Интеграция традиционных и компьютерных игр в дошкольном образовании




 

Термин «интеграция» относится к числу общенаучных понятий. Активное использование этого термина в отечественной науке отмечается с 80-х годов ХХ века. Философия, а следом и педагогика постепенно продвигались к характеристике таких явлений как: слияние, связь, взаимосвязь и т.п. Осмысление понятия «интеграция» шло от постижения категорий «связь», «отношения», «комплексный подход», «система», «целостность». И лишь в 80-е годы пришли к термину «интеграция».

Вначале философы достаточно глубоко проработали понятия, входящие в категорию «интеграция». Достигнув некоторого единства в понимании их смысла, подошли к определению понятия «интеграция». Определение данного понятия год от года уточнялось, дополнялось и углублялось. Чтобы этот процесс представить, достаточно привести в качестве примера несколько определений из философских словарей разных лет.

В 1975 году интеграция понималась как «объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства» [Н.М. Кондаков, c. 203]. Как «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов», определяется интеграция в 1983 году [С.С. Аверинцев, c. 210]. А еще спустя четыре года интеграция рассматривалась как понятие, «означающее связности дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию» [Советский словарь, c. 495].

В настоящее время философы понимают интеграцию и как процесс, и как результат разрешения каких-либо противоречий через установление связей, как высшую ступень взаимосвязи, дающую такой продукт, как целостная непротиворечивая система.

В силу специфики философии ее представители прорабатывают понятие «интеграция» в глубину: выделяют ее виды, условия проявления, обосновывают ее необходимость. Философы различают:

- горизонтальную интеграцию (как комплексирование) и вертикальную (как связь фундаментального знания);

- внешнюю и внутреннюю интеграцию;

- онтологическую, гносеологическую и практическую;

- информационную, генеративную интеграцию;

- функциональную и организационную интеграцию [В.С. Безрукова, c. 15-16].

В педагогику это понятие пришло, конечно, из философии. Первоначально, как отмечает В.С. Безрукова, педагоги шли по пути прямого заимствования определений и характеристик интеграции из философских источников. Но это лишало педагогическую теорию интеграции самостоятельности и отражения специфики интеграции педагогических явлений, поэтому позже появились свои концепции педагогической интеграции.

Педагогическая интеграция – это установление связей и отношений педагогическими средствами и ради педагогических целей. Она осуществляется в рамках педагогической теории и практики, поэтому используются педагогические принципы, формы и методы интегрирования [там же, c. 19].

Интеграция как педагогический феномен имеет несколько существенных характеристик, определяющих ее категориальный статус. Чаще всего интеграция рассматривается как процесс и как результат этого процесса. Но, кроме того, нередко интеграция характеризуется как принцип развития педагогики и педагогической практики. Триединая роль интеграции (принцип, процесс, результат) приводит к тому, что существует несколько дефиниций этого понятия.

Педагогическая интеграция как принцип развития педагогической теории и практики есть ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и практической деятельности [там же, c. 29].

Как принцип развития педагогической теории и практики, интеграция, подчеркивает В.С. Безрукова, охватывает своим влиянием достаточно широкий круг образовательных явлений. К правилам реализации интеграции как принципа относится:

- определение объектов интегрирования;

- выделение факторов, способствующих интегрированию и мешающих ему;

- прогнозирование ожидаемого результата с учетом потребностей и особенностей участников образовательного процесса [там же, c. 30].

В качестве процесса интеграция рассматривается как «непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом» [там же, c. 30]. Это своего рода процедура интегрирования объектов, что включает в себя выбор необходимых и целесообразных связей из всей совокупности их видов и типов, способов установления этих связей.

Педагогическая интеграция как результат этого процесса выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом. В качестве формы могут выступать интегративные программы (курсы), интегративные учебные занятия, различные технологии.

Как и всякая теория, педагогическая теория интеграции оперирует своими категориями, среди которых выделяются термины, представляющие

- феноменологические описания явлений интеграции (объекты интеграции, процесс интеграции, тип процесса интеграции, результат интеграции);

- системообразующие (общенаучные) понятия (связь, взаимосвязь, синтез, комплекс, система, часть, целое, структура и т.д.).

Термины первой группы представляют все составляющие части интеграции и характеристику ее процессов. Оперируя данными терминами, В.С. Безрукова составила феноменологическую карту процесса педагогической интеграции, в которой достаточно скрупулезно представлен анализ процесса педагогической интеграции [c. 57-58]. Данную карту (см. табл. 1) с полным основанием можно считать исходным материалом для построения любой формы педагогической интеграции. Ведь процесс интегрирования, иными словами, его проектирование В.С. Безруков предлагает осуществлять в три этапа.

Первый этап интегрирования, по мнению этого автора, должен состоять в подготовке к процессу интегрирования, что предполагает:

- определение направления (цели) интеграции;

- подбор объектов интегрирования и их анализ;

- выбор формы процесса интеграции с ее сущностными и формально-логическими признаками;

- определить вид педагогической интеграции.

Итогом подготовительного этапа должна стать модель интегративного образования, т.е. сложившееся общее представление о том, что интегрируется и что из этого должно получиться.

Второй этап представляет непосредственную разработку избранной формы интегрирования, а именно:

- выбор системообразующего фактора;

- создание новой структуры новообразования;

- установление связей и зависимостей компонентов интегрирования;

- применение способов интегрирования;

- фиксирование нового интегративного образования.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: