Основные установки либертарианства в области международных отношений и внешней политики




Базовые установки либертарианства в области международных отношений опираются на общие принципы либертарианства и классического либерализма, которые были изложены в предыдущем параграфе. Особое значение среди них имеют принципы мира, ненасилия и экономической свободы.

В работе М.Ротбарда «К новой свободе. Манифест либертарианства» представлены основные идеи либертарианства в области внешней политики и международных отношений. Либертарианская позиция базируется на свободе мирной торговли, инвестиций и перемещения людей между странами, а также экономическом и культурном интернационализме.

Для самого М.Ротбарда, как представителя анархо-капиталистического направления либертарианства, идеалом является мир, в котором отсутствуют правительства и министерства иностранных дел. Однако в силу того, что в современных условиях невозможно рассчитывать на скоротечное исчезновение всех правительств, главной установкой для либертарианцев всего мира должно стать ограничение власти государства на всех уровнях[47].

Важнейшей целью либертарианцев в области внешней политики является удержание государства от вмешательства в дела других государств или правительств. Эта цель имеет две составляющие. Во-первых, указывает на необходимость политического изоляционизма. Здесь важно подчеркнуть, что речь идёт именно о политическом изоляционизме, но ни в коем случае не об экономическом или культурном (Д.Бергланд вообще указывает на то, что представление о либертарианцах как о сторонниках изоляционизма является ошибочным, однако акцент он делает именно на экономической и социально-культурной трактовке данного понятия, а не на политической[48]). Во-вторых, даёт установку на мирное сосуществование государств. По словам Ротбарда, таким образом сформулированная цель, создаёт принцип, являющийся аналогом принципа laissez-faire (невмешательства), перенося его действие из области внутренней политики в область международных отношений[49]. Либертарианцы считают необходимым ограничить деятельность правительств не только в рамках отдельных государств, но и на международной арене.

Совершенно недопустимым является насилие одного государства в отношении другого. Именно поэтому либертарианцы резко выступают против любых войн. По словам М.Ротбарда, «война – это массовое убийство и массовое нарушение прав людей на жизнь, на неприкосновенность. Она, с точки зрения либертарианца, является не просто преступлением, а самым большим из возможных преступлений». Помимо массовых убийств существует ещё несколько аспектов войны, который вызывает резкую критику со стороны либертарианцев: повышение налогового насилия, рост полномочий и усиление власти правительства. Д.Боуз подчёркивал, что война является «единственным способом пробудить стадный инстинкт в свободных людях и улучшить способность расширить полномочия правительства»[50]. Ещё Т.Пейн заявлял, что не налоги повышаются, чтобы вести войну, а войны развязываются, чтобы продолжать собирать налоги[51].

Либертарианцы полностью согласны с позицией Рэндольфа Борна, согласно которому «война – это здоровье государства». Однако если сам Борн вкладывал в эту фразу позитивную оценку войны, то либертарианцы рассматривают «здоровье государства» как синоним сильного правительства, которое является для них объектом критики.

В рамках либертарианства критике подвергается концепция коллективной безопасности, которая является на сегодняшний момент одной из базовых в практике современных международных отношений. Третья сторона не должна вмешиваться в конфликт между двумя странами. Это обосновывается тем, что такое вмешательство, во-первых, приведёт к росту числа убийств гражданского населения, во-вторых, приведёт к увеличению налогового насилия во вмешивающемся государстве, в-третьих, может привести к тому, что после вмешательства государства в конфликт под угрозу попадут сами граждане данного (то есть вмешивающегося) государства, в-четвёртых, в случае разрастания конфликта, можёт начаться массовый призыв в армию, нарушающий свободу граждан[52].

Такое отношение либертарианцев к концепции коллективной безопасности обусловливает их критику в отношении различных военно-политических союзов, например, НАТО[53].

Либертарианцы часто подчёркивают, что современные войны стали гораздо опаснее, чем те войны, которые велись ранее (Ротбард, например, сравнивает современные войны со средневековыми, указывая на принципиальное отличие между ними[54]). Современные войны отличаются высокой мощью оружия, особенно ядерного. Поэтому либертарианцы не видят никакого другого возможного пути, кроме сокращения ядерных вооружений по всему миру. Однако необходимым является уничтожение не только ядерного оружия, но и любого другого вооружения, которое может быть использовано для массированных ударов за пределами национальных территорий государств. Помимо увеличения мощности оружия важным отличием современных войн является существование в государствах всеобщей воинской повинности (Ротбард, приводя в пример войны в период Средних веков, указывал, что в то время в сражениях участвовали в основном наёмники).

Однако либертарианская внешняя политика далека от пацифизма. У государств остаётся право на самозащиту, что обусловливает возможность, а в некоторой мере даже необходимость, наличия армии и вооружений. Таким образом, критике подвергается не любое ведение военных действий, а именно политика глобального интервенциализма (либертарианцы критикуют интервенциалистскую политику США[55]), которая сопровождается взиманием налогов, убийствами и насилием.

С другой стороны, важной является установка на свободную торговлю. Согласно либертарианской позиции, устранение законодательных и иного вида преград для ведения торговли между различными государствами, а также отдельными субъектами вне зависимости от их государственной принадлежности приведёт к улучшению условий жизни людей во всём мире[56]. Экономическая и культурная открытость государств должна привести к свободной экономической конкуренции, которая усилит связи между различными частями мира и ослабит политическую конкуренцию, тем самым давая возможность избежать войн.

Внешняя политика государства оценивается положительно при соблюдении трёх главных принципов: безопасности, личных свобод, благосостояния. Принцип безопасности подразумевает, прежде всего, снижение риска нападения иностранного государства. Именно поэтому важно, чтобы государство сохраняло нейтралитет и не вмешивалось в дела других государств, старалось избегать ведения войн. Принцип личных свобод предполагает обеспечение безопасности без ограничения прав граждан. Обеспечения благосостояние должно обеспечиваться за счёт минимизации налогов и правительственных расходов на военные цели и невмешательства правительства в мирную торговлю между народами разных стран[57].

Следует отметить, что большинство идеологов либертарианства являлись гражданами США, и потому в своих внешнеполитических воззрениях и в вопросах международных отношений исходили из политики Соединённых Штатов. В целом, они критиковали США за её глобальный интервенциализм и даже называли «главным агрессором XX века»[58]. Однако либертарианцы всегда подчёркивали, что основные либертарианские установки и принципы являются универсальными для всех государств мира. Универсальный характер либертарианских идей во многом детерминирован космополитизмом либертаристской доктрины[59].

Таким образом, международная проблематика имеет важное значение в рамках либертарианской теории, так как во многом именно от отношений между различными государствами зависит благосостояние каждого отдельного народа и индивида. Теория либертарианства содержит систему преодоления важнейших международных проблем, связанных с войной, терроризмом, экономическими (торговыми) войнами и так далее. Все эти проблемы описываются в тесной взаимосвязи, что обусловливает и взаимосвязь тех общих либертарианских принципов, направленных на их преодоление и поддержание мирного сосуществования различных народов.

Перечисленные выше принципы, установки, идеи и концепции являются общими для либертарианства. Различные партии и движения, причисляющие и идентифицирующие себя с либертаризмом, при разработке своих программ исходят из этих основ, различаются лишь частные позиции в отношении различных вопросов, что обусловлено различного рода факторами.

На основе представленного в данной главе материала можно сделать ряд выводов. Во-первых, либертарианство как политико-философская и идеологическая доктрина включает в себя базовые принципы классического либерализма. Более того, ряд мыслителей (прежде всего, сами же либертарианцы) вообще не считает нужным разделять данные понятия, указывая на общие корни и общие цели этих идейных течений. Во-вторых, основные идеи, теоретические положения либертарианства, согласовываясь между собой образуют общую политическую философию. В-третьих, в рамках либертарианства существует два основных направления, которые различаются по степени своего радикализма в отношении государства – это минархизм, провозглашающий минимальное государство в качестве единственно оправданного, и анархо-капитализм, выступающий за полную ликвидацию государства, так как оно выступает субъектом насилия. В-четвёртых, в отношении внешней политики и международных отношений либертарианцы стремятся к экстраполяции своих принципов внутренней политики в область отношений между государствами, что приводит к приоритету таких установок, как мирное сосуществование, политика невмешательства, ориентация на ликвидацию экономических барьеров, избегание войн и критика концепции коллективной бзопасности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: