражение в ряде международно-правовых актов: Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. ст. ХХIII), ст.ст. 50, 51, 130 и 147 соответственно I, II, III, IV-ой Женевских конвенций 1949 года, а также в Дополнительном протоколе I 1977 года (ст.ст. 35, 37, 38, 39, 41, 75, 85). К запрещенным методам ведения войны в соответствии с нормами МГП относятся следующие действия: предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля; отдача на разграбление города или местности, даже взятых приступом; нападение на лиц, вышедших из строя; использование в вооруженном конфликте эмблем, знаков различия или форменной одежды нейтральных государств; взятие заложников; использование не по назначению отличительных эмблем красного креста, красного полумесяца или красного кристалла и других международно-признанных знаков, сигналов и т.п.; превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения; отдание приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе; истребление или захват неприятельской частной собственности, кроме случаев, вызываемых необходимостью; совершение нападений неизбирательного характера; принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятельской державы; причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде; совершение нападений на установки или сооружения, содержащие опасные силы, если такие нападения являются причиной чрезмерных потерь жизни, ранений гражданских лиц или причинят ущерб гражданским объектам; вероломство, т.е. действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия; атака или бомбардировка незащищенных городов, нападение морскими силами на открытые и незащищенные порты, города, селения, жилища и другие невоенные объекты. Нормами МГП не запрещаются военные хитрости, т.е. действия, направленные на то, чтобы ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво, но которые не нарушают каких-либо норм МГП и которые не являются вероломными, поскольку они не обманывают доверие противной стороны в отношении защиты, предоставляемой этим правом (использование маскировки, ловушек, проведение ложных военных действий, распространение дезинформации – ст. 37 Дополнительного протокола I 1977 г. К запрещенным средствам ведения войны в соответствии с нормами МГП относятся: снаряды весом менее 400 г., имеющие свойство взрывчатости или снаряженные ударным или горючим составом (Петербургская декларация 1868 г.); пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (Гаагская декларация 1899 г.); снаряды, имеющие единственное назначение распространять удушающие или вредоносные газы (Гаагская декларация 1899 г.); яды или отравленное оружие и др. Кроме того запрещено применение следующих видов оружия: Бактериологическое оружие Конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия Химическое оружие Противопехотные мины Ядерное оружие и МГП

25. Ответственность в международном гуманитарном праве. Нормы международного гуманитарного права подлежат выполнению всеми воюющими сторонами при любых обстоятельствах. Это положение особенно подчеркнуто в Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительном протоколе I 1977 г. Даже в случае, если одна из воюющих сторон эти нормы не соблюдает, вторая обязана их соблюдать.
Роль государств в выполнении норм международного гуманитарного права заключается, в частности, в:
1) ратификации существующих договоров;
2) распространении знаний об их содержании;
3) выполнении предписанных обязанностей.Некоторые действия, совершенные в период вооруженных конфликтов, рассматриваются как международные уголовные преступления, и ответственность за них несут в индивидуальном порядке участники военных действий, соучастники, их пособники.
Среди этих преступлений международного характера фигурируют и военные преступления, т. е. серьезные нарушения международного гуманитарного права, которые государства считают международными преступлениями. При этом в ряде случаев военные преступления могут накладываться на иные международные преступления (против мира, человечности, террористические акты, пытки, наемничество и др.).
Принцип личной ответственности лиц, виновных в совершении военного преступления, отражен в Уставах Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии и Международного уголовного трибунала по Руанде, в Римском Статуте Международного уголовного суда, а также в Проекте кодекса преступлений против мира и безопасности человечества Комиссии международного права.
Следует отметить, что в Проекте названного кодекса уточняется, что личная ответственность возлагается не только на лицо, непосредственно совершившее преступление, но и на того, кто:
1) приказал его совершить;
2) воздержался от того, чтобы воспрепятствовать его совершению, хотя мог это сделать;
3) содействовал его совершению, оказывая помощь непосредственному исполнителю;
4) участвовал в его планировании;
5) публично подстрекал к его совершению.

26. Международная уголовная ответственность физических лиц Физические лица (граждане государств и липа без гражданства), совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают. За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна. Например, в 1990 г. группа советских граждан угнала в Карачи рейсовый самолет Аэрофлота. Террористы сдались местному спецназу и были осуждены к пожизненному заключению.
К физическим лицам применимы положения Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений (например, за угон воздушного судна), конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам. Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение, особенно за международные преступления, затрагивающие жизненно важные интересы большинства государств или всего международного сообщества.
В середине 90-х годов в целях привлечения физических лиц к уголовной ответственности созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств. Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.
Международная конференция 17 июля 1998 г. в Риме приняла Устав Международного уголовного суда. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии со ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: а) преступление геноцида; б) преступления против человечности; в) военные преступления; г) преступление агрессии (подробнее см. главу XXV).

27. Принцип ответственности участников вооруженных конфликтов за военные преступления. Данный принцип был сформулирован в Уставе Нюрнбергского трибунала, предусматривавшего составы преступлений, за которые наступала ответственность физических лиц. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. ввели принцип ответственности государства за серьезные нарушения, к их числу в соответствии со ст. 147 4-й Женевской конвенции относятся преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное депортирование и ряд других. Вопросы ответственности содержатся в специальном разделе Дополнительного протокола I "Пресечение нарушений конвенций и настоящего протокола". Дополнительный протокол I значительно расширил составы преступлений, за которые наступает ответственность. Принцип ответственности предполагает наличие механизма ее реализации. В настоящее время только Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него предусматривает возможность создания международного уголовного суда, "который может иметь юрисдикцию в отношении Сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда" (ст.VI). Вопрос о создании международного уголовного суда в тех вариантах, которые предлагаются, пока не нашел своего разрешения. В настоящее время уголовное преследование лиц, совершивших военные преступления в условиях вооруженных конфликтов, осуществляется на основе национальных средств.

28. Понятие и виды немеждународного вооруженных конфликтов. По мнению П. Верри, немеждународкый вооруженный конфликт — это синоним "гражданской войны, он характеризуется враждебным столкновением вооруженных сил государства с вооруженными силами сепаратистов или повстанцев". Чилийский юрист Э. Монтеалегре полагает, что неразумно связывать термин "война" с такими ситуациями, которые исключают применение права войны, а именно на это значение указывает использование этого термина. Он придерживается понятия "вооруженного конфликта, не носящего международного характера", под которым понимается внутренняя ситуация коллективного использования силы. По значению эта ситуация превосходит внутренние беспорядки, сталкивающиеся в ней стороны представлены вооруженными группами, не имеющими статуса воюющей стороны 3. Показательно, что сам Э. Монтеалегре отдает отчет в том, что это определение носит скорее описательный характер, чем содержит качественную оценку данного события. Д. Шиндлер различает следующие виды немеждународных вооруженных конфликтов: а) гражданскую войну в классическом смысле международного права, как немеждународный вооруженный конфликт высокой интенсивности, в котором за вновь созданным правительством третьи государства могут признать статус воюющей стороны; б) немеждународный вооруженный конфликт по смыслу ст. 3 общей Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и в) немеждународный вооруженный конфликт по смыслу Дополнительного протокола II5. Таким образом, в ст. 1 Дополнительного протокола I дается четкое определение немеждународного вооруженного конфликта по сравнению со ст. 3 общей, отличающейся меньшей определенностью. Ряд исследователей отрицательно оценивает это достижение протокола. Они считают, что это приведет к тому, что Дополнительный протокол II будет применяться в небольшом числе конфликтных ситуаций, для большинства которых будет продолжать действовать ст. 3 общая Женевских конвенций 9. Следует отметить, что в международных отношениях часто встречаются конфликтные ситуации, которые не могут охватываться полностью ни понятиями, содержащимися в ст. 3 общей и ст. 1 Дополнительного протокола II, ни определениями, предусмотренными в ст. 2 общей и ст. 1 Дополнительного протокола I. Речь идет о вооруженных конфликтах "смешанной" природы или "интернационализированных гражданских войнах".

29. Международно-правовая ответственность государств за нарушение норм международного гуманитарного права. Нарушение правовых норм влечет ответственность. В МГП ответственность подразделяется на два вида: ответственность государства (например, в форме репарации за причиненный ущерб) и ответственность индивидов (конкретных правонарушителей). Международное правонарушение – это действие или бездействие субъекта международного права, нарушающее нормы международного права и наносящее другому субъекту или всему международному сообществу в целом вред материального или нематериального характера (например, агрессия, посягательство на территориальную целостность и политическую независимость, нарушение договорных обязательств). Ответственность возникает при наличии причинной связи между противоправным поведением государства и причиненным ущербом. Как правило, это преднамеренные противоправные (виновные) действия (например, агрессия Ирака против Кувейта (1990 г.). Каждое государство должно принять все законодательные, административные и иные меры к тому, чтобы нормы международного права, закрепленные в конвенциях и соглашениях, выполнялись всеми органами государства и конкретными лицами (например, военнослужащими). Ответственность несет государство в целом, хотя противоправные действия могут совершаться государственными органами (например, воинскими частями) либо должностными лицами государства, выступающими от его имени. Международные правонарушения в зависимости от характера и тяжести подразделяются на международные деликты (проступки) и международные преступления. Международные деликты – это противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству либо ограниченному кругу субъектов международного права (например, установление дискриминационного режима для определенных категорий иностранцев, нарушение дипломатического иммунитета). Международное преступление – это опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие принципы международного права, представляющее угрозу миру и безопасности человечества.
Существуют следующие виды международно правовой ответственности: политическая; материальная; уголовная ответственность физических лиц (индивидов) (см. приложение 16). Политическая ответственность может наступать в форме санкций либо сатисфакций. Санкции – это принудительные действия в отношении государств нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН. Принудительные действия включают меры военного (демонстрации, блокада) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений (ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст. 6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН). Сатисфакции состоят в выражении сожаления, удовлетворения, сочувствия, взятии обязательства привлечь виновных к ответственности. Они применяются в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства. Материальная ответственность может наступать в форме репараций либо реституций. Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг. Они применяются, как правило, на основе международных договоров, причем сумма, подлежащая возмещению, обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного вооруженным конфликтом. Реституции представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).

30. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Устанавливается 1-й и 2-й Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом I. Исторически этот институт возник как защита раненых военнослужащих, участвующих в сухопутной войне. Этому была посвящена Женевская конвенция 1864 г., в которой, кроме того, упоминалось и о больных и комбатантах. Женевская конвенция 1906 г. распространялась на военнослужащих и других лиц, официально прикрепленных к вооруженным силам. Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. применили эти нормы к особым условиям морской войны, добавив к раненым и больным третью категорию лиц — потерпевших кораблекрушение. В ст. 12 1-й и 2-й Женевских конвенций предусматривается, что личный состав вооруженных сил и прочие лица в случае их ранения, болезни или кораблекрушения должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах. Власти стороны вооруженного конфликта обязаны обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, национальности, религии, политических убеждений или иным аналогичным критериям. К женщинам должны относиться со всем полагающимся их полу уважением. Сторона, находящаяся в конфликте, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, оставляет вместе с ними, насколько это позволят военные требования, часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за ними. Стороны обязаны принимать меры к розыску раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, ограждать их от ограбления, дурного обращения, принимать меры к их эвакуации из осажденной или окруженной зоны, а также проводить регистрацию всех данных о личности этих лиц и покровительствовать местным жителям в уходе и помощи за больными, ранеными и лицами, потерпевшими кораблекрушение. Система защиты, предусмотренная 1-й и 2-й Женевскими конвенциями, распространяется на медицинский и духовный персонал. К ним приравнивается личный состав национальных обществ Красного Креста и других добровольческих обществ помощи, надлежащим образом признанных и уполномоченных своим правительством, используемых для оказания медицинской помощи. Дополнительный протокол I расширил круг этих лиц за счет гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи и уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. К ним относятся также роженицы, новорожденные дети и другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи или уходе, например беременные женщины или немощные. В этом же протоколе вместо употреблявшегося ранее обозначения "санитарные формирования и учреждения" введено понятие "медицинская единица" и установлены правила их защиты, а также случаи прекращения такой защиты.. В ст. 12 1-й и 2-й Женевских конвенций устанавливается, что строго запрещается любое посягательство на жизнь и личность больных, раненых и лиц, потерпевших кораблекрушение. В частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, умышленно создавать условия для их заражения. Дополнительный протокол I расширил список запретных актов. Запрещено подвергать больных и раненых физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки даже с их разрешения. Дача крови для переливания и кожи для пересадки возможна только добровольно и притом только в терапевтических целях. Отказ от хирургической операции должен быть выражен раненым или больным письменно.

31. Гуманитарные организации и их правовой статус. В наши дни Международный Комитет Красного Креста - независимый и нейтральный орган. Состоит он исключительно из швейцарских граждан. Его бюджет слагается из добровольных взносов международных организаций, правительств и национальных Обществ Красного Креста. В соответствии с Женевскими конвенциями о защите жертв войны МККК может действовать в качестве нейтрального посредника в вооруженных конфликтах, оказывая содействие раненым, больным, военнопленным и мирному населению. МККК облечен правом признания вновь созданных национальных Обществ. Международный Красный Крест осуждает использование атомной энергии в военных целях, средства массового уничтожения, расизм и расовую дискриминацию - источники международной напряженности, создающие угрозу возникновения войн, призывает всемерно способствовать достижению всеобщего разоружения, исключить войну из жизни народов. Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца - уникальная в своем роде организация, не имеющая «аналогов» в мире. Уникальность проявляется в правовой природе феномена «Красного Креста». С одной стороны Комитет Красного Креста не является межправительственной организацией, с другой же - признан мировым сообществом субъектом международного права (что обычно свойственно именно межправительственным организациям). полноправными участниками (точнее субъектами) международных правоотношений не рождаются, а становятся. О чем свидетельствует практическая деятельность Национальных Обществ Красного Креста. Ведь не случайно девизом Совета делегатов и 30-й Международной конференции Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, принятым Постоянной комиссией, стала фраза "Вместе во имя гуманности". Этот девиз, в частности, подчеркивает стремление участников Движения к сотрудничеству для обеспечения потребностей наиболее уязвимых групп населения. выражаясь словами президента МККК Якоба Келленбергера, сейчас смело можно «заявить о Движении как о сети независимых организаций, каждая из которых имеет свое лицо, однако способных, когда того требует наша общая гуманитарная миссия, действовать сообща как единая сила, отличная от других гуманитарных сетей или систем». Чувство глубокого уважения вызывают самоотверженная работа сотрудников Движения в России, взаимопомощь между всеми Национальными обществами Движения и оптимистический настрой добровольцев, спасающих других, рискую собственной жизнью. Разве не в этом кроется смысл человеческой жизни.

32. Международно-правовой статус и защита военнопленных. Устанавливаются в 3-й Женевской конвенции и дополняются рядом положений Дополнительного протокола I. Военнопленные — это, как правило, достаточно большая группа лиц, подпадающих под защиту международного гуманитарного права. По смыслу 3-й Женевской конвенции военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие как к категории комбатантов, так и некомбатантов. К ним же относятся раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, в случае если они оказываются во власти противника. В 3-й Женевской конвенции достаточно подробно рассматриваются вопросы обеспечения прав военнопленных в течение всего периода их пребывания под властью держащей их в плену державы. Система защиты военнопленных включает положения о порядке их интернирования, их права на помещение, одежду и питание, на выполнение гигиенических требований и оказание медицинской помощи, обеспечение религиозных прав, предоставление возможности для интеллектуальной и физической деятельности. Государство, держащее в плену, может решать вопросы перемещения военнопленных с учетом их интересов и гуманно. Оно может использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей. Военнопленные имеют ряд важных прав и гарантий, в том числе они не могут отказываться от прав, предоставляемых им конвенцией или специальными соглашениями, с ними требуется гуманное обращение.Запрещаются в отношении пленных различные акты насилия и запугивания. Они имеют право на уважение своей личности и чести, запрещается какая-либо дискриминация пленных. В Дополнительном протоколе I подчеркивается, что его положения не наносят ущерба праву любого лица считаться военнопленным в соответствии со ст. 4 3-й Женевской конвенции. В нем устанавливается, что в случае, если комбатант не выполняет предписаний п. 3 ст. 44 о выполнении требований для отличения от гражданского населения, он лишается права считаться военнопленным. Однако за ним сохраняется право на защиту, равноценную во всех отношениях ток, которая предоставляется военнопленному, на основе положений 3-й Женевской конвенции. Любой комбатант, который попадает во власть противной стороны, когда он не участвует в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению, не теряет своего права считаться военнопленным в силу совершенных им ранее действий. Дополнительный протокол I предусматривает также, что лица, принимающие участие в военных действиях и попадающие во власть противной стороны, считаются военнопленными и вследствие этого пользуются защитой 3-й Женевской конвенции.

33. Определение гражданского населения и гражданских объектов. Глава III. ГРАЖДАНСКИЕ ОБЪЕКТЫ Статья 52. Общая защита гражданских объектов 1. Гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий. Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами, как они определены в пункте 2. 2. Нападения должны строго ограничиваться военными объектами. Что касается объектов, то военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество. 3. В случае сомнения в том, не используется ли объект, который обычно предназначен для гражданских целей, например, место отправления культа, жилой дом или другие жилые постройки, или школа, для эффективной поддержки военных действий, предполагается, что такой объект используется в гражданских целях. Глава II. ГРАЖДАНСКИЕ ЛИЦА И ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ Статья 50. Определение гражданских лиц и гражданского населения 1. Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц, указанных в статье 4. A. (1), (2), (3) и (6) Третьей конвенции и в статье 43 настоящего Протокола. В случае сомнения относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским лицом, оно считается гражданским лицом. 2. Гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. 3. Присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает это население его гражданского характера. Статья 51. Защита гражданского населения 1. Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В целях осуществления этой защиты, в дополнение к другим применяемым нормам международного права, при всех обстоятельствах соблюдаются следующие нормы. 2. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население. 3. Гражданские лица пользуются защитой, предусмотренной настоящим Разделом, за исключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях. 4. Нападения неизбирательного характера запрещаются. К нападениям неизбирательного характера относятся: a) нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты; b) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты; или c) нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, последствия которых не могут быть ограничены, как это требуется в соответствии с настоящим Протоколом; и которые, таким образом, в каждом таком случае поражают военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без различия. 5. В числе прочих следующие виды нападений следует считать неизбирательными: a) нападение путем бомбардировки любыми методами или средствами, при котором в качестве единого военного объекта рассматривается ряд явно отстоящих друг от друга и различимых военных объектов, расположенных в городе, в деревне или другом районе, где сосредоточены гражданские лица или гражданские объекты; и b) нападение, которое, как можно ожидать, попутно повлечет за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить. 6. Запрещаются нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий. 7. Присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должны использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. Стороны, находящиеся в конфликте, не должны направлять передвижения гражданского населения или отдельных гражданских лиц с целью попытаться защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные операции. 8. Любое нарушение этих запрещений не освобождает стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства принимать меры предосторожности, предусмотренные в статье 57.

34. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях международного вооруженного конфликта. Неприкосновенность мирного населения была закреплена только в 1907 году Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны (далее — Гаагская конвенция). В настоящее время, кроме этой конвенции, вопросы защиты гражданского населения определены Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. (далее — IV Конвенция), а также дополнительными протоколами к конвенциям 1949 года. Более 40 лет Гаагская конвенция оставалась единственным договорным источником международного права, относящимся к защите гражданского населения, так как содержала ряд важных положений, разграничивающих во время войны армию и гражданское население, устанавливающих иммунитет последнего от военных действий и определяющих правовой режим военной оккупации. «гражданским лицом является любое лицо, не входящее в личный состав вооруженных сил, ополчений и добровольческих отрядов, стихийно сформировавшихся в вооруженные группы для борьбы с вторгающимися вражескими войсками». В этом качестве такие лица находятся под защитой международного права. С.А. Егоров справедливо отмечает, что гражданские лица не имеют права принимать участие в военных действиях. Нарушившие этот запрет должны иметь в виду, что они лишаются защиты и что против них будет применена сила. Протокол I не содержит определения гражданского населения, однако указывает, что оно состоит из тех, кто является гражданскими лицами. Особо отмечается, что присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских, не лишает это население его гражданского характера. Из смысла этого положения вытекает, что гражданское население может быть лишено права на защиту только в том случае, если среди него находятся члены вооруженных отрядов, боевых вооруженных подразделений. Международное право предусматривает предоставление гражданскому населению разных уровней защиты и определенных режимов безопасности, обеспечивает как общую, так и специальную правовую защиту от последствий военных действий. Общая защита предоставляется всему гражданскому населению независимо от возраста, политических взглядов, религиозных убеждений и т. д. Общая защита детей полностью совпадает с общей защитой, предоставляемой всем покровительствуемым лицам. В частности, дети не должны являться объектом нападения. При всех обстоятельствах воюющим запрещаются: во-первых, акты насилия или угрозы, имеющие основной целью терроризировать гражданское население; во-вторых, нападение на гражданских лиц в порядке репрессий; в-третьих, использование гражданского населения для защиты определенных районов от военных действий. Защита детей в период вооруженного конфликта немеждународного характера определяется дополнительным Протоколом II к конвенциям от 12 августа 1949 г., статья 4 «Основные гарантии» которого содержит пункт, посвященный исключительно детям. Значительная правовая гарантия, предоставляемая матери и ребенку, закреплена в Протоколе I (ст. 76): женщины пользуются особым уважением, им обеспечивается защита от различного рода посягательств (например, понуждения к проституции). Дела арестованных, задержанных или интернированных матерей малолетних детей, беременных женщин рассматриваются в первоочередном порядке. Смертный приговор в отношении них в исполнение не приводится. дополнительные протоколы закрепляют полный и абсолютный запрет на участие в военных действиях детей, не достигших 15 лет.

35-36. Международно-правовая защита гражданских объектов. Международно-правовая защита культурных ценностей Глава III. ГРАЖДАНСКИЕ ОБЪЕКТЫ Статья 52. Общая защита гражданских объектов 1. Гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий. Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами, как они определены в пункте 2. 2. Нападения должны строго ограничиваться военными объектами. Что касается объектов, то военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество. 3. В случае сомнения в том, не используется ли объект, который обычно предназначен для гражданских целей, например, место отправления культа, жилой дом или другие жилые постройки, или школа, для эффективной поддержки военных действий, предполагается, что такой объект используется в гражданских целях.. Необходимость правовой защиты гражданских объектов и культурных ценностей объясняется тем, что они не используются в военных целях и не представляют никакой угрозы для воюющих сторон. Более того, их сохранность позволяет обеспечить выживание гражданского населения и тех жертв войны, которые смогут ими пользоваться в силу своего правового статуса. Исторические памятники, религиозные и другие культурные ценности являются общим наследием человечества, поэтому каждое государство заинтересовано в их охране. 1-я и 2-я Женевские конвенции предусматривают специальные меры защиты для санитарных формирований и учреждений, зданий и принадлежащего им имущества, а также санитарного транспорта. 4-я Женевская конвенция устанавливает защиту госпиталей, создание безопасных и нейтральных зон, защиту сухопутного, морского и воздушного транспорта. Дополнительный протокол I признает следующие основные категории гражданских объектов, на которые распространяется специальный режим международно-правовой защиты. Это — местности и зоны, находящиеся под особой защитой; объекты, необходимые для выживания гражданского населения; медицинские формирования и медицинские санитарно-транспортные средства; объекты, используемые для нужд гражданской обороны; культурные ценности; установки и сооружения, содержащие опасные силы. К объектам, необход



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: