Инструмент «Материнство»




СОДЕРЖАНИЕ

Благодарность

Вступление

 

ЧАСТЬ I КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ

1. У нас есть желания

2. До начала всего

3. Что же все-таки случилось?

4. Две параллельные системы

5. Принцип лампочки

6. Мы присоединяемся к сопротивлению

7. Есть одна хитрость

8. Преимущество женщины

9. О Еве

10. Сила Сарры

11. Поворотный момент: Золотой Телец

12. Зачем мы здесь?

13. Наша вторая половина

 

ЧАСТЬ II ИНСТРУМЕНТЫКАББАЛЫ

 

Прежде всего несколько слов о...

1. Каббалистический инструмент номер один: «Человеческие отношения»

2. Обретите силу вновь: инструмент «Забота о ближнем»

3. Выйдите из зоны комфорта: инструмент «Усилие

4. Как понимать знаки зодиака: инструмент «Астрология»

5. Спешите, но сохраняйте спокойствие: инструмент «Терпение»

6. Хочешь, я открою тебе тайну? Инструмент «Умение слушать»

7. Не будьте жертвой: инструмент «Независимость

8. Тикун: инструмент «Исправление»

9. Положительная сторона отрицательного: инструмент «Конфликт»

10. То, о чем не говорит ваш психотерапевт, потому что ему слишком хорошо платят: инструмент «Критика

11. Как справиться с потерей: инструмент «Расставание» СОДЕРЖАНИЕ

12. Я себя прощаю: инструмент «Прошение»

13. Теперь все ясно: инструмент «Честность»

14. Вина — слово из четырех букв: инструмент «Личная ответственность»

15. Будьте счастливы, иначе... Инструмент «Жизнерадостность»

16. Пусть льется Свет: инструмент «Секс»

17. Это Бог: инструмент «Зачатие»

18. Неужели я стала похожей на свою мать? Инструмент «Материнство»

19. Общайтесь с людьми: инструмент «Дружба»

20. Теперь ты меня слышишь?

Инструмент «Молитва»

Эпилог

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

 

Прежде всего мне хотелось бы поблагодарить Рава. Если бы не ты, не твоя энергия, не твой дар, не твоя сила, не было бы этой книги. Если бы ты не был самим собой, я не была бы той, кто я есть сейчас. Если бы не труд всей нашей совместной жизни, не было бы дано этой возможности свыше принести в мир источник духовной мудрости. Со всей моей любовью, дорогой мой, благодарю тебя. И спасибо замечательным людям, самоотверженно посвятив­шим свой талант тому, чтобы открыть эту мудрость женщинам, чтобы они могли использовать данную им Богом силу и нести Свет Творца нынешнему поколению, навсегда рассеяв тьму. От вас это зависит в той же мере, что и от меня. Спасибо Нили Гериог, Джею Коллинзу, Лайзе Мерчин, Питеру Гуццарди и Сью-зан Голант, которые придали стройность моим словам.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Я была беспокойным ребенком, и у меня было трудное детство. Мой отец умер в 1942 году, во время Второй мировой войны, как раз перед тем, как я родилась. Мама устраивала свою лич­ную жизнь, и я проводила большую часть времени у бабушки. Мы с ней были очень близки, и она оказала на меня большое влияние. В конце концов мама снова вышла замуж и родила дочку, которая оказалась на двенадцать лет меня младше.

Мож­но было бы предположить, что после этого брака моя жизнь вошла в нормальную колею, но не тут-то было. Отчим работал управляющим отеля в Майами-Бич, штат Флорида, и служба у него была сезонной. Я начинала учебный год в Нью-Йорке, но уже к ноябрю мы отправлялись в Майами. Потом, с наступле­нием лета, мы, как перелетные птицы, опять возвращались в Нью-Йорк. И каждый раз, когда мы переезжали, я шла в новую шко­лу. Всего я сменила тринадцать школ. Мы вели кочевую, неспокойную жизнь — у меня не было ни нор­мального дома, ни семьи. Чувствовала я себя при этом ужасно. Я отставала в чтении лет на пять, и одноклассники жестоко смея­лись надо мной. Они называли меня тупой и недоразвитой.

Один раз они столкнули меня в котлован на стройке. Я не могла оттуда выбраться и горько плакала. Я боялась, что прямо там и умру. Зачем я вам все это рассказываю? Вы полагаете, чтобы вызвать сочувствие? Отнюдь нет. Этот эпизод стал поворотным моментом в моей жизни. Тогда я впервые осознала присутствие Бога, услышала Его голос. — Почему ты плачешь? — спросил голос. — Неужели ты не по­нимаешь, что происходит? Подожди и увидишь: всему, что слу­чается в твоей жизни, есть причина. Мне тогда исполнилось всего десять, но этот случай помог мне понять, что существует сила, которая безмерно выше меня. С тех пор голос звучал внутри меня и мне было спокойно в любой ситуации. Мой будущий путь начал обретать направ­ление. Моя жизнь стала налаживаться.

В двенадцать лет мне встретил­ся потрясающий учитель, человек, который любил меня как род­ную дочь. Он взял меня под крыло и помог раскрыться. Школу я закончила с отличными оценками. Моя духовная жизнь расцвела задолго до того, как я познакоми­лась с моим мужем и пришла в центр изучения Каббалы. Чув­ствуя постоянное присутствие Бога, я начала читать все, что могла найти об энергиях, духовности, реинкарнации и астроло­гии.

Все это мне очень нравилось. Я не разбиралась в моде (и до сих пор ужасно одеваюсь), не любила ходить по магазинам, да и хозяйка из меня всегда была никудышная. Так называемые жен­ские навыки у меня напрочь отсутствовали — я была предназ­начена не для этого. Зато я могла чувствовать людей. Напри­мер, подружки спрашивали меня: — Помнишь Фил, ту девушку в розовом платье, с сумочкой и ту­фельками в тон? Я напрягала память. — Это та, которая никогда не улыбается? С самого начала было ясно, что внешнее меня не слишком интересует; внутреннее привлекало гораздо больше. Но еще не настолько.

Когда я впервые встретила своего будущего мужа, Рава Берга («Рав» — это то же самое, что «учитель»), у меня и в мыслях не было, что мы созданы друг для друга. Мне тогда было всего шестнадцать, и жила я с бабушкой. Мне нуж­но было заработать денег, чтобы окончить школу. Мысль о еще одном переезде была невыносима, поэтому я устроилась на работу к Раву, который вел дела вместе со своим шури­ном.

Я проработала у них полгода. Оглядываясь назад, я по­ражаюсь, насколько мы оба не осознавали того, что должно было между нами произойти. Тогда мы были просто не гото­вы к этому и никакая искра между нами не проскакивала. И вообще он мне не нравился. Тогда он был для меня еще не Равом, а сильным и влиятельным бизнесменом. А я была ма­ленькой упрямой нахалкой. По офисному телефону я отвечала примерно так. — Кто говорит? — спрашиваю я, жуя жвачку. — Мэр Вагнер, — отвечают мне. — Ну да, а я папа римский, — говорю я и бросаю трубку. К сожалению, это и вправду оказался мэр Нью-Йорка. Удивля­юсь, как меня тогда не уволили с работы.

В семнадцать лет я уволилась сама и вышла замуж за замеча­тельного человека. Пора было как-то устраивать жизнь. В во­семнадцать я родила нашего первого ребенка, Лею, а через год на свет появилась ее сестренка, Сури. Мой муж обещал мне небо и землю и слово свое сдержал. Что бы я ни попро­сила — он на все был согласен. Он отдавал и отдавал, но в какой-то момент я вдруг с удивлением поняла, что несчастна. Мой муж отдавал, но я не могла принять. Мне нужно было от жизни что-то большее, что-то, что придавало бы мне сил и позволяло достичь самореализации. А с ним, таким замеча­тельным и добрым, мне просто не от чего было отталкиваться и некуда расти. Тогда я сказала своему мужу: — Я люблю тебя как брата, и мы останемся хорошими друзья­ми, но жить с тобой я больше не могу. Хотя наш брак фактически распался, я продолжала помогать ему в строительном бизнесе, который быстро и успешно разви­вался. Но как только я поняла, что он уже может справиться сам, я ушла. Много позже, восемь лет спустя, я снова встретилась с Равом. Так получилось, что мне нужен был секретарь, и я решила свя­заться со своей бывшей сослуживицей Кармен. Мы поговори­ли, и я между прочим спросила: — А мистер Берг все еще занимается бизнесом? — Нет, — ответила Кармен. — Он переехал в Израиль, и мы видимся лишь изредка. Но когда он в Нью-Йорке, он обычно заглядывает, чтобы забрать почту. Я попросила Кармен при встрече передать привет Раву и пове­сила трубку. Не прошло и десяти минут, как раздался звонок. Это был Рав. Он только что прилетел в Нью-Йорк и как раз во­шел в офис, когда Кармен вешала трубку. Его голос привел меня в смятение. — Чем вы сейчас занимаетесь? — спросила я, слегка задыхаясь. — Я ушел из бизнеса, — ответил он. — Последние семь лет я изучал Каббалу со своим учителем в Израиле. Мой учитель скон­чался четыре дня назад, и я приехал домой. Я была заинтригована. Из книг по реинкарнации и астрологии я знала, что Каббала — источник всех духовных учений. Поэто­му, повинуясь внезапному импульсу, я спросила: — А можно мне заключить с вами сделку? — Какую сделку? — заинтересовался он. — Если я вернусь и буду работать бесплатно, — выпалила я, — вы научите меня всему, что знаете о Каббале? — Хорошо, почему бы нет? — согласился он.

Мы договорились встретиться и пообедать, чтобы обсудить все детали. А при встрече мгновенно поняли, что созданы друг для друга. Неделю спустя мы увиделись снова, на этот раз за завтраком в ресторане Ратнера в Лоуер-Ист-Сайд, в Нью-Йорке. Однако в это утро Рав счастливым не выглядел. По правде говоря, он был довольно мрачен. Вместо того чтобы рассказывать о себе, он спросил: — Ну как ты? — Нормально, — ответила я. — Но, знаешь, сегодня ночью мне снился удивительный сон. Он кивнул, делая знак продолжать. — Во сне ко мне пришел абсолютно незнакомый человек, — начала я. — И когда я повернулась и посмотрела на него, он возложил руки мне на голову. Он сказал что-то на языке, похо­жем на иврит, но я его не поняла. Потом он повернулся, чтобы уйти. Я попыталась схватить его за полу сюртука и спросить, что он сказал, но он ушел. Это было тем более странно, — объяс­нила я, — что, будучи американкой в четвертом поколении и родившись в хорошо ассимилировавшейся еврейской семье, я не получила традиционного еврейского образования и никогда не учила иврит. Я думала, что мой сон встревожит Рава, но он заинтересо­вался. — Опиши этого человека, — попросил он, краснея от волнения. К счастью, я хорошо запомнила этого человека, потому что об­раз был достаточно ярким. — Он был в длинном сюртуке и с тростью, — сказала я. — А на голове у него была большая меховая шапка. Рав ужасно разволновался. — Вчера перед сном, — сказал он, — я просил учителя прийти и сказать, правильно ли я поступаю, соглашаясь учить тебя Каб­бале. Он так и не появился, и я пришел сегодня с тяжелым серд­цем. Я думал, что придется расторгнуть нашу сделку. Но тот, кого ты описываешь, — мой учитель. Он явился не мне, а тебе. И что еше важнее — он дал тебе благословение. Так начался наш совместный путь.

Некоторое время спустя мы решили пожениться. Когда я объявила эту новость маме, она, взглянув на его фотографию, сказала: — Ты с ума сошла. Что он тебе даст? Что он может тебе пред­ложить? Надо сказать, выглядели мы действительно необычно — на­стоящая «та еще парочка». Он — ортодоксальный еврей в длин­ном черном сюртуке и большой меховой шапке, я — разве­денная молодая женщина в мини-юбке с двумя маленькими дочерями. В первом браке у меня было все, что нужно: большой дом, рос­кошная машина, что только ни попроси — все появляется... если только это действительно можно назвать «все, что нужно». Но мне это нужно не было. Я решила, что этот человек и то, что он может мне дать, — жизнь, проведенную в изучении Каббалы, — это то, что я действительно хочу. Итак, я променяла дом, машину и алименты на крохотную квар­тирку в Бруклине и материальное пособие. Мама сказала: — Ты с ума сошла. Как ты можешь от всего этого отказываться? Помню, когда мы только поженились, Раву пришлось занимать двадцать пять долларов, чтобы устроить субботнюю трапе­зу. И все равно это были наши лучшие годы. Я не утверждаю, что нам было легко, тем более что мы с ним были из разных миров.

Сразу после свадьбы Рав выкинул все мои книги по астрологии и духовным практикам — просто выбросил. Меня это ужасно взбесило! Его волновали вещи, которые лично мне казались пол­ной чепухой. Однажды он пошел совершать микву* — ритуаль­ное омовение, — чтобы очиститься перед шаббатом**. После этого ритуала женщина нечаянно коснулась его руки, и он под­прыгнул чуть не до потолка.

* Миква — ритуальное омовение в сочетании со специальной медитацией, ко­торое позволяет очиститься от негативной энергии. ** Шаббат — 7 день недели, начиная с воскресенья, в который можно получать дополнительную духовную энергию, за счет слияния двух миров (Мальхут): материального мира, в котором мы живем, и духовного мира.

Потом мы поссорились из-за телевизора. У нас не было теле­визора, и как-то раз я его купила. Увидев коробку, Рав встал, подошел и просто вытолкал ее ногой за порог, как дохлую кошку. Я выбежала, чтобы принести ее обратно, а он закрыл за мной дверь. Тогда я взяла телевизор и ушла, оставив его в квартире с двумя моими детьми. Когда я в конце концов позвонила ему, он спросил: — Ты меня бросаешь? Из-за телевизора? Это же глупо. — Вот именно, — ответила я. — Это глупо. Я вернулась домой с телевизором в обнимку, и мы его оставили. И все же мне было нелегко. В какой-то момент мне настолько надоела его религиозность, что однажды я сняла у него с голо­вы черную меховую шапку и выбросила ее в окно. Я сказала: — Давай-ка кое-что проясним. Я вошла в твой мир, а ты должен войти в мой. Я не могу жить в такой строгости. Однако, несмотря на все конфликты, мы с Равом оставались глубоко преданы друг другу. Хотя наши миры были почти несов­местимы, любовь и желание создать что-то новое и значитель­ное победили.

 

По сути, именно разногласия помогли нам сде­лать Каббалу простой и доступной каждому. В скором времени мы переехали в Израиль вместе с детьми. Мне ужасно не хотелось ехать, но я знала, что переезд имеет большое значение для Рава и его личностного роста, а он считал, что детям это пойдет на пользу. Ради них я согласи­лась. И вот мы начали новую жизнь в другой стране с че­тырьмя тысячами долларов в кармане. Я не знала иврита, и у нас не было в стране ни знакомых, ни родственников. К тому времени у нас родились еще двое сыновей, и теперь нас было шестеро. В то время немногие знали о Раве Берге и Каббале. Мы еще только угадывали нужное направление. Мы знали, что хотим оставить глубокий след в душах людей и что Каббала поможет нам достичь цели, но у нас не было ни денег, ни какой бы то ни было поддержки. Впрочем, наши скудные средства и скромный образ жизни сыг­рали, как оказалось, положительную роль. Не имея друзей и родственников, мы посвящали все наше время Каббале и детям. Каждый день мы водили их в парк и играли с ними. Каждый вечер, ложась спать, мы пели им песни, а Рав рассказывал исто­рии про коня по кличке Серебряный и про чудесную ферму, где тот жил. Я начала учиться.

На самом деле большая часть этой книги — результат кропотливого изучения мудрости, содержащейся в Каббале. Это было отнюдь не просто. На протяжении веков Каббалу имели право изучать только образованные еврей­ские мужчины, достигшие сорока лет, а всем остальным, вклю­чая женщин, это было запрещено. Считалось, что Каббала мо­жет свести человека с ума, и многих каббалистов пытали и убивали. Ее тайны передавались мужчинами-каббалистами из поколения в поколение вплоть до 1968 года, когда Рав Берг стал директо­ром Центра изучения Каббалы в Тель-Авиве. В то время он со своим учителем изучал Талмуд Десяти Сфирот*. Это учение по­могает постичь картину мира и понять, какова природа Творца, как была создана жизнь, зачем мы живем и какова роль челове­ка во Вселенной. Но до сих пор все это было очень абстрактно.

* Учение Десяти Сфирот — трактат о структуре Сфирот, автор — Рав Иегуда Ашлаг.

Постигая каб­балистическую природу мужчины и женщины, которую я по­пытаюсь раскрыть на страницах этой книги, вы поймете, по­чему Рав по большей части занимался теорией и почему именно я, женщина, смогла структурировать эту теорию и сделать ее простой и доступной. И действительно, только женщина могла постучаться в дверь и сказать: — Придай мудрости форму. Сделай ее реальной. Однажды я спросила Рава: — А как насчет человека, которому на роду написано быть не­счастным или который родился с определенной кармой и под определенным знаком? Если на все есть причина, то такие воп­росы, как астрология, реинкарнация, жизнь после жизни — а я знаю, что все это правда, — должны быть описаны в твоих книгах.

Если каббалистическое учение истинно, оно должно вклю­чать в себя и этот опыт. Это толкнуло моего мужа на новые поиски. В учениях Рава Иц-хака Лурии, знаменитого испанского каббалиста XVI века, так­же известного как Ари (Лев), он нашел «Врата перевоплоще­ния». А в «Книге Творения»*, первой каббалистической руко­писи, написанной патриархом Авраамом около четырех тысяч лет назад, — целый мир астрологии. Вскоре мы начали изучать мудрость Каббалы вместе. В конце концов я сказала мужу: — Слушай, если даже я понимаю это учение (а я не такая уж просветленная), тогда и другие смогут. Давай откроем Центр изучения Каббалы для всех. — А как ты собираешься проводить занятия? — спросил Рав. — Мужчины и женщины вместе. — Что?! — воскликнул он. Мысль о том, что женщины будут изучать Каббалу, уже была до­нельзя радикальной. Но женщины, которые учатся вместе с муж­чинами? Это было неслыханно.

* «Книга Творения» —первая книга по Каббале, написанная 4000 лет назад патриархом Авраамом, праотцом, иудаизма, ислама и христиан­ства. В «Книге Творения» содержатся все секреты создания Вселенной.

— Забудь об этом, — отрезал он. — А что может случиться? — спросила я. — Женщины... Нет. Нас просто убьют, — сказал он. Я всю жизнь упрямилась и бунтовала, поэтому настояла на том, чтобы открыть каббалистическую мудрость всем, кто в состо­янии ее принять вне зависимости от цвета кожи, пола и рели­гиозных убеждений. Когда мы идем по духовному пути, то на­шим первейшим желанием является воссоединение с Духом — со Светом Творца. У этого Духа нет имени — он не христиан­ский, не иудейский, не буддистский; он не мужской и не жен­ский; он— безграничен. Это чистый Дух, чья природа выхо­дит далеко за пределы какой-то конкретной веры. Дух беспол. И если я смогла постичь его мудрость, то и другие женщины смогут.

И все же открыть учение Каббалы всему миру оказалось непро­сто. Так исторически сложилось, что Каббалу могли изучать толь­ко самые искушенные мудрецы. Делая ее общедоступной, мы шли наперекор четырехтысячелетней традиции. Но, несмотря на все трудности, изучение Каббалы приобретает все большую популярность. А Центр изучения Каббалы из маленького закрытого учрежде­ния в Израиле стал огромной организацией с пятьюдесятью филиалами по всему миру, в которых обучаются около четырех миллионов студентов. Я думаю, ключ к нашему успеху лежит в понимании того про­стого факта, что часть Твориа есть в каждом человеке. Во что бы человек ни верил, он совершенствует свою веру благодаря духовным техникам и методам, о которых я расскажу в этой кни­ге. Эти техники и методы перевернут вашу жизнь, но не потому, что, если вы не будете ими пользоваться, Бог поразит вас мол­нией с небес. Эти методы — для вас, для меня, для всех нас. Богу они не нужны. А мы, используя их, можем стать счастливы­ми и достичь вершин самореализации. Это и является смыслом нашего существования на земле. Я написала книгу «Бог красит губы», первую каббалистичес­кую библию для женщин, чтобы помочь вам понять, что не надо быть сорокалетним мужчиной — а еврейским мудрецом и по­давно, — чтобы изучать Каббалу. Вы можете быть женщиной, вам может быть двадцать или семьдесят. Вы можете исповедо­вать христианство или ислам. Вы можете быть домохозяйкой или влиятельным топ-менеджером, звездой телеэкрана или про­давщицей. И, сколько бы вы ни почерпнули знаний из этой книги, она даст вам силы пойти дальше и реализовать свой духовный потенциал. Вы, наверное, знаете традицию в иудаизме, когда женщины за­жигают свечи и произносят благословение в пятницу вечером, чтобы встретить шаббат. Она исполнена глубокого смысла. Именно женщина приносит свет в дом, именно она олицетво­ряет энергию и направляет ее в нужное русло, помогая другим расти. Женщины питают мир, и поэтому они посланницы Твор­ца. Без сосуда не может быть Света, Свету нужен Сосуд — он не может светить в пустоте. Вам предназначена важная роль, и в книге «Бог красит губы» я надеюсь помочь вам исполнить ее.

 

Вы готовы?

 

ЧАСТЬ I КАББАЛИСТИЧ ЕСКАЯ МУДРОСТЬ

1 У нас есть желания. Так много желаний. Мы все хотим лучше понять себя, жить более полноценной жиз­нью, ярче ощущать, кто мы такие и какой вклад должны внести в мир. Мы все хотим быть счастливыми. На самом деле большин­ство из нас хотят от жизни одного и того же: мы хотим любить и быть любимыми; мы хотим теплых отношений; мы хотим мате­риального благополучия; мы хотим много есть, но иметь тонкую талию; мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми и счаст­ливыми. Мы хотим успеха, хотим есть шоколад, мы хотим ходить на ве­черинки, хотим сидеть и медитировать, мы хотим секса, хотим, чтобы кто-то был рядом, хотим безопасности, хотим иметь де­тей, хотим почитать новую интересную книгу, хотим идеальную помаду, хотим хорошего человека, который бы был нашей вто­рой половиной, мы хотим мира во всем мире, хотим учиться, хотим, чтобы нас оставили в покое, хотим танцевать, пить ли­монад со льдом, хотим дюжину алых роз, хотим плавать в океа­не, ходить в поход в горы, хотим спрятаться под одеялом, хотим бриллиантовые сережки и туфли от Лжимми Чу, мы хотим о ком-то заботиться и хотим любить. Мы хотим, хотим, хотим... А еще у нас есть вопросы — так много вопросов.
В глубине души мы все хотим понять смысл жизни. Может быть, ребенком вы спрашивали себя: «Почему я родилась на свет? Зачем я живу?» — а потом мы выросли, и у нас появилась куча дел. Нам нужно было оплачивать счета, одевать детей в школу, покупать еду, ухаживать за своим благоверным, ездить на фут­больные матчи и заниматься карьерой. Мы страшно уставали и просто перестали задавать те главные вопросы, которые инте­ресовали нас в детстве. Но почему? Разве в глубине души вы не спрашиваете себя снова и снова: «Зачем я создана?» В книге «Бог красит губы» я задалась целью поговорить о том, какой на самом деле должна быть наша жизнь согласно учению Каббалы: зачем мы здесь; почему все так происходит; откуда берутся наши мысли, желания, эмоции, таланты; как появились люди; как все это вписывается в картину мира и как реализо­вать себя. Это и есть свод правил игры под названием «Жизнь». Что произойдет, если вы изучите эти правила? Вы сможете реа­лизовать весь свой потенциал. По сути дела, основная цель изу­чения Каббалы — помочь вам постичь нематериальные законы мира, чтобы вы смогли раскрыть себя. Что значит «духовный»? Разные люди понимают это слово по-разному. Все, что находится за пределами восприятия пяти фи­зических чувств — то, что нельзя увидеть, потрогать, услышать, попробовать и понюхать, — называется духовным. Раньше вы могли употреблять такие слова, как: «эмоционально», «интуи­тивно» или просто «нутром чую». «Я чувствую, это хороший человек», — говорили вы. Или: «Брр. У меня от него мурашки по коже». Все эти реакции нельзя подтвердить данными, полу­ченными при помоши пяти чувств, поэтому давайте назовем их духовными. Слово «Каббала» происходит от слова «получать». Изучать Каб­балу — значит получать удовлетворение, которое вы всегда ис­кали и которое ведет к настоящему, прочному, постоянному ус­пеху в жизни. Так откуда начнем? С начала всего, с момента, предшествовавшего Сотворению мира, откуда же еще. 2 До начала всего Почему вы сейчас здесь? Ваш макияж, ваша улыбка, то, как вы одеваетесь, как смотрите на мужчину, как качаете ребенка — все это является отражением того, что вы за человек и зачем пришли в этот мир. Чтобы понять ответ на этот фундаменталь­ный вопрос, как объясняет Каббала, нам нужно вернуться на­зад— в самое начало, до Сотворения мира. До начала всего в Бесконечном мире*, как называет его Кабба­ла, было две силы, принимавшие участие в сотворении Все­ленной. Одна из этих сил — Свет. Это бесконечное, вечное желание отдавать, делиться с другими. Свет — это добро. Это энергия Вселенной — нематериальная, но наделенная разумом. Свет — это универсальная субстанция, которой проникнуто все: камни, деревья, автомобили, собаки, письменные столы и даже ваша свекровь. Забота о других, желание делиться — это и есть сила Творца, Божественный Свет.

* Бесконечный мир — мир, в котором царствует совершенная гармония и аб­солютный порядок. Это мир полного счастья, безграничных знаний и нескон­чаемой радости. Это первоисточник мира, в котором мы живем. Причина всех причин.
Древние каббалисты определяли Творца как бесконечную даю­щую силу, беспредельную энергию милосердия и сострадания. Это энергия мира и ясности, здоровья и изобилия, верности, любви и дружбы; энергия всего хорошего, что есть в мире, всех ваших самых лучших надежд. Говоря «Свет» в применении к Каббале, мы имеем в виду самое прекрасное, что только можно себе представить: уверенность в себе, счастье, самореализа­цию, любовь, творчество, изобилие, безопасность, уважение, радость, здоровье. Если это хорошо, то перед нами проявление энергии Света. Цель изучения Каббалы — научиться присоединяться к энергии Света и получать все его дары. Каббала помогает понять, что энергию Света можно извлекать из чего угодно, даже из скатер­ти. Как только вы настроитесь на этот поток и поймете, что все ваше существо есть живой Свет, все вокруг засияет. Бесконечный Свет удивителен. Он отдает и отдает. Чтобы хоть в какой-то мере постичь Свет, представьте себе, что это плюс, положительная величина, абсолютный и полный источник жиз­ни, тепла и счастья. СОСУД Свет отдает, но он нуждается во вместилище для своей благо­дати. Свету нужно было создать что-то настолько огромное, чтобы оно могло вмещать, постоянно и бесконечно, всю его энергию. Поэтому Свет, безграничное дающее начало, создал безграничное вместилище, совершенного «получателя» энер­гии Творца. В Каббале мы называем его изначальной душой, или изначальным Сосудом. Если Свет — это плюс, то Сосуд — это минус, вторая сила, принимавшая участие в Сотворении мира. Почему каббалисты выбрали слово «Сосуд»? Так же, как чашка удерживает воду, каждый из нас является сосудом, спо­собным вместить все, что может дать Творец: весь Свет, всю энергию, всю благодать, которую ищет каждый идущий по ду­ховному пути. Изначальный Сосуд— изначальная душа, изна­чальное вместилище, первичное существо, созданное, чтобы принимать все удовольствия и блага, которые хотели дать ему Творец и Свет. В понимании Каббалы Свет — это причина, а Сосуд — следствие. Сосуд — это следствие стремления Света отдавать. Сосуду нужно все, что в принципе можно пожелать: счастье, слава, лю­бовь, сон, пища, танцы, бриллиантовые сережки и туфли от Джим­ми Чу. Все сущее живет в бесконечном желании получать. Некоторое время царила полная гармония. Дающая энергия отдавала, а принимающая принимала. Все было идеально. НЕПРИЯТНОСТИ В РАЮ. Потом все изменилось. В каждом творении Творец проявляет свою суть. Например, любуясь произведением искусства, вы можете сказать, что это работа, например, Рембрандта или Ренуара, ибо художник про­явил себя в картине. То же самое верно относительно Сосуда и Света в Бесконечном мире. Хотя Сосуд был создан только для того, чтобы принимать, под влиянием любви Творца он впитал в себя дающую природу Света. Это-то и стало проблемой. Так как просто принимать Сосуд больше не хотел, его это больше не удовлетворяло. У него по­явилось новое желание. Он сказал: «Знаешь что, Свет? Мне больше не нравится просто принимать. Чтобы быть счастли­вым, я должен стать как ты. Я тоже хочу отдавать и о ком-то заботиться». Что же это за желание — отдавать? Мы с моим первым мужем оказались в такой же ситуации. Он был так добр ко мне — он хотел только отдавать и делиться.

Я же не могла ничего ему дать взамен, и вскоре я потеряла покой. Может быть, вы переживали что-то похожее в отношениях с близкой подругой. Представьте, что она все время приглашает вас в ресторан или в кино. Каждый раз за все платит она. Вам от этого хорошо? Конечно, нет. Вас это беспокоит. Вам тоже хочет­ся заплатить. Даже если вы знаете, что она так щедра из любви к вам, все равно хочется как-то ее отблагодарить — если не материально, то как-то еще. А не найдя способа отблагодарить, вы очень скоро просто перестанете принимать ее приглашения. Все время только получать очень неудобно. Перед нами одно из основных положений

Каббалы: если вы что­-то получаете в этом мире, то вы должны что-то отдать, чем-то поделиться. Это не философское положение, а естественный закон, заложенный в основу ДНК Вселенной. Желание отдавать — вот то новое, что произошло с Сосудом. Он сказал: «Я все время получаю, и от меня ничего не требует­ся. Мне очень неудобно. Я тоже хочу отдавать. Свет, можно мне дать тебе что-то взамен?» Появилась проблема. Свет, как вы помните, только отдает. Он не может ничего вместить, у него просто нет такой возможно­сти. Поэтому Свет сказал Сосуду: «Я не могу ничего принять взамен». «А я не могу больше принимать, не отдавая», — ответил Сосуд. Вот так из тупика в отношениях между Светом и Сосудом по­явился наш мир. 3 Что же все-таки случилось? Большой Взрыв. Наша Вселенная появилась в результате слов Сосуда: «Мне стыд­но: я получаю что-то, но ничего не даю взамен. Мне тоже хочет­ся что-то отдать». В терминах Каббалы это чувство называется Хлеб Стыда*.

* Хлеб Стыда — отрицательные эмоции, которые сопутствуют

незаслуженно­му благополучию.
В Бесконечном мире у изначального Сосуда было все, за исключением возможности заработать тот Свет, кото­рый он принимал. Так что же сделал Сосуд? Он воспротивился и оттолкнул Свет. Он сказал Свету: «ВСЕ. ХВАТИТ». Поскольку единственным намерением Творца является удовлет­ворение желаний Сосуда, Творец прекратил давать Сосуду Свет. Каббала говорит, что Он «ограничил себя». Он сжался в еди­ную конечную точку. И в этот момент наступила такая абсолют­ная тьма, что это было невыносимо для Сосуда. А потом Свет ворвался в него со всей силой. Сосуд был не готов, он еще не успел изменить свою природу. В этот момент он утратил изна­чальную целостность и разбился, разлетевшись на бесконечное число кусочков, — так появилось человечество, а также время, пространство, движение и весь материальный мир, каким мы его знаем сейчас. Вот как описывают это событие современные ученые: «Около пятнадцати миллиардов лет назад, до появле­ния Вселенной, не было ничего. Ни времени, ни про­странства. Вселенная началась с точки. Эта точка пре­бывала в небытии. У нее не было ни длины, ни шири­ны, ни глубины. В этой точке было время, пространство и материя. Затем в ней произошел взрыв немысли­мой силы, распространившийся со скоростью света. Его энергия со временем остыла и преобразовалась в материю — звезды, галактики и планеты». Большой Взрыв. Когда изначальный Сосуд разбился, появился мир.

Получается, что Творец создал мир, чтобы исполнить желание Сосуда отда­вать. Сосуд есть совершенная душа в своем изначальном состо­янии. Наша истинная цель в этом мире — научиться отдавать и заботиться о ближнем, стать Светом, стать причиной, вот поче­му мы стремимся исполнять свои желания и жаждем снова по­лучить Свет и любовь Творца. Таким образом, для каждого человека жизнь стала процессом воссоединения со Светом Творца и обретения былой целост­ности. Но цель не просто возвратиться в изначальное состоя­ние. Этот материальный мир был создан, чтобы дать нам воз­можность, которой мы были лишены в Бесконечном мире, — научиться отдавать, делиться и заботиться о ближнем, как наш Творец, а не просто пассивно принимать. Научиться безуслов­но отдавать, делиться и заботиться о ближнем — вот в чем предназначение материального мира, и это единственная воз­можность приобщиться к благодати Творца. Целью Сотворе­ния мира было дать нам шанс воссоединиться с Творцом как источником всего хорошего и целостного через любовь. Это можно сделать, делясь чем-то с другими, чтобы самим стать подобными Творцу. 4 Две параллельные системы Во Вселенной существуют две параллельные системы: Свет и Сосуд, Солнце и Луна, плюс и минус, дарение и получение, янь и инь, мужчина и женщина. Эти два начала являются движущей силой всего, что существует в мире. Задумайтесь на минуту о Луне и Солнце. В первые дни творе­ния четвертым днем, серединой недели, была среда. В тот день были созданы Солнце и Луна, но их положение оказалось не­равным. Каждое светило было наделено особой энергией — и Луна в меньшей степени, чем Солнце. Луна изменчива и не излучает собственного сияния, а только отражает постоянный свет Солнца. Между ними тотчас же завязался спор — кто главнее. Луне тоже хотелось светить, подобно Солнцу. Две могущественные силы начали борьбу за господство. Как же был разрешен этот спор? Творец сказал им: «Два царя не могут носить одну корону». Он обратился к Солнцу: «Ты будешь светить в отведенное тебе вре­мя, но далеко не всегда». Луне же Он сказал: «И у тебя будет свое время». Так, на четвертый день творения было решено, что
до прихода Мессии и Эры Водолея Солнце, воплощающее муж­скую энергию, будет властвовать над Луной — женской энерги­ей. Ло того момента Луна останется Сосудом и будет отражать свет Солнца. Солнце и Луна, Свет и Сосуд, мужчина и женщина. Согласно Каббале, мужчина — это дающее начало, то есть Свет, в то вре­мя как женщина — начало принимающее, то есть Сосуд. Может быть, здесь вы прервете меня и скажете: «Но это же не­честно. Почему это мужчина — только Свет, а женщина — толь­ко Сосуд?» Почему-то мы думаем, что нам всем нужны качества Света. Но представьте себе: вы умираете от жажды и перед вами труба, из которой течет вода. Кругом вола, но у вас нет ни чаш­ки, ни какого-нибудь другого сосуда, чтобы ее налить. Есть ли смысл в Свете, если нет Сосуда, чтобы удержать его, измерить и определить собой его количество? Вода льется, и никакой пользы в ней нет. То же самое можно сказать и об электричестве. Су­ществует электроэнергия, которая идет по проводам, но без лам­почки света не будет. Свету нужен Сосуд, который придал бы ему форму. У меня недавно был случай, связанный с этим принципом. Ко мне домой пришел электрик, чтобы повесить новую лампу. Мы обсуждали, какая лампа будет давать больше света, и он посоветовал вариант, в котором свет отражается от стен на потолок. — Но достаточно ли будет света? — спросила я. И знаете, что он мне ответил? — Свет нельзя увидеть, если он не отражается от какой-то по­верхности.

Даже каббалист не выразился бы точнее. Теперь рассмотрим мой разговор с Равом о том, как доступно изложить Каббалу. Рава всегда больше занимали теории и абст­ракции. Он размышлял о Вселенной и о потоках энергии. Он слушал. Он учился. — А как насчет практического применения этих знаний? — не отставала я. — Как же моя жизнь прямо сейчас? Что означает все то, что в ней происходит? Только не надо рассказывать мне о философии. Скажи лучше, с какой ноги мне завтра встать: с левой или с правой? Я требовала, чтобы он придал этой высокой мудрости форму, доступную всем людям. В этом и заключается роль женщины по отношению к мужчине. Эта мысль в несколько иной форме напоминает мне библей­скую историю о Лаване. Лаван был братом Ребекки* и отцом Рахели** и Леи***. Он был злым, эгоистичным, жадным и лжи­вым. Это был первостатейный плут и негодяй, особенно когда

дело касалось его зятя Иакова.

* Ребекка — в библейских текстах обычно пишется Ревекка. ** Рахель — в библейских текстах обычно пишется Рахиль. ***Лея — в библейских текстах обычно пишется Лиа.

Как и в других людях, в нем, разумеется, был трансцендентальный Свет, но этот Свет не имел Сосуда: в Библии не упоминается о том, что у него была жена. Энергия Лавана распространялась бесцельно во всех направ­лениях. Он уничтожил сам себя, ибо не имел Сосуда, который бы направил его энергию в достойное русло. Подумайте о том, как эти принципы действуют в вашей жизни и в отношениях с любимым человеком. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО В Бесконечном мире существуют две силы, два творческих на­чала. Книга «Зоар», основной свод каббалистических учений, открытый около двух тысяч лет назад в Израиле Равом Шимо-ном Бар Иохаем, гласит: «Как наверху, та



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: