Конкуренция и монополия.




Что такое экономическая система?

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Любая экономическая система отвечает на три главных вопроса экономики: что производить? Как производить? Для кого? Но каждая – по-своему.

Всё в истории человечества насчитывается три экономические системы: традиционная или патриархальная, рыночная и административно-командная или плановая. Применительно к современности говорят также о смешанной и социально-ориентированной рыночной экономике.

Традиционная экономическая система.

Это самая первая по времени образования экономическая система. Она существовала в Древнем мире и в Средние века и в развитых странах умерла в эпоху Возрождения, когда родилась рыночная экономика.

Важнейшей особенностью этой экономики является натуральное хозяйство, то есть продукты производятся не для продажи, а для внутреннего потребления.

Натуральное хозяйство – не только особенность традиционной экономики, но и фактор, жёстко ограничивающий возможности её развития. Ведь когда потребности человека удовлетворены, увеличивать производство просто незачем.

В Средние века жили по принципу: «Всё рождается дома». Крестьяне сами выращивали себе продукты питания, шили домотканую одежду, строили жилище и т.д. Ремесленники чаще делали изделия на заказ, например, рыцарские доспехи. Торговля была развита только в городах, на рынках, а так же между государствами. В таких условиях товары, то есть продукты, произведённые для продажи, производились очень редко.  

 


Другой важной особенностью традиционной экономики является традиционное распределение ресурсов.

Рыночная экономика.

Рыночная экономика зарождается в эпоху Возрождения, достигает зрелости в 18-19 веках, хотя и сегодня в ряде стран отчётливо видны черты дорыночных (традиционных) экономических отношений.

Важнейшими чертами рыночной экономической системы являются:

1. Рынок - товарное производство.

Товар – продукт, произведённый на продажу.

 

 


2. Свобода производства, т.е. каждый производитель имеет право производить, то, что считает нужным, и в тех количествах, которые он сам определяет, естественно, в рамках закона.

3. Свобода ценообразования, т.е. каждый продавец имеет право продавать, то, что считает нужным, и по тем ценам, которые он сам устанавливает. Однако. Это только кажется, что производитель сам определяет цену товара. На самом деле цена на рынке является результатом молчаливого договора продавца и покупателя.

4. Свобода потребления, каждый имеет право потреблять то, что считает нужным, по доступным для себя ценам.

Вы, наверное, подумали: «А разве может быть по-другому?» Представьте себе – может. Несколько раз в недавней истории нашей страны вводилось нормированное распределение продуктов, например, в годы Мировых войн, во время Военного коммунизма. В эти кризисные периоды самые необходимые товары можно было получить только по пайкам, талонам или по карточкам.  

 

 


Может показаться, что в условиях рыночной экономики царит хаос, ведь производство не определяется волей государства. Но на самом деле это не так, рыночное производство регулируется законом спроса – предложения (законам стоимости).

Для того чтобы понять смысл этого закона, нам необходимо дать определение некоторым экономическим понятиям. Предложение – количество товаров и услуг, выставленных на продажу. Спрос – количество людей, готовых купить данный товар по данной цене и в данном месте. Стоимость – во что обошлось производителю производство данного товара. Цена – деньги, которые производитель и продавец планируют выручить за продажу товара.

Предположим, мы начали производство какого-либо товара. Если спрос на данный товар сейчас выше, чем предложение, то цена товара будет выше его стоимости. Мы получим прибыль, равную разнице цены и стоимости, умноженной на количество проданных товаров.

Однако, по мере того, как мы будем развивать производство, рынок будет насыщаться товаром, предложение будет расти, а спрос – падать, т.к. мы будем его удовлетворять. Наступит такой момент, когда предложение будет равно спросу, мы будем вынуждены продавать товар по цене, равной стоимости. Убытков мы ещё не потерпим, но прибыли не получим.

В дальнейшем, если мы не остановим производство данного товара, спрос на данный товар станет ниже, чем предложение. Таким образом, цена товара будет ниже его стоимости. Мы получим убытки, равные разнице стоимости и цены, умноженную на количество проданных товаров.

Таким образом, закон стоимости гласит, что при повышении спроса на товар, при сохранении прежней цены доходы производителя будут расти, а при увеличении предложения и при сохранении прежнего спроса – падать.

? Подумайте, какими способами производитель может увеличить прибыль? Сначала определите экономический фактор, на который вы будите воздействовать, а потом назовите способ этого воздействия.

Сильной стороной рынка, во-первых, является то, что количество производимых товаров и их цена определяется соотношением спроса и предложения или конъюнктурой рынка, а точнее даже самими покупателями, которые «голосуют кошельком» за тот или иной товар. Таким образом, рынок способствует эффективному удовлетворению материальных потребностей населения, а рыночную экономику иногда называют демократической. Во-вторых, рынок способствует развитию техники и экономии на производстве, т.к. прибыль можно получить за счёт снижения стоимости товара, а также за счёт выпуска новых видов товаров, что сразу создаст на них спрос. Это приводит к постоянному увеличению ассортимента товаров. В нашем примере, когда спрос на щётки стал равен предложению, мы могли бы не свёртывать производство, а наладить выпуск новых щёток, например, с электрическими моторчиками.

Равновесная цена – это цена, которая образуется при равенстве спроса и предложения.

ФУНКЦИИ РЫНКА Посредническая Соединяет производителей и потребителей
Ценообразовательная Устанавливает цену в соответствии со спросом и предложением
Информационная Показывает производителю, что надо производить
Санирующая (оздоровительная) Избавляет экономику от ненужных субъектов путём их разорения

 

Конкуренция и монополия.

 

Рыночной экономике при нормальном положении вещей присуща конкуренция между производителями.

Конкуренция – борьба между несколькими производителями, выпускающими однородную продукцию, за сбыт своих товаров, за деньги покупателей.

 

 


Явление, противоположное конкуренции, называют монополией.

Монополия – экономическая ситуация, при которой один производитель производит всю или большую часть товаров и диктует рынку цены и иные условия.

 

 


Виды конкуренции по масштабам развития

индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Виды конкуренции по характеру развития

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства.

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения (товаров, услуг)

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены.

Олигополистическая конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь.

Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил.

Для экономики конкуренция всегда хорошо, а монополия всегда плохо.

Это происходит, во-первых, из-за того, что монополист всегда устанавливает монопольно высокие цены на свою продукцию. Ведь купить такую продукцию больше не у кого, поэтому приходится покупать её по цене монополиста. А в случае с конкуренцией производители и продавцы будут бороться за сбыт, за покупателя и им не выгодно будет устанавливать высокую цену. Покупатель всегда будет покупать у того, у кого цена ниже.

Представьте себе, что накануне 8 марта вы пришли на рынок покупать цветы для мамы. Если на рынке много торговом с цветами – вам повезло. Каждая из них будет стремиться, чтобы вы купили цветы именно у неё. Они будут делать скидку. С ними можно будет торговаться. Но если торговка одна (то есть это – монополист) – вам придётся покупать цветы за любую цену, которую она установит. На самом деле, на рынке будет третья ситуация. Торговок будет много, но цены у них будут одинаковыми. Они просо договорились и установили минимальную цену на свой товар. Они сделали это, чтобы не разорять друг друга в конкурентной борьбе. Такой сговор называется картель и также является монополией. Но конкуренция на рынке цветов всё-таки есть. Цены на цветы на разных рынках будут разными. И экономный покупатель сначала найдёт информацию о ценах. А затем уже решит, на какой рынок ему отправиться.  

 

 


Во-вторых, монополия мешает развитию технического прогресса. Только в условиях конкуренции происходит постоянная модернизация производства, так как каждый производитель понимает, что если не он применит новейшие технику и технологию, то это сделают его конкуренты, они улучшат качество своей продукции, смогут снизить цены на неё и разорят его. А вот монополисту вовсе не зачем бороться за качество своей продукции – всё равно купить её можно только у него.

И, наконец, монополия отрицает одно из важнейших прав человека – право на предпринимательство. Ведь если вокруг одни огромные предприятия, как может человек открыть своё маленькое дело?

В каждой цивилизованной стране приняты антимонопольные законы и действуют антимонопольные комитеты, которые следят за тем, чтобы эти законы соблюдались. Есть такие законы и такие комитеты и в России. Однако у нас государство остаётся громадным монополистом в ряде сфер. Например, в добывающей промышленности, в сфере жилищно-коммунальных услуг и др. Именно поэтому мировое сообщество признаёт сегодня Россию страной не с рыночной, а со смешанной экономикой или с экономикой переходного типа.

 

Виды рынков.

При существующем огромном многообразии рынков, выделяют три наиболее важных разновидности.

Во-первых, это рынок товаров и услуг. Все мы имеем неплохое представление об этом рынке, так как являемся его участниками (субъектами), как правило, в качестве покупателей. На этом рынке закон стоимости действует точно также как и на всех остальных. Полем этого рынка является товарно-сырьевая биржа. Если сегодня на этой бирже выставили на продажу большие партии древесины для изготовления мебели, а мебельные фабрики сейчас не расширяют производства и не нуждаются в большом количестве сырья, то древесина будет продана на торгах по невысокой цене. Но если спрос повыситься, то повыситься и цена.

Фондовый рынок – это рынок ценных бумаг. Ценные бумаги – это бумаги, приносящие прибыль их владельцам. Самым распространённым видом таких бумаг являются акции. Акции и другие ценные бумаги продаются и покупаются на фондовой бирже. Здесь также действует закон спроса – предложения. Чем выше спрос на акции данного акционерного общества, тем выше будет курс этих акций, то есть их цена. Чем больше будет акций выставлено на продажу при постоянном спросе на них, тем курс будет ниже.

Существует множество факторов, которые влияют на курс акций. Американцы говорят, что, когда президент чихает, он чихает на курс акций американских кампаний. Это значит, что, когда здоровье президента ухудшается, держатели акций американских кампаний начинают полагать, что ситуация в американской экономике нестабильная и их деньги, вложенные в эту экономику, могут прогореть. Они стремятся отказаться от таких акций и выставляют их на продажу. Таким образом, предложение акций растёт, а их цена, то есть курс, падает. Не сложно догадаться каким образом повлияет прогноз на дождливое лето на курс акций кампании, которая занимается производством зонтов. Услышав такой прогноз, многие сделают вывод о том, что производство в этой сфере будет расширяться и поспешат на фондовую биржу, чтобы купить соответствующие акции. Спрос на них возрастёт, курс подымится. Кроме ценных бумаг, на фондовой бирже покупают и продают деньги. Деньги покупают и продают за деньги, то есть валюту одних стран продают за валюту других стран. Чем лучше идут дела в экономике этой страны или в экономике этой группы стран, тем более востребованной является данная валюта. Так определяются курсы валют, например, курс рубля по отношению к доллару, курс доллара по отношению к евро и т.д.  

 

 


На рынке труда продаются естественно не люди, а особый вид товара – рабочая сила.

Рабочая сила – способность человека выполнять полезную работу, как физическую, так и умственную.

 


Не трудно сообразить, что ценой этого товара является заработная плата работника, а стоимостью – стоимость всех товаров и услуг, которые необходимо использовать работнику для восстановления своей рабочей силы. Это затраты на еду, транспорт, одежду, досуг и т.д.

От чего зависит зарплата работника? Помимо таких факторов, как стоимость благ в данной стране и регионе, квалификация работника и пр. она ещё зависит, как и цена любого другого товара, от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Так, в 90-ые годы прошлого века, в связи с рождением негосударственного сектора экономики, возник очень большой спрос на юристов и экономистов. В стране их было тогда мало, соответственно их зарплаты, то есть цена на этот дефицитный товар, была очень велика. Рынок образования быстро отреагировал на эту ситуацию – юридические и экономические факультеты стали открываться в большом количестве. Предложение выросло, рынок насытился и зарплаты юристов и экономистов стали заметно уменьшаться, а многие молодые специалисты не смогли найти работу по специальности. Потом та же участь постигла программистов и вебдизайнеров. Сегодня весьма востребованы логисты…  

 

 


Плановая экономика.

 

В первой трети ХХ века в нашей стране, впервые в мире, была создана новая экономическая модель. Это плановая или административно-командная экономическая система. Впоследствии эта экономическая система будет распространена на ряд стран Восточной Европы, Азии и Центральной Америки. Сегодня такая экономика сохранилась только в Северной Корее и на Кубе.

Плановая экономика появилась в тот период, когда экономика рыночная переживала тяжёлые времена. Проявлениями болезни этой системы стали всё углублявшиеся кризисы перепроизводства. На рубеже 20-х и 30-х годов западный мир пережил «великую депрессию» - самый страшный кризис за всё время существования рыночной экономической системы.

Важнейшим отличием плановой экономики от рыночной является то, что ассортимент и количество товаров и услуг, а также цены на них определяются государством, а не рынком. Экономический план, принятый компетентным государственным органом. При такой экономике является законом.

Плановая экономика имеет ряд преимуществ перед рынком. Когда всё в руках государства – легко решать социальные проблемы. Всегда найдутся деньги на финансирование медицины, образования, на пенсии для пожилых людей и т.д. При плановой экономике не может быть безработицы. Если рабочих мест не хватает, то государство создаёт их искусственно.

Однако высокий уровень жизни людей может быть создан только в условиях рыночной экономики, так как именно она ориентирована на удовлетворение человеческих потребностей наиболее полно. Люди среднего и старшего поколений хорошо помнят, как в советские годы невозможно было купить самые необходимые товары. Люди вынуждены были простаивать в очередях по несколько часов в день. При рыночной экономке такого не может быть. Ведь главный принцип рынка гласит, что если есть тот, кто готов заплатить за удовлетворение своих потребностей деньги, то найдётся и тот, кто создаст товар, и тот, кто его продаст по доступной для покупателя цене.

Что касается таких негативных сторон рынка, как его подверженность кризисам, высокий уровень материального неравенства между людьми и пр., эти явления могут быть частично устранены его государственным регулированием. Неслучайно, что сегодня говорят о новой экономической модели – социально ориентированной рыночной экономической системе.

 


ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА ЭКОНОМИКИ (в традиционной экономике) Что производить? Продукты сельского хозяйства, производить мало, на основе традиции.
Как производить? Как производили предки
Для кого производить? Для себя (натуральное хозяйство)
ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА ЭКОНОМИКИ (в рыночной экономике) Что производить? Определяет потребитель
Как производить? Определяет производитель
Для кого производить? Для того, кто может и хочет купить
ТРИ ГЛАВНЫХ ВОПРОСА ЭКОНОМИКИ (в плановой экономике) Что производить? Определяет государство. Оно же устанавливает цены
Как производить? Определяет государство
Для кого производить? Распределение производиться на основе товарно-денежных отношений, но государство его контролирует, так как определяет цены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: