Характеристика теорий возникновения права




 

Правопонимание – совокупность научных знаний, учений, концепций, школ, направлений, течений, взглядов, суждений по проблемам определения понятия права.

Виды подходов, теорий, учений, концепций, школ, направлений, течений, взглядов и суждений о праве: 1. Теологическая теория права. 2. Теория естественного права. 3. Историческая школа права. 4. Социологическая концепция права. 5. Психологическая теория права. 6. Классовая (экономическая) теория права. 7. Теория позитивного права.

1. Теологическая теория права. Основатель богослов Фома Аквинский (1225–1274) – «О правлении властителей» — 1265 год. Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — «О граде Божием».

Содержание теологической теории права: Право – это правила поведения, исходящие от Бога; Вечный закон – божественный разум, управляющий миром; Божественный закон – это Библия, в ней изложены представления об истине и она необходима по двум причина: а) человеческий позитивный закон не способен полностью истребить зло; б) несовершенство человеческого разума не позволяет дать единое представление о правде[6].

2. Теория естественного права. Идеи о естественном праве возникли в Древней Греции и Древнем Риме. В Древней Греции – философ Сократ (469-399 г. до Р.Х.). В Древнем Риме – юрист Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г. до Р.Х.), его работа «О законах». Идеи о естественном праве были оформлены в теорию в XVII-XVIII вв. Основателем теории естественного права признан Гуго Гроций (1583 – 1645) – голландский юрист. Основной его труд «О праве войны и мира», в котором объясняется естественное право народов, а также принципы публичного права. В дальнейшем теория естественного права получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. — Жан-Жака Руссо, Шарля-Луи Монтескье, Дени Дидро и др. В России сторонниками теории естественного права были: Семён Ефимович Десницкий (1740 — 1789) — русский просветитель, учёный правовед; Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) – русский писатель, философ[7].

Содержание теории естественного права: Право – это совокупность законов природы, которые определяют естественные права человека (право на жизнь, право на здоровье, право на свободу передвижения, слова, мысли, право частной собственности). Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями; Природа – источник справедливости и права; Человеческие установления должны соответствовать справедливости и естественному праву, потому, что последнее не зависит от мнения и усмотрения людей; Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушать порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного; Требование справедливости: чтобы никто никому не вредил; Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (естественному праву) выступает как критерий и мера их справедливости или несправедливости; Несправедливые законы заслуживают названия закона не более, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками; Права и свободы человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинства людей. Соблюдение человеком естественных общих правил есть источник права в собственном смысле: -воздержание от чужого имущества; -возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды; обязательность соблюдения обещания; возмещение ущерба; воздаяние людям заслуженного наказания. Согласно части 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. У каждого человека в обществе с момента его рождения есть права и свободы, обусловленные природой человека, его проживанием в обществе. К естественным правам человека относятся право: на жизнь, на свободу передвижения, на собственность, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на нормальные условия человеческого существования и др.[8]

3. Историческая школа права. Историческая школа права сформировалась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основателями были немецкие юристы — Густав Гуго (1764—1844) – автор учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности — частного права. Георг Пухта (1798—1846), автор работы «Обычное право». Карл Фридрих Савиньи (1779—1861), автор работы — «Система современного римского права».

Основные положения исторической школы права: 1. Право – это историческое явление, возникает как средство общения между людьми. 2. Основу права составляют сформировавшиеся в обществе правовые обычаи. 3. Право – это правовые обычаи созданные населением (обществом) в процессе своего развития, а законы государства производны от обычного права. 4. Право – это исторически сложившиеся правила поведения, закрепленные в юридической форме (законах).

4. Социологическая концепция права. Возникла во второй половине ХIХ века и сформировалась в первой трети ХХ века. Авторы: Евгений Эрлих (1862—1923) – австрийский правовед, Леон Дюги (1859—1928) – французский социолог, Роско Паунд (1870—1964) – американский социолог.

Содержание социологической теории права: 1. Право – установленный порядок в отношениях между людьми в родовых общинах и семьях, а также в нормах, закрепленные соглашениями, договорами и уставами социальных союзов и объединений. 2. Право – не в правовых предписаниях государства, а во внутреннем порядке союзов с помощью соглашений, договоров и уставов. 3. Право непосредственно вытекает из общественной солидарности, поэтому стоит над государством и обязательно для него[9].

5. Психологическая теория права. Эта теория создана в начале XX в. российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким (1867–1931).

Содержание этой теории изложено в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

1. Право – это результат проявления психики человека, его переживаний и эмоций.

2. Источник права – чувства, инстинкты, психика людей.

3. Результаты психической деятельности человека проявляются в нормах позитивного права[10].

6. Классовая (экономическая) теория права. Карл Маркс (1818—1883) – немецкий философ, основоположник диалектического и исторического материализма, автор «Манифеста коммунистической партии» и «Капитала». Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870—1924) — российский политик, один из основателей советского государства, автор книги «Государство и революция». По мнению Карла Маркса, право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Право — это продукт классового общества. Право — это надстройка экономического базиса. Всякое право есть применение одинакового масштаба ко всем людям, которые не равны друг другу. Право производно от государства и определяется его волей. Сущность права в его классовости и материальной обусловленности. В.И. Ульянов полагал, что право – это возведенная в закон воля господствующего класса, которая определяется характером материальных производственных отношений[11].

7. Теория позитивного права. Юридический позитивизм сформировался в середине XIX века на основании идей французского философа Огюста Конта (1798—1857) и английского правоведа Джона Остина (1790—1859), которые изложены в его работе «Определение предмета юриспруденции». Затем положения теории позитивного права были трансформированы в идеях австрийского правоведа Ганса Кельзена (1881—1973), в его трудах «Общая теория права и государства» и «Чистая теория права». В первой половине XX века теория позитивизма была дополнена идеями английского философа Герберта Харта, в его сочинении «Концепция права» — 1961 год. Теория позитивного права включает в себя: а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин); б) «чистую» или нормативистскую теорию права (Г. Кельзен); в) аналитическую юриспруденцию или неопозитивизм (Г. Харт)[12].

а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин): Право – это приказ, исходящий от лица или группы лиц, располагающих властью, направленный членам самостоятельного политического сообщества.

Приказ суверена, снабженный санкцией, есть правовая норма.

б) «чистая» или нормативистская теория права (Г. Кельзен): Право – система правил должного поведения, независимо от общественного бытия, оно не есть воля государства, а государство есть производное понятие от права – правовой порядок.

в) аналитическая юриспруденция или неопозитивизм (Г. Харт). Право – формально-логическая система «первичных» и «вторичных» норм-правил, восходящих к высшей норме. Первичные нормы – совокупность норм, требующих от людей действовать или воздерживаться от действия. Вторичные нормы – совокупность норм, определяющих процессы создания, изменения и функционирования норм первого типа: а) нормы признания указывают на существование других правовых норм; б) нормы изменения указывают на необходимость изменять первичные нормы; в) нормы процесса используются при применении и толковании права[13].

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: