Роль Досуга в жизни современного человека




Досуг - это часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающейся у че­ловека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходи­мых затрат.

Досуг - это время, остающееся у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целесообразностью. Однако это не означает, что досуг реализуется бездеятельно. Специфической деятельностью в этой временной сфере является досуговая деятельность, действительным мотивом которой является потребность личности в самом процессе этой деятельности, а результатом - её осуществление. В процессе реализации досуговой деятельности осуществляется удовлетворение потребностей, которые не могли быть удовлетворены в процессе учебной и трудовой деятельности.

Назначение и роль досуга находят выражение в его трех основных социокультурных функциях:

1. Рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление рас­траченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие психического утомления.

2. Развлечение, пони­маемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку воз­можность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональ­ную подзарядку.

3. Развитие: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении.

К основным характеристикам досуга следует отнести:

§ свободу от обя­занностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хо­чется);

§ возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право самостоятельно выби­рать род и вид занятия);

§ досуговая деятельность само­достаточна;

§ гедонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, довольствия, наслаж­дения);

§ компенсационность (возвышающая активность направлена на возме­щение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельно­сти).

В литературе встречается достаточно много раз­нообразных типологий современного досуга. К ним можно отнести деление досуга на:

· деятельный и бездеятельный;

· рекреационный и развиваю­щий;

· ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной;

· домашний и внедомашний;

· индивидуально-организованный и коллективно-организационный.

Основными на сегодня серьезными взглядами на досуг являются:

I. Деятельностный – представляет собою один из видов жизнедеятельности человека и располагается в ряду: учеба, труд, досуг. Досуг понимается здесь как деятельность, свободная от необходимости, от обязанности, от заработка, как деятельность для души, для себя.

II. Временной. Схема распределение суточного времени человека:

1. Рабочее время – затраты времени на общественно необходимый труд, учебу.

2. Время связанное с работой – до работы надо добраться, порой переодеться и помыться после работы и вернуться домой.

3. Неизбежные затраты – время на сон, на еду, гигиену.

4. Свободное время – все остальные наши занятия (дом, огород, скотина, дача, сфера быта и обслуживания, магазины). Время, когда мы занимаемся необязательными приятными занятиями (телевизор, компьютер, книги, прогулки, общение с друзьями) – это и есть собственно досуг, время, которым человек может распорядиться по своему усмотрению.

Такого досугового времени остается в среднем в городе 3,5 часа у мужчин и 2,5 часа у женщин. В селе – на час меньше. Реальная величина времени зависит от многих факторов: в городе – от места проживания, состава семьи, рода профессиональной деятельности, а в селе, кроме того, - от времени года, меры благоустроенности жилья. Величина свободного времени человека зависит от затрат времени в домашнем хозяйстве, удовлетворении физиологических потребностей. Сегодня развитие сферы обслуживания, распространение бытовой техники, средств "малой химии" и т.п. сокращают затраты времени на быт. В экономически развитых странах наблюдается тенденция возрастания свободного времени личности прежде всего за счет времени, поглощаемого производством. Свободное время становится основным показателем уровня жизни общества.

Критерии рационального досуга:

1. Временной показатель – доля суточного (недельного, годового) времени, затраченная на культурную деятельность.

2. Бюджетный показатель – доля личного и семейного бюджета, потраченная на культурно-досуговую деятельность. Речь идет о затратах на приобретение книг, видеокассет, дисков, билетов в театр, подписку на газеты и журналы, турпоездки и т.д.

3. Мера социализации досуга – занятие культурно-досуговой деятельностью либо в культурно-досуговых учреждениях, либо дома.

4. Мера активности индивида в культурной деятельности – можно 10 часов потратить на просмотр ужастиков, а можно 1 час – на сочинение стихотворения.

Педагогический процесс в сфере досуга представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности, планомерный перевод ее на более высокий уровень.

Уровни досуговой деятельности:

I. Потребление может быть:

А) пассивное потребление состоит из таких видов занятий как просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки. Посещение зрелищ, прием гостей, застолье и т.д.

Б) Активное потребление включает в себя рыбалку, охоту, турпоходы и турпоездки, посещение театров, выставки и др.

В) Целенаправленное активное потребление состоит из различного вида увлечений – занятий спортом, путешествия, коллекционирование и др.

II. Творчество охватывает те виды занятий на досуге, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

III. Экстериоризация (вынесение вовне результатов деятельности) - показ спектакля, выступление хора, оркестра и т.д.

В плане своего исторического развития российский досуг имеет весьма своеобразную социодинамику.

Досуговые страсти и увлечения творят порой самые настоящие чудеса.

Роль любителей в развитии художествен­ной культуры, особенно в российской истории уникален, уникален и их вклад в становле­ние отечественного театра. Нельзя не назвать в этой связи имена таких извест­ных любителей, ставших затем еще более известными профессионалами Ф.Г. Волков, К.С. Алексеев (Станиславский).

Критерии рационального использования свободного времени

 

Использование свободного времени должно способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности, так как и условия труда требуют всесторонне развитой личности.

Поэтому под рациональным использованием свободного времени понимается такое его использование, которое проявляется в гуманистических формах и в интересах, как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Международный конгрес «Свободное время и его проведение», состоявшийся в Брюсселе в 1975 году, дал рекомендацию по использованию свободного времени:

1. Человек имеет право на свободное время и свободный выбор видов досуговой деятельности.

2. Свободное время не должно быть праздным временем. В досуговых видах деятельности человек должен реализовывать свои стремления и творческие потенции.

3. Свободное время необходимо для: сохранения и восстановления физических и духовных сил, активизации общественной жизни, поддержания контактов с природой, культурой, для самореализации.

4. Семья, школа и все виды воспитания должны играть определённую роль при знакомстве ребёнка с игровой и активной досуговой деятельностью.

5. Органы власти должны гарантировать активную досуговую деятельность, основанную на личных возможностях выбора.

6. Не только государство и его органы, но и различные общественные организации, и главным образом, сами граждане, имеют право участвовать в организации досуга и в мероприятиях, проводимых государственными и общественными учреждениями.

7. Средства коммуникации должны использоваться для реализации досуговой политики.

Развитие таких форм проведения свободного времени неразрывно связано с изменением содержания труда и рабочего времени.

Важное место в бюджете свободного времени должно принадлежать таким видам деятельности, которые создают возможность для усвоения завоеваний культуры с целью развития всесторонней личности. В свободное время человек не только узнаёт и усваивает то, что уже создано в процессе развития культуры, но и сам, в рамках своих возможностей, своей деятельности, будет способствовать её развитию.

Использование свободного времени для образования и повышения квалификации имеет и более широкое значение в условиях упрощения труда (то есть простых трудовых функций). Поэтому образование более широкое, чем то, которого требует непосредственно рабочее место, представляет одну из форм гуманизации упрощённого труда.

Велика и роль игр и развлечений. Развлечения и игры способствуют более полному отдыху человека от повседневного труда.

В каждом обществе существуют свои виды развлечений, зачастую регулируемые своими общественными правилами.

Отношение общества к развлечениям должно быть активным, то есть общество должно влиять на развитие тех форм развлечений, которые облагораживают человека, очеловечивают его, и препятствовать негуманным формам развлечений. Часть времени должна идти для общественно - политической деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: