Досуг - это часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающейся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат.
Досуг - это время, остающееся у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целесообразностью. Однако это не означает, что досуг реализуется бездеятельно. Специфической деятельностью в этой временной сфере является досуговая деятельность, действительным мотивом которой является потребность личности в самом процессе этой деятельности, а результатом - её осуществление. В процессе реализации досуговой деятельности осуществляется удовлетворение потребностей, которые не могли быть удовлетворены в процессе учебной и трудовой деятельности.
Назначение и роль досуга находят выражение в его трех основных социокультурных функциях:
1. Рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие психического утомления.
2. Развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку.
3. Развитие: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении.
К основным характеристикам досуга следует отнести:
§ свободу от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хочется);
§ возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право самостоятельно выбирать род и вид занятия);
|
§ досуговая деятельность самодостаточна;
§ гедонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, довольствия, наслаждения);
§ компенсационность (возвышающая активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности).
В литературе встречается достаточно много разнообразных типологий современного досуга. К ним можно отнести деление досуга на:
· деятельный и бездеятельный;
· рекреационный и развивающий;
· ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной;
· домашний и внедомашний;
· индивидуально-организованный и коллективно-организационный.
Основными на сегодня серьезными взглядами на досуг являются:
I. Деятельностный – представляет собою один из видов жизнедеятельности человека и располагается в ряду: учеба, труд, досуг. Досуг понимается здесь как деятельность, свободная от необходимости, от обязанности, от заработка, как деятельность для души, для себя.
II. Временной. Схема распределение суточного времени человека:
1. Рабочее время – затраты времени на общественно необходимый труд, учебу.
2. Время связанное с работой – до работы надо добраться, порой переодеться и помыться после работы и вернуться домой.
3. Неизбежные затраты – время на сон, на еду, гигиену.
4. Свободное время – все остальные наши занятия (дом, огород, скотина, дача, сфера быта и обслуживания, магазины). Время, когда мы занимаемся необязательными приятными занятиями (телевизор, компьютер, книги, прогулки, общение с друзьями) – это и есть собственно досуг, время, которым человек может распорядиться по своему усмотрению.
|
Такого досугового времени остается в среднем в городе 3,5 часа у мужчин и 2,5 часа у женщин. В селе – на час меньше. Реальная величина времени зависит от многих факторов: в городе – от места проживания, состава семьи, рода профессиональной деятельности, а в селе, кроме того, - от времени года, меры благоустроенности жилья. Величина свободного времени человека зависит от затрат времени в домашнем хозяйстве, удовлетворении физиологических потребностей. Сегодня развитие сферы обслуживания, распространение бытовой техники, средств "малой химии" и т.п. сокращают затраты времени на быт. В экономически развитых странах наблюдается тенденция возрастания свободного времени личности прежде всего за счет времени, поглощаемого производством. Свободное время становится основным показателем уровня жизни общества.
Критерии рационального досуга:
1. Временной показатель – доля суточного (недельного, годового) времени, затраченная на культурную деятельность.
2. Бюджетный показатель – доля личного и семейного бюджета, потраченная на культурно-досуговую деятельность. Речь идет о затратах на приобретение книг, видеокассет, дисков, билетов в театр, подписку на газеты и журналы, турпоездки и т.д.
3. Мера социализации досуга – занятие культурно-досуговой деятельностью либо в культурно-досуговых учреждениях, либо дома.
4. Мера активности индивида в культурной деятельности – можно 10 часов потратить на просмотр ужастиков, а можно 1 час – на сочинение стихотворения.
|
Педагогический процесс в сфере досуга представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности, планомерный перевод ее на более высокий уровень.
Уровни досуговой деятельности:
I. Потребление может быть:
А) пассивное потребление состоит из таких видов занятий как просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки. Посещение зрелищ, прием гостей, застолье и т.д.
Б) Активное потребление включает в себя рыбалку, охоту, турпоходы и турпоездки, посещение театров, выставки и др.
В) Целенаправленное активное потребление состоит из различного вида увлечений – занятий спортом, путешествия, коллекционирование и др.
II. Творчество охватывает те виды занятий на досуге, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.
III. Экстериоризация (вынесение вовне результатов деятельности) - показ спектакля, выступление хора, оркестра и т.д.
В плане своего исторического развития российский досуг имеет весьма своеобразную социодинамику.
Досуговые страсти и увлечения творят порой самые настоящие чудеса.
Роль любителей в развитии художественной культуры, особенно в российской истории уникален, уникален и их вклад в становление отечественного театра. Нельзя не назвать в этой связи имена таких известных любителей, ставших затем еще более известными профессионалами Ф.Г. Волков, К.С. Алексеев (Станиславский).
Критерии рационального использования свободного времени
Использование свободного времени должно способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности, так как и условия труда требуют всесторонне развитой личности.
Поэтому под рациональным использованием свободного времени понимается такое его использование, которое проявляется в гуманистических формах и в интересах, как отдельной личности, так и всего общества в целом.
Международный конгрес «Свободное время и его проведение», состоявшийся в Брюсселе в 1975 году, дал рекомендацию по использованию свободного времени:
1. Человек имеет право на свободное время и свободный выбор видов досуговой деятельности.
2. Свободное время не должно быть праздным временем. В досуговых видах деятельности человек должен реализовывать свои стремления и творческие потенции.
3. Свободное время необходимо для: сохранения и восстановления физических и духовных сил, активизации общественной жизни, поддержания контактов с природой, культурой, для самореализации.
4. Семья, школа и все виды воспитания должны играть определённую роль при знакомстве ребёнка с игровой и активной досуговой деятельностью.
5. Органы власти должны гарантировать активную досуговую деятельность, основанную на личных возможностях выбора.
6. Не только государство и его органы, но и различные общественные организации, и главным образом, сами граждане, имеют право участвовать в организации досуга и в мероприятиях, проводимых государственными и общественными учреждениями.
7. Средства коммуникации должны использоваться для реализации досуговой политики.
Развитие таких форм проведения свободного времени неразрывно связано с изменением содержания труда и рабочего времени.
Важное место в бюджете свободного времени должно принадлежать таким видам деятельности, которые создают возможность для усвоения завоеваний культуры с целью развития всесторонней личности. В свободное время человек не только узнаёт и усваивает то, что уже создано в процессе развития культуры, но и сам, в рамках своих возможностей, своей деятельности, будет способствовать её развитию.
Использование свободного времени для образования и повышения квалификации имеет и более широкое значение в условиях упрощения труда (то есть простых трудовых функций). Поэтому образование более широкое, чем то, которого требует непосредственно рабочее место, представляет одну из форм гуманизации упрощённого труда.
Велика и роль игр и развлечений. Развлечения и игры способствуют более полному отдыху человека от повседневного труда.
В каждом обществе существуют свои виды развлечений, зачастую регулируемые своими общественными правилами.
Отношение общества к развлечениям должно быть активным, то есть общество должно влиять на развитие тех форм развлечений, которые облагораживают человека, очеловечивают его, и препятствовать негуманным формам развлечений. Часть времени должна идти для общественно - политической деятельности.