Пореформенная эпоха (II половина XIX в.)




Лекция 15

 

Цели лекции: Формирование у студентов представления о развитии Донбасса в пореформенную эпоху (II половина XIX в.), раскрыть сущность реформ 1860-1870-х гг.

 

Задачи: познакомиться с источниками по изучению истории развития Донецкого региона во II половине XIX в.; определить концепции формирования промышленного переворота в регионе, развитие тяжелой промышленности, строительства железных дорог; рассмотреть особенности Формирование местной предпринимательской элиты: Д.Юз, П.Н.Горлов, Ф.Е.Енакиев, Э.Боссе, И.Г.Иловайский, Д.И.Иловайский.

Мотивация деятельности студентов: Во II половина XIX века в России происходил значительный рост производительных сил – строились металлургические и металлообрабатывающие заводы, суконные, полотняные, кожевенные и другие мануфактуры, создавалась крупная промышленность. Расширялись посевные площади и увеличивалась продукция сельского хозяйства. Развитие общественного разделения труда обусловило дальнейшее расширение всероссийского рынка; разрастались международные торговые связи. В таких условиях присоединение и хозяйственное освоение богатейших земель Донецкого края имело первоочередное значение для Российской империи.

 

План изучения:

1.Реформы 1860-70-х гг. Освобождение помещичьих и других категорий крестьян от крепостной зависимости.

2.Промышленный переворот в Донбассе. Роль иностранного капитала в развитии Донбасса

3.Формирование предпринимательской элиты.

4.Внутренняя и внешняя торговля. Мариупольский морской порт

5.Перепись 1897 г. Социальный, национальный состав Донбасса

1. Крестьянская реформа 1861 года способствовала отмене крепостного права крепостных крестьян. Центральным звеном реформы был вопрос о земле. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика и та, которая находилась в распоряжении крестьян. Они должны были выкупить свою землю. До выкупа своих наделов крестьяне назывались «временно обязанными», т.е. нести повинности в виде барщины или оброка.

Нормы крестьянских наделов, как правило, были ниже старых, которыми крестьяне пользовались до реформы. Поэтому помещики по законодательству получали право отрезать «лишние земли» у своих бывших крестьян.

Согласно Положению территория Донбасса относилась к тому району, где душевной надел составлял от 3 до 6,5 десятин (Екатеринославская губерния) и от 3 до 4,5 десятин (харьковская губерния). Однако большинство крестьян получили в пределах 3-4 десятин на мужскую душу, остальная земля в виде отрезков осталась у помещиков. По подсчетам экономистов, для обеспечения потребностей крестьянского хозяйства требовалось от 5 до 8 десятин на душу (в зависимости от региона).

Таким образом, большинство крестьян не получили необходимой нормы. Помимо этого, помещики имели право переселить крестьян в заведомо негодные земли. Значительная часть помещичьих крестьян (в Бахмутском уезде до 25%) получила так называемые дарственные наделы – по одной десятине на ревизскую душу.

Получив дарственный надел и ликвидировав всякие отношения с помещиком, некоторые крестьяне сумели приобрести по дешевым ценам землю и оказались в лучшем положении, чем те, кто перешел на выкуп. При этом в среднем на один двор при покупке приходилось от 6,2 до 16,1 десятин.

В 1865-1866 гг. была проведена реформа не крепостных крестьян – военных поселян, казаков, колонистов. Принадлежавшие им земли были за выкуп переданы в собственность общин, которые предоставляли их в пользование. Земельный надел у этой категории крестьян составлял от 9 до 15 десятин на ревизскую душу.

В большинстве своем крестьянская семья имела недостаточно земли для ведения товарного хозяйства. Часть крестьян, чтобы поддержать свое хозяйство, прибегали к аренде земли не только у помещиков, но и у более зажиточных односельчан, к отходничеству или к другим формам найма рабочих рук. Появление этой прослойки способствовало развитию капитализма, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.

1 января 1864 г. вводилась новая система государственного управления на местах: земские и городские органы самоуправления. Это были всесословные выборные органы местного самоуправления. Они имели четкую структуру: распорядительные органы – земские собрания, исполнительные органы – земские управы. Срок избрания – 3 года.

Выборы производились по куриям. В первую и вторую курию входили землевладельцы, собственники промышленных и торговых заведений, имевшие определенный имущественный ценз. Третья курия состояла из представителей сельских обществ, имущественный ценз здесь отсутствовал. В каждой курии избиралось определенное количество гласных, в результате помещики получали большинство мест.

Земства вводили постепенно. В1866 году земства были введены в Екатеринославской и Бахмутской губернии. Мариупольское уездное земство выделилось из Александровского в 1873 году.

Деятельность земств было ограничено чисто хозяйственными нуждами: устройство и содержание местных путей сообщения, земских школ, больниц, приходов, продовольственного обеспечения, строительство местных дорог и мостов, содержанием тюрем и домов для умалишенных и др. Земства не имели права заниматься политической деятельностью. Земства сыграли большую роль в развитии хозяйственной и культурной жизни региона. Велик их вклад в распространении грамотности среди крестьян. К концу ХIХ в было создано в Бахмутском и Мариупольском уездах 108 земских школ. Были открыты земские больницы. Медицинская помощь и выдача лекарств осуществлялась бесплатно. Земства оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревне. Населению бесплатно раздавался посадочный материал, создавались показательные поля. Появились земские врачи, учителя, агрономы, статисты.

Земская реформа оказала существенное влияние на создание новой системы городского управления. Выборы в городскую Думу проходили раз в 4 года. На заседании Думы избирались управа и городской голова. Компетенция городского самоуправления была ограничена рамками хозяйственных вопросов: благоустройство, попечение о местной торговле и промышленности, о здравоохранении и образовании, противопожарные и санитарные меры. Органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно-культурном развитии региона.

2. Во второй половине ХIХ столетия, в связи с отменой крепостничества и развитием капиталистических отношений, быстрыми темпами происходит модернизация промышленного производства Донбасса, строятся железные дороги, основываются металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, открываются новые шахты, заводы. Промышленные переворот, начавшийся в 30-е годы ХIХ в. сделал большой шаг в экономическом развитии Донбасса.

Характерной чертой развития угольной промышленности в этот период было расширение и техническое переоснащение уже существующих рудников, а не строительство новых предприятий.

К концу ХIХ в. набирает размах акционерное предпринимательство на базе уже существующих рудников. В 1900 г. на их долю приходилось 75% всего добытого в бассейне угля.

Одновременно с развитием угольной промышленности зарождается черная металлургия. В 1866 г. на очень выгодных условиях поучил концессию князь Кочубей, который намеревался построить на юге России завод для изготовления рельсов из местного чугуна. Но он не смог привлечь для строительства завода инвестиции и в 1868 г. уступил свои права английскому заводчику Дж. Юзу.

Настоящий расцвет южной металлургии приходился на последние 15 лет ХIХ в.. За это время было основано 17 металлургических (доменных) заводов, из которых 12 находились в Донбассе.

Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал и стал главным металлургическим центром страны. Донбасс производил 79% всего южного чугуна. Доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна выросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36,1%.

Продолжалась механизация в сталелитейном производство, в котором участвовали выдающиеся инженеры тех лет Павлов, Курако и др.. На заводах Юга были самые большие доменные печи, работавшие с применением доменного дутья.

Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце ХIХ в. немецким капиталистом Гартманом.

Химическая промышленность была представлена заводами в Лисичанске и близ Славянска. Первенцем был содовый завод близ Лисичанска. Донбасс давал стране также поваренную соль на солеварнях Славянска и Бахмута, кислоты, стекло и стеклянные изделия. Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разного рода предприятий металлообрабатывающей, химической, горнодобывающей, пищевой промышленности.

Однако строились железные дороги почти без применения механизации. Нищая деревня обеспечивала дешевой рабочей силой. Основные работы выполняли грабари – рабочие с собственной подводой и лошадью.

К началу ХХ в. юг Украины по густоте железных дорог стал на первое место в России. Железные дороги сыграли решающую роль в развитии Донбасса.

Развитие угольной промышленности в 60- гг. ХIХ в. привело к расширению состава предпринимателей. Возрастает количество углепромышленников из местных промышленников, которые производили разработку угля на собственных землях. Это И.Иловайский, В. Рутченко, П. Карпов.

С конца 60-х годов начинается приток купеческих капиталов. В угольную промышленность. Среди них И. Уманский, С. Поляков, А. Алчевский. Значительно увеличилось количество промышленников из казаков. Это Байдалановы, С. Корнеев, И. Кошкин и др.

Таким образом, в 60-70-х гг. ХIХ в. буржуазия Донбасса комплектовалась за счет помещиков, купечества, крестьян и казаков. В 80-90-х гг. ХIХ в. происходит расширение состава буржуазии за счет притока технической интеллигенции (Н. Авдаков, А. Завадский, Ф. Енакиев, А. Горлов) и предпринимателей-иностранцев.

Таким образом, индустриальная буржуазия Донбасса постепенно превращалась в класс капиталистического общества, который имел разнородные социальные элементы.

3. Природные богатства региона, дешевая рабочая сила, льготные условия правительства привлекают иностранных инвесторов, в особенности франко-бельгийских и английских. Приливу иностранных капиталов содействовало и то обстоятельство, что в 90-е годы финансовое хозяйство России значительно оздоровилось. Финансовая реформа С. Витте позволила установить твердое денежное обращение, что избавляло иностранцев от риска потери на колеблющейся нетвердой валюте. Во ввозе иностранного капитала были заинтересованы и сами отечественные капиталисты, которые получали прибыль от участия в иностранно-русских акционерных компаниях.

В 60-80- е годы иностранные предприниматели предпочитали помещать средства в железнодорожные займы. Именно в это время в Донбассе были проложены основные железнодорожные линии. В 1857 г. было учреждено Главное общество железных дорог и разработана программа железнодорожного строительства. 60-70- е годы ХIХ в. вошли в историю как время «железнодорожной горячки». Были построены в 60-е годы Курско-Харьковско-Азовская железная дорога, в 1884 г. – Екатерининская железная дорога, соединившая Донецкий каменноугольный и Криворожский железорудный бассейны. В 1904 г. была построена 2-я Екатерининская железная дорога.

Однако строились железные дороги почти без применения механизации. Нищая деревня обеспечивала дешевой рабочей силой. Основные работы выполняли грабари – рабочие с собственной подводой и лошадью. К началу ХХ в. юг Украины по густоте железных дорог стал на первое место в России. Железные дороги сыграли решающую роль в развитии Донбасса.

Затем иностранный капитал устремился в промышленность. В 1867 г. английский предприниматель Джон Юз закладывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства». В 1869 году он строит металлургический комбинат, с расширением которого возникает поселок Юзовка (Донецк). Поселок быстро растет и превращается в большой промышленный центр Юга России. Через Мариупольский морской порт донецкий уголь и продукция металлургических заводов начинает пробиваться на внешний рынок.

В 1872 году было образовано первое акционерное каменноугольное общество – «Общество Южно-Русской каменноугольной промышленности». Основная масса капиталистов в угольной промышленности была французского и бельгийского происхождения. Эти общества добывали свыше 79% от всей добычи угля в Донбассе. Характерной особенностью развития угольной промышленности было то, что большинству акционерных обществ запрещалось приобретать недвижимость для иных целей, нежели обеспечение производства. И если вокруг металлургических заводов возникали поселки, которые затем вырастали в города, то вокруг угольных шахт такого не было. К 1900 г. в Донбассе действовало уже 12 металлургических заводов, 11 из которых были построены на средства иностранных предпринимателей.

4. Развитие внутренней торговли было закономерным результатом капиталистических преобразований, модернизации экономики. Рост товарности хозяйства, промышленный переворот и индустриализация, рост городов и поселков, расширение банковской и акционерной систем, рост сети магазинов, складов, усовершенствование морского порта, появление почты и телеграфа – все эти факторы влияли на рост торговли.

Одним из главных объектов торговли был хлеб и уголь. Из пром. товаров предметами торговли были кирпич, цемент, известь, металл (стальные рельсы, железо, наковальни, металл. конструкции). Развивалось винокуренное производство. Важным объектом торговли становится соль. Рост городов способствовали развитию стационарной торговли.

Расширяется география торговых отношений. Из Мариуполя муку отправляли в Ейск, Бердянск, Керчь, Феодосию, земледельческие орудия труда шли в Донецкий регион и Таврическую губернию, рыба, фрукты и огородная зелень вглубь России. Сырье в регион поставлялось из разных регионов России: кожа и сало из Кубанской области, Донской области, воск – из Ростова, хмель – из Варшавы и Волынской губернии, чугун – из уральских заводов.

Особое место занимает ярмарочная торговля, которые имели ярко выраженный сельскохозяйственный характер. Центрами ярмарок были Камышеваха, Скотоватая, Гришино, Калиновка. Проводились до 7 дней. Они почти полностью обеспечивали внутренние потребности Донбасса.

В 90-х годах происходит расширение внешних рынков сбыта товаров. Усиливается вывоз минерального топлива в Центрально-промышленный район, Москву и Петербург, Приднестровье.

Первая практическая попытка экспорта донецкого угля была предпринята в 1892 году в Константинополь. Однако там он не смог конкурировать с дешевым по себестоимости английским углем.

С середины 90-х начинается постепенное оживление российско-болгарских связей. Основным продуктом экспорта в Болгарию стала донецкая каменная соль.

Последние десятилетия ХIХ в. характеризовались попыткой владельцев шахт освоить румынский рынок. Первая партия в количестве 10 тыс. пудов отправлена в 1890 г..

Кроме промышленных товаров вывозились пшеница, ячмень, лен, рожь, макуха и в небольших количествах кожа и шерсть.

Морские перевозки по Азовскому морю увеличились, когда была подведена железная дорога, соединившая порты Азовья со всеми регионами России. На первое место по тоннажу в перевозках морем выходит уголь Донецкого бассейна.

В 1886 г. началось строительство нового, более глубоководного и современного в техническом оснащении Мариупольского порта под руководством М. Лисовского. За три года были построены основные торговые сооружения, К новому порту была подведена железная дорога, в порту установлены 2 углеперегружателя, котельная и другие сооружения. В дальнейшем построены внутренний мол, маяки, производилось углубление акватории порта.

Если ежедневный вывоз грузов из Мариуполя за период с 1880 по 1889 гг. составлял в среднем около 4 тыс. пудов, то после открытия нового порта вывоз грузов увеличился до 12 тыс. пудов.

5. К концу ХIХ в. по итогам переписи 1897 г. по темпам роста населения

Екатеринославская губерния занимает первое место среди украинских губерний. Рост населения происходил за счет естественного прироста, а также вследствие переселения в Донбасс большого количества рабочих из губерний европейской России.

По социальному составу крестьянство составляло основную массу населения – около 80%, торгово-промышленное – 15%, непроизводительное – 5%.

Перепись не содержит сведений о национальном составе. Приблизительно его можно определить по родному языку. Национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 г., были следующими:

Малороссы — 62,5 %; великороссы — 24,2 %; белорусы — 1 %; греки — 4,2 %; немцы — 3,0 %; евреи — 2,0 %; татары — 1,4 %.Всего 1 136 361 населения.

Определенные данные из переписи можно подчерпнуть о грамотности населения. Процент грамотных составлял 21,5. Наибольший процент грамотных проживал в Мариупольском уезде – 26,2%, в Бахмутском – 21,4%.

По данным переписи в горнодобывающей промышленности русские составляли 74%, украинцы – 22,3%, а в металлургической промышленности – соответственно 69 и 20,2%.

Бурное экономическое развитие региона вносит свои коррективы и в систему образования. Вводятся начальные земские сельские и фабрично-заводские городские школы, открываются начальные школы на крупных предприятиях, зарождается полиграфия, книгопечатание, появляются первые общедоступные библиотеки в уездном городе Бахмут. В городе Мариуполь в 1899 году выходит первая в Донбассе газета - "Мариупольский справочный листок".

В Донбассе рождаются, живут и работают яркие литературные личности – В. Гаршин и Н. Чернявский, восходит звезда большого пейзажиста Архипа Куинджи. Посещение Донецкого края выдающимися деятелями науки, литературы, искусства обогащают культуру Донбасса.

В 1896 году на промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде украшением павильона Новороссийского общества становится уникальная пальма, изготовленная из части рельса кузнецами-умельцами Юзовского металлургического завода Алексеем Ивановичем Мерцаловым и его помощником-молотобойцем Филиппом Федотовичем Шкариным. Пальма Мерцалова является сегодня символом Донетчины.

 

Контрольные вопросы

1.На основании, каких норм проводилась крестьянская реформа в нашем крае?

2.Назовите главный принцип формирования земских органов самоуправления. Какую роль играли земства в решении социальных поблем, в развитии народного хозяйства в нашем крае?

3.Охарактеризуйте особенности промышленного развития нашего региона во второй половине ХIХ в.; объясните причины этих особенностей, их последствия.

4.Какие факторы способствовали развитию торговли во второй половине

ХIХ в. в нашем крае?

5.Какие изменения в национальном, социальном составе населения принесла перепись населения 1897 года в нашем крае?

6.Охарактеризуйте особенности формирование предпринимательской элиты: А.К.Алчевский, Д.Юз, П.Н.Горлов, Ф.Е.Енакиев, Э.Боссе, И.Г.Иловайский, Д.И.Иловайский.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: