Процесс генезиса предгосударственных институтов, закономерности формирования государства в древневосточных обществах.




Возникновению первичных надобщинных структур способствовал комплекс необходимых условий:

Оптимальная экологическая среда

Определенный уровень производства

Демографический оптимизм

Возникновение самых древних протогосударственных образований.

Активнее и результативнее всего сложение простых и тем более сложных составных протогосударственных образований в ранней древности (на рубеже IV –III тысячелетия до н.э.) шел там, где возникали достаточно удобные условия для возникновения здесь зоны урбанизма.

Протогосударство – политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью. Урбанизация – непременное условие существования ранних государств.

Субъектом власти, владения, распоряжения хозяйственными ресурсами или коллективной собственности всегда был коллектив. Это означает что и экономическое содержание и юридическая форма такого рода собственности – именно владение и, как результат владения, власть.

Власть (владение) рождает понятие и представление о собственности, собственность рождается как функция владения и власти. Власть и собственность неразделимы, нерасчленимы.

 

Власть – собственность – это альтернатива европейской античной, феодальной и буржуазной частной собственности в неевропейских структурах, причем это не столько собственность, сколько власть, т.к. функции собственника здесь опосредованы причастностью к власти, т.е. как к должности, но не к личности правителя. Социально-экономическая основа власти-собственности государства – священное право верхов на избыточный продукт производителей. Появление феномена власти – собственности было важным моментом на пути институционализации общества и государства в неевропейском мире.

 

Клановые связи играли основную роль в социальной и административной структуре протогосударства, определяя степень знатности и место человека в обществе. По мере институционализации власти клановые связи начинали терять свою всеобщность и оказывались свойством немногих, признаком избранности, аристократизма. Эти связи были чрезвычайно важны там, где критерий генеалогического родства определял степень близости к правителю и его клану, т.е. знатность. Крестьянские низы, стоящие в отдаленном родстве с каким-либо знатным кланом, постепенно исключались из счета родства. Опасавшиеся притязаний близкой родни на власть, правители стремились приблизить к себе чужаков => появление в обществе новых критериев для деления на верхи и низы.

 

Социальная структура:

Причастные к аппарату власти привилегированные слои;

Прослойка обслуживающего верхи персонала (рабы, слуги, ремесленники и т.д.);

Производители (общинные крестьяне).

 

 

3) Социально-экономическое развитие протогосударств Шумера. Развитие общинного и государственного секторов экономики в Раннединастический период.

 

Примерно с середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук.

Источники свидетельствуют, что система администрации в Уруке была тесно связана с культом бога неба Ана, выступавшего, видимо, в функции связующего единства коллектива. Храм в честь Ана был общественным и хозяйственным центром Урука, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства. Археологические слои, датируемые рубежом IV - III тысячелетий до н.э. (Урук, Джемдет-Наср), свидетельствуют, что ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.

Жрецы-администраторы, ремесленники, хранители храмового имущества, писцы, слуги и даже рабы из числа пленников - все они жили за счет избыточного продукта общинников, но при этом каждый из них вносил свою долю в совокупный общественный труд и продукт коллектива в целом. Реципрокный обмен продуктами и деятельностью, равно как и централизованная редистрибуция коллективного избыточного продукта и труда (включая продукт ремесленников, труд администраторов и обслуживающего персонала) лежали в основе нормального существования ранних протогосударств Шумера. (О_о) Собственно, именно для строгого учета и регулирования все усложнявшихся норм и форм взаимоотношений и велась детальная хозяйственная отчетность, вызвавшая к жизни письменные документы, этот важный элемент складывавшегося древнейшего очага мировой цивилизации.

 

Протогосударства древнего Двуречья развивались быстро и энергично. Росло количество населения и совершенствовались трудовые навыки, обогащалась культура труда, следствием чего было увеличение количества освоенных и обеспеченных ирригационными устройствами полей. Резко возрастали запасы получаемого с этих полей зерна, причем избыток его после удовлетворения текущих нужд оторванных от производства пищи работников все чаще использовался в качестве своего рода валюты: специальные служители храмов, тамкары, отправлялись на груженных зерном судах в далекие экспедиции, включая и морские, с целью выменять зерно на столь необходимые в скудных полезными ископаемыми районах Южного Двуречья металлы, камень, строительный лес и т.п. Эти дорогие предметы далекого импорта использовались как для нужд производства, так и в сфере постепенно увеличивавшегося престижного потребления верхов, включая строительство храмов и домов-дворцов, изготовление украшений, изысканной одежды.

С ростом протогосударств усложнялась и их внутренняя структура. Если вначале храм был центром хозяйства и разросшейся общины либо группы соседних общин, каждая из которых в лице своих представителей принимала участие в обработке земли храма, продукт с которой шел на сакральные (совместные всеобщинные ритуалы с обильным жертвоприношением) и страховые нужды коллектива и на содержание немногочисленной еще группы оторванных от производства пищи людей, то теперь ситуация изменилась. Видимо, уже со второй трети III тысячелетия до н.э. в большинстве протогосударств (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень - многими десятками. Практически это значило, что избыточный труд и продукт общинников - даже при условии значительного роста храмовых земель и храмового хозяйства - уже не мог быть реализован с достаточной полнотой и эффективностью вне самих общинных полей и поселений, которые могли отстоять от храма на десятки километров. Поэтому происходило отделение общинных полей от полей храма. Общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту-налог, тогда как в обработке храмовой земли они переставали принимать участие, что, впрочем, не исключало их участия в общественных работах, на строительстве каналов, дамб, храмовых или дворцовых сооружений, дорог и т.п. с обеспечением их питанием и выдачей необходимых орудий труда из храмовых амбаров и складов.

 

Наиболее наглядно это видно на примере структуры храмовых земель храма богини Бау (Бабы) в Лагаше в XXV - XXIV вв. до н.э., когда это протогосударство завоевало и подчинило себе ряд соседних и в его состав было включено несколько храмовых комплексов - к слову, храм Бау не был единственным и в самом Лагаше; главным там в то время был храм бога Нингирсу (Нин-Нгарсу, супруга Бау), верховный жрец которого выступал в качестве правителя-энси. Обычные общинники при обработке земли храма Бау практически не использовались. Вся земля храма была поделена на три части. Первая по-прежнему оставалась храмовой; ее обрабатывал персонал храма из числа бывших иноплеменников и иных стоявших вне общин лиц, а урожай предназначался для сакральных нужд, торгового обмена, страховых и экстраординальных выдач. Вторая в виде служебных наделов раздавалась рабочему персоналу и служащим храма, включая ремесленников, в качестве платы за их труд. Наконец, третья часть в форме наделов предназначалась для передачи их любому желающему и нуждающемуся в качестве аренды с весьма умеренной арендной платой (1/6-1/8 урожая).

 

Отделение храмового хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономики, в государственное хозяйство, сыграло важную роль в укреплении экономических, а затем и политических позиций жреческой администрации во главе с энси. Опираясь на такого рода хозяйства, энси все определеннее отдалялся от коллектива общинников, приобретал в их глазах сакральные признаки отмеченного покровительством богов правителя и в качестве верховного связующего единства становился во главе заметно возраставшего бюрократического аппарата, оказывался высшим основным субъектом власти-собственности и централизованной редистрибуции. Вначале выборная, должность энси со временем все очевиднее приобретала тенденцию превратиться в наследственную, что и стало нормой после объединения всего Шумера Саргоном Аккадским в XXIV в. до н.э.

 

Период шумерской истории до этого объединения принято именовать раннединастическим. Это была эпоха ожесточенной борьбы соседних протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей - за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско каждого из таких протогосударств обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов; вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.

 

Вначале, в XXVIII-XXVII вв. до н.э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей - Лагаш, Ниппур и др. В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками и десятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя. На рубеже XXV - XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш.

 

Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров - Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания - едва ли не первого из зафиксированных историей - Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма. Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси, создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее очень недолго.

 

Подъем экономики Шумера:

 

1) земледелие:

- развитие ирригации

- разведение ячменя, эммера, просо, финиковой пальмы

- мотыгу заменила соха с трубкой-сеялкой

- серпы из глины, дерева с кремневыми вкладышами, а также из металла

 

2) высокий уровень ремесел:

 

- развитое металлургическое производство: литье, клепка, паяние

- появление бронзы

- развитое ювелирное производство: филигрань, зернь

- применение плоско-выпуклого кирпича, кладка «в елку»

- изготовление повозок и колесниц, лодок, мебели, муз. инструментов

- ткани из льна и шерсти

- изготовление фаянса

3) товарно-денежные отношения:

- отделение торговли от ремесла

- появление тамкаров

- купля-продажа земли, домов, скота, рабов внутри страны

- мерило стоимости – зерно, скот, медь, серебро

- торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном, странами Персидского залива

- сосредоточение ремесел и торговли в городах, их рост.

 

Социальное развитие:

1) рабовладельческие отношения:

- основной источник рабства – война

- рабы были храмовыми и частновладельческими

 

- храмы – 100-200 рабов, частники –1-3 раба, правитель – несколько десятков

2) подневольные работники:

- разорившиеся общинники

- младшие члены бедных семей

- пожертвованные в храмы по обету

- пришельцы из других общин

- преступники

3) верхушка общества – рабовладельцы:

- родовая знать

- высшее жречество

- представители администрации – служилая знать

4) мелкие производители – 50% населения – рядовые общинники, имеющие небольшие наделы и объединенные в территориальные и родовые общины

 

5) земельный ресурс:

- 50% - собственность территориальной общины, переданная во владение большим семьям, купля-продажа разрешена

- 50% - фонд храмовой земли: храмовая земля, земля храмового персонала, земля в аренду

 

Государственный аппарат:

1) раннединастический период XXVIII – XXVII вв. – правитель - «эн» (жрец, руководитель храмового, городского и ирригационного строительства, распорядитель имуществом общины, военачальник), «лугаль» - эпитет к «эн», т.е. большой человек, правитель, царь.

2) «энси» - почти «лугаль», но почетнее – строительство храмов и каналов, сбор налогов, ведение войсками

3) функционируют совет старейшин и народное собрание (общинники-воины), избирают правителя

4) когда развивается имущественное неравенство, народное собрание начинает терять свою роль, совет старейшин надолго сохраняет свое значение

 

5) в конце периода возникает деспотия – опора правителя – армия (колесницы, пехота), до 5-6 тыс. чел. (Лагаш) крупный город + сельская округа = шумерское государство, самый древний город – Эреду

 

Борьба за гегемонию между шумерскими городами-государствами.

 

4)Образование Аккадского государства. Правление Саргона Древнего.

 

Образование централизованного государства:

 

1) Основатель Аккадского царства – Саргон (2316-2261) – Шаррум-кен, «царь истинен»)

 

2) взял власть в результате дворцового переворота, подчинил Киш, Упи-Акшак, принял титулы «лугаль Киша», «лугаль Старны», «лугаль Аккада».

 

3) война с Лугальзаггеси, победа над 50 правителями, после 34 битв с Уром, Уммой и Лагашем расширил государство до Персидского залива

 

4) походы на северо-запад: покорение Мари, Эблы до «кедрового леса» и «Серебряных гор», т.е. до горных хребтов Амана и Тавра

 

5) в конце правления Саргон завоевал Субарту (СМ)

 

6) набеги в Элам (восток долины Тигра и Евфрата)

 

Экономическое развитие, товарно-денежные отношения и торговля:

 

1) создание общей ирригационной сети в южной Месопотамии и средней Месопотамии

 

2) строительство дорог, гаваней

 

3) введение общегосударственной системы мер и весов

 

Социально-политическое развитие:

 

1) утверждение власти царя-деспота в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин

 

2) формирование служилой аристократии – опоры царской власти

 

3) царская бюрократия заменяет в ряде городов местных «энси»

 

4) переход храмовое хозяйство переходит в руки правителя

 

5) дополнительные льготы жречеству

 

6) имущественное расслоение в общине, появление зажиточных и разорившихся общинников

 

7) брожение среди «старейшин», мятеж в общинном войске, отложились Субарту и Вавилон

 

Середина III тысячелетия до н.э. была отмечена энергичным заселением Двуречья скотоводческими семитскими племенами, и до того в немалом количестве проникавшими в Шумер. Их поселения на севере стали активно заимствовать достижения шумерской цивилизации, сближаясь с ней по уровню развития (впрочем, аналогичный процесс шел, видимо, и в соседнем с Шумером Эламе, расположенном к востоку от него). Представителем и выразителем активной наступательной политики семитских племен стал в конце XXIV в. Саргон (Саргон Древний, или Аккадский). По преданию, он был незаконнорожденным младенцем, выловленным в корзине в реке и воспитанным чужими людьми (частый легендарно-мифологический сюжет, известный в истории многих народов). Поступив на службу к правителю Киша, Саргон быстро выдвинулся, а после гибели Киша выкроил себе собственное государство и стал успешно воевать с соседями. Затем Саргон провозгласил себя лугалем выстроенного им на севере Шумера нового города Аккада.

 

Вступив в длительную войну с Лугальзагеси, Саргон успешно довел ее до конца, объединил под своей властью Шумер и Аккад и стал правителем большого государства, состоявшего из многих десятков региональных подразделений бывших городов-государств, В успехах Саргона большую роль сыграла созданная им армия: едва ли не впервые в истории в руках именно этого завоевателя оказалась крупная боевая сила профессиональных воинов (5400 человек), каждый из которых за свою службу получал надел и жил за счет дохода от него. Неудивительно, что после создания единого государства Саргон сумел подчинить себе соседний Элам и совершил ряд успешных походов на север и северо-запад.

 

Возникновение крупного централизованного государства привело к концентрации в руках его правителя всей полноты власти. Храмы с их жрецами, хозяйством и обслуживающим персоналом, равно как и возникавшие параллельно с ними и во многом на основе той же модели царские хозяйства, за счет которых выделялись наделы воинам и иным служащим, были основой экономического могущества центра. Рента-налог с общинников, дань с покоренных соседей и повинности населения были основой нормального функционирования структуры в целом. При этом усиление роли государственного хозяйства и приток дани извне объективно способствовали росту престижного потребления верхов, следствием чего стал заметный процесс приватизации. Вначале он выявлялся на уровне верхов и реализовывался в форме индивидуального накопления имущества - как в результате войн, так и в ходе обменных операций тамкаров. Важную роль играл при этом приток пленных иноплеменников, превращаемых в рабов, чей труд использовался практически почти бесплатно.

 

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

 

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» — новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству.

 

Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Лугальзагеси него союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь лосле 34 битв Саргон смог омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива.

 

С покорением Шумера аккадцы предприняли ряд успешных походов в северозападном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до «Кедрового леса» и «Серебряных гор», т. е. до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месопотамия). Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Евфрата — в Элам.

 

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316—2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства — земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

 

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти — служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение покровительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряду с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн, за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

 

Итогом политического развития Аккада в XXIV—XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»),

 

 

5)Деспотическая монархия III династии Ура, ее потестарно-политическая и социально-экономическая структура.

За время более чем столетнего правления III династии Ура в Шумеро-Аккадском царстве произошли некоторые изменения в экономике. Была полностью восстановлена прежде нарушенная ирригационная система, предпринято строительство новой обширной сети каналов, на царско-храмовой земле были организованы в больших масштабах земледельческие и скотоводческие хозяйства, ремесленное производство в царских мастерских, увеличен объем монополизированной государством внешней торговли с соседними странами, унифицирована система мер и весов внутри страны. Велось строительство храмов, гигантского трехступенчатого зиккурата Ур-Намму, дворца и усыпальниц царей в Уре.

 

Основную массу земель при III династии Ура составлял царский земельный фонд, вобравший в себя земли местных правителей, все храмовые владения и вновь завоеванные территории. Царская земля делилась на несколько категорий. Часть земли была собственно царской. Она обрабатывалась находившимися на положении рабов «гурушами» (букв, «молодцами»), которые получали за работу натуральное довольствие, рабами из числа военнопленных, а также наемниками из числа разорившихся свободных общинников. Другая часть царской земли выделялась в пользование храмов, а третья часть отдавалась в пользование административному и храмовому персоналу, профессиональным воинам.

 

Наряду с царскими существовали земли, находившиеся в собственности общин и частных лиц. Площадь таких земель значительно уступала царскому земельному фонду.

 

Общество Месопотамии времени III династии Ура приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Господствующее положение принадлежало в нем классу рабовладельцев, представленных служилой, в том числе военной, и кое-где сохранившейся родовой знатью, высшим жречеством, верхушкой земледельческих общин. Класс мелких производителей — крестьян-общинников и ремесленников — переживал процесс имущественного расслоения, который обострялся в обстановке постоянных войн конца III тысячелетия до н. э. Цари III династии Ура, стремясь приостановить процесс неуклонного разорения, запретили куплю-продажу общинных земель. Однако она могла проходить в другой форме — под видом дарения. Продажа домов и садов вообще не запрещалась. О массовом разорении мелких производителей свидетельствует наем их для работы на царских полях в качестве своего рода батраков и поденщиков, работа свободных ремесленников в царских мастерских наряду с рабами. Документы говорят о продаже в рабство детей бедняков, особенно дочерей, о росте временного рабства — должничества, чреватого уже наследственным рабством для детей должников, родившихся в период отработки долга. Сохранились судебные акты по оспариванию рабского состояния бывшими свободными, которые свидетельствуют о частом порабощении ранее свободных людей.

 

Класс рабов увеличился количественно за счет военнопленных, захваченных во время походов и при подавлении восстаний, а также за счет проданных в рабство разорившихся свободных. Цена на рабов была невелика: раб стоил 9 —10 сиклей, рабыня — вдвое или втрое меньше. О большом развитии рабства говорит тот факт, что ими нередко владели люди небольшого достатка: храмовые служащие, пастухи, ремесленники. Положение рабов, особенно из числа военнопленных, трудившихся в централизованных царских хозяйствах, было крайне тяжелым. На хозяйственных табличках из города Уммы зафиксированы вьдачи продуктов питания рабыням и их детям, которые содержались в особом лагере под контролем надзирателей. В течение месяца из 185 человек умерло 57, по всей вероятности, от эпидемий, голода и злоупотреблений чиновников. Труд рабынь особенно интенсивно использовался в царских (ткацких, прядильных, мукомольных, пивоваренных) мастерских. При раскопках Ура были обнаружены остатки ткацкой мастерской, где работали 165 женщин и детей. Положение частновладельческих рабов было несколько лучшим. Они могли иметь небольшое имущество, семью, откупаться на волю, по некоторым делам обращаться в суд. Рабов-соплеменников запрещалось продавать за пределы страны. Нередко и государственные, и частные рабы совершали побеги, законы предусматривали вознаграждения их поимщикам.

 

Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологически обосновывалась религией. Глава пантеона, обшешумерский бог Энлиль, отождествленный с аккадским верховным богом Белом, считался царем богов и покровителем земного царя. Был составлен «Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле. Со времени правления Шульги (2093—2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

 

Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезает и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский — «энси», аккадский—«ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю. Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был разработан один из древнейших судебников в мире — законы Шульги. Многочисленные писцы и чиновники разрабатывали дальнейшие нормы трудовых повинностей и пищевого довольствия, учитывали мельчайшие изменения в хозяйственной деятельности и положении людей, составляли всевозможные отчеты и справки. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.

 

Армия царя состояла из воинов-колонистов, обрабатывавших выделенную им царскую землю. Стали использоваться и наемники, главным образом из числа западных кочевников-амореев.

 

Внешняя политика государства в эпоху III династии Ура не отличалась активностью. Совершались отдельные походы в северные районы Месопотамии и восточные области Ирана, сделавшие их подвластными Шумеро-Аккадскому царству. Но приходилось больше заботиться о сохранении спокойствия внутри государства, где существовали весьма острые социальные противоречия и напряженная обстановка. С запада на Месопотамию надвигались кочевые племена амореев, против которых была воздвигнута система укреплений.

 

Строились крепости и на востоке — для защиты от кутиев и эламитов.

 

Внутреннюю силу царства все больше подтачивало недовольство народных масс, бегство рабов, невыполнение населением повинностей, голод, повышение цен, распад системы гигантского царского хозяйства.

 

III династия Ура. (кон.XXII – нач.XX) Основатель Ур-Намму. Его законы – один из основных памятников древневосточного права.

 

1) экономика:

 

- восстановление ирригации, строительство новой сети каналов

 

- хозяйства на царско-храмовой земле

 

- ремесленное производство в царских мастерских

 

- унификация системы мер и весов

 

- увеличение объемов государственной торговли с соседними странами

 

- строительство храмов, зиккурата Ур-Намму

 

- царский фонд земли:

 

а) царская обрабатывается «гурушами»

 

б) храмовая

 

в) в пользу административному и храмовому персоналу, воинам

 

- земля частных лиц и общин, площадь меньше царской

 

2) общественное устройство:

 

- рабовладельческий характер

 

- господствующее положение – рабовладельцы: служилая + военная аристократия, родовая знать, высшее жречество, верхушка общин

 

- мелкие производители – крестьяне-общинники и ремесленники – имущественное расслоение

 

- запрет купли-продажи общинной земли

 

- рост временного рабства – должничества

 

- увеличение класса рабов за счет военнопленных и проданных в рабство

 

- раб стоил 9-10 сиклей, рабыня 3-5 сиклей

 

- рабами владели даже храмовые служащие, пастухи, ремесленники

 

3) государственное устройство:

 

- древневосточная деспотия – «царь Ура, царь Шумера и Аккада»

 

- идеология на основе религии – Энлиль – покровитель царя, «Царский список» царей «до потопа» и «от потопа»

 

- царю подчинено жречество

 

- огромный бюрократический аппарат, исчезает самостоятельность городов-государств, исчезает местная общинная знать

 

- страна разделена на наместничества с «энси» («ишшаккум»)

 

- организован царский суд

 

- законы Шульги (2093-2047)

 

4) армия из воинов-колонистов, их наемники амореи

 

5) внешняя политика:

 

- слабая внешнеполитическая активность

 

- отдельные походы в Сев. Месопотамию, восточный Иран

 

- с З на Месопотамию надвигаются кочевники-амореи, против них построена система укреплений

 

- крепости для защиты от кутиев и эламитов на востоке

 

- постепенное проникновение амореев на территорию Мес. с З и В

 

- государство амореев на юге в Ларсе

 

- отдельное государство в Иссине со своей династией

 

- на С-В отложилась Эшнуна

 

- вторжение эламитов, разрушение Ура, «Плачи» над гибелью Ура, Аккада, Ниппура.

 

Вторжение амореев в Южную Месопотамию. Крах Урской державы «Шумера и Аккада».

 

Термин амореи, как принято считать, носит описательный и в некотором роде условный характер. Он не является названием отдельной народности или отдельного племени. В Библии амореями называется или всё доизраильское население Палестины, или отдельные группы этого населения. Скорее всего, этим термином (буквальное значение - "западный") жители Месопотамии называли большие группы кочевых или полукочевых западно-семитских племен, обитавших к западу от Месопотамии. Сами представители этих племён никогда не использовали термин "амореи" для самоназвания и обычно называли себя по племени, из которого происходили: Яамутум, Диданум, Амнанум, Сутиум и т.д.

 

Основным занятием западно-семитских кочевых и полукочевых племен было разведение мелкого рогатого скота (овец и коз), хотя иногда, если были подходящие условия, они могли заниматься и земледелием. Они жили в основном во временных поселениях, но иногда также и в деревнях и городах как полукочевники. Что касается социальной структуры этих племен, то она была типичной для всех кочевников или полукочевников Восточного Средиземноморья. Районы, где они обитали, делились, по-видимому, на племенные территории. Каждое племя жило под руководством вождя, которого называли "абу"- отец. Земли племени не были, вероятно, чётко разграничены, и политическое могущество каждого вождя зависело от его личного влияния.

 

Основным местом обитания этих племен был север Сирийской пустыни - территория, называемая арабами в наше время Хамад, и именно отсюда отдельные племенные группы периодически передвигались на север и северо-запад в Сирию или на восток и северо-восток в Месопотамию.

 

Это передвижение приняло массовый характер в конце 3 тыс. до н.э., когда произошли существенные климатические изменения, затронувшие и район Хамада. Из-за серьезного уменьшения количества осадков значительные площади пастбищ были потеряны для скотоводства, и одна часть западно-семитских скотоводческих племен в массовом порядке двинулась на север и запад в Сирию и Палестину, а другая, по-видимому, на восток - в Месопотамию.

 

Конец 3 тыс. до н.э. был для Восточного Средиземноморья и всего Ближнего Востока временем разрушения многих городов, ухода с исторической арены старых государств и возникновения новых, в которых воцарились аморейские династии.

 

Серьёзные изменения произошли в этот период и в Месопотамии. Единое централизованное государство, более ста лет объединявшее всю Южную Месопотамию (III династия Ура), распалось, прежде всего, из-за внутренней нестабильности; определенную роль в ускорении этого процесса сыграли, конечно, и соседи Месопотамии, прежде всего, государство Элам, граничившее с юго-восточными окраинами государства третьей династии Ура. Свою лепту внесли и амореи, число которых на территории Месопотамии в конце 3 тыс. до н.э. многократно возросло за счет новых волн переселенцев из Хамада.

 

Распад государства сопровождался крушением созданной царями третьей династии Ура общегосударственной централизованной системы управл<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: