Этот блок ошибок связан с оцениванием портфолио и называется: Как оценить?




Псевдопортфолио

Первая ошибка. Когда вместо портфолио – "зачетная книжка". Это довольно распространенное "рацпредложение", когда не только структура, но и форма портфолио настолько жестко регламентированы, что не остается места для творческого самовыражения студента и лишает портфолио всякой индивидуальности.

Вторая ошибка. Когда вместо свободного портфолио – характеристика от куратора, тьютора, руководителя практики и пр.

Третья ошибка. Акцент на форме, а не на содержании. Бывает, педагоги, работодатели предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио. Но главное для портфолио – его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления.

Этот блок ошибок связан с оцениванием портфолио и называется: Как оценить?

Первая ошибка. Стремление оценить все материалы портфолио в баллах. В нескольких российских регионах приняли решение оценивать все документы и материалы учебного портфолио определенными баллами. При этом зачастую нет возможности формализовать качество представленных творческих работ, исследовательских проектов, отчетов о социальной практике в баллах.

Вторая ошибка. Завышение удельного веса портфолио. Необходимо адекватно соотнести множественность аспектов портфолио с защитой выпускной квалификационной работы. Комплексно методическое сопровождение студентов по созданию ими портфолио может осуществляться в рамках обучающего семинара «Технологии создания портфолио».

 

Портфолио может использоваться педагогом для анализа и оценки собственного профессионального развития.

1. Помощь в развитии карьеры педагога. В том случае если специалист претендует на более высокую должность в своей школе, более высокий разряд оплаты или аттестационную категорию, административную работу или собирается поменять работу, ему необходимо отразить в своем портфолио информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Для этого надо:

- написать небольшое эссе, в котором полно и точно сформулированы взгляды педагога на свою профессию, учителей, детей, родителей, процессы обучения и воспитания. Цель такого эссе – выявить ценностные ориентации и направленность специалиста, его мотивацию и основные содержательные цели в работе. Эссе поможет учителю точно и полно формулировать свои мысли в собеседовании при приеме на новую работу или в разговоре с администрацией при повышении в должности. Точная формулировка мыслей сделает позицию человека более выигрышной в глазах администраторов всех уровней.

- можно сделать видеозаписи (с разрешения родителей, детей) фрагментов работы – урока, внеклассной или индивидуальной работы, которые следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы работы, умения специалиста по анализу работы.

- предоставить примеры планов урока, программы или их фрагменты, резюме после проведенной работы, материалы, отражающие работу учителя, прогресс детей. Цель таких примеров – отразить умения специалиста по планированию своей работы, по постановке целей в работе и достижению их адекватными методами при адекватных затратах сил и времени.

- если учитель претендует на административную должность, необходимо отразить основные навыки административной работы (планирование, контроль, оценка, работа в команде и др.). В этом случае можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

– документы, отражающие официальную оценку работы педагога. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения по результатам работы за год, рекомендации и др. Документы должны быть датированы, иметь указания должности и званий рекомендателей. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны детей или родителей, они также могут быть представлены

– документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.

2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста. В этом случае разделы в нем определяются самим специалистом, но существуют и общие рекомендации, помогающие его подбору и более эффективному использованию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. Начинается работа над ежегодной копилкой с рефлективного размышления (дневник или эссе) об ожиданиях от нового учебного года, себя в профессии, учеников, коллег, школы в целом, своих достижений и направлений развития. Что учитель может дать для их развития, достижения общешкольных целей? Что он может взять от них, чему научиться? Далее выбирается одно из на-правлений профессионального развития, над которым специалист будет особенно серьезно работать в течение года. В ходе этой работы формулируется (и записывается) цель работы на год. Далее, один раз в месяц делается краткий обзор работы по достижению поставленной цели, а также общий анализ работы за месяц. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методов и методических приемов, планы и программы работы, работы детей, фрагменты консультаций и уроков, конспекты литературы, статьи, обзоры книг и т. д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.

3. Помощь в профессиональном развитии педагога. Педагоги иногда жалуются на недостаток времени для профессионального развития, «текучку», мешающую их росту. Портфолио может помочь и в этом случае. Оно может служить отражением профессиональных достижений и способом постановки и достижения целей развития в работе. Прежде всего в таком портфолио необходимо отразить основные принципы профессионального развития данного специалиста. Для того чтобы создать самому себе возможности для контроля, необходимо разработать структуру и программу развития. С этой целью определяется форма – курсы повышения квалификации, стажировка с отрывом или без отрыва от работы, самостоятельное изучение материала, обращение к помощи наставника или работа в группе коллег. Программа развития включает в себя основные действия, сроки их исполнения и формы контроля за исполнением Следующий раздел посвящен определению форм и методов развития. Другой раздел портфолио следует посвятить работе над повышением эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий. Следует обратить внимание на анализ эффективности новых методов работы в различных ситуациях, их дидактический и воспитательный потенциал. Результатом анализа может стать резюме по использованию того или иного метода.

4. Предоставление администрации школы материалов для оценки работы педагога. Портфолио может стать эффективным средством оценки профессиональных достижений специалиста. Обычно выделяют три способа оценки работы человека – оценка его деятельности, оценка уровня достижения поставленных целей и оценка соответствия заранее определенным критериям. В первом случае следует обратить внимание на подбор как можно более разнообразной информации о видах и направлениях деятельности педагога. Для критериальной оценки необходимо как можно более полно собрать информацию о своей деятельности в соответствии с выделенными критериями. Особого внимания заслуживает содержательная сторона портфолио, касающаяся общих подходов к работе и оценки своей работы педагогом. В портфолио должны найти отражение уровень развития основных умений, таких как:

1) подбор форм и методов работы, соответствующих ситуации или поставленной задаче

2) умения устанавливать и поддерживать контакт с учащимися, коллегами и родителями

3) умения проводить обучение и воспитание

4) умения делать прогноз развития ребенка и оценку его развития –При анализе работы следует учитывать, что не все в работе педагога зависит только от его умений и действий. Среди важнейших факторов, влияющих на эффективность его работы, можно выделить: а) организацию работы в школе б) факторы, зависящие от учеников; в) факторы, зависящие от других педагогов; г) факторы, зависящие от несовершенства используемых методов работы.

 

Процедура формирования портфолио

 

1. Определение содержания портфолио и целей его формирования.

2. Накопление, сбор артефактов

3. Отбор информации. Просмотр и оценка собранных артефактов и определение тех, которые демонстрируют достижения согласно выбранным критериям и внешним требованиям.

4. Рефлексия. Оценка собственного роста, а также недостатков собственного развития. Написание рефлексивных материалов портфолио. Для оценочного портфолио рефлексия представляется в виде рецензии.

Рефлексивное осмысление точек опоры и точек роста позволяет:

o зафиксировать особенности движения в деятельности относительно ожидаемых результатов, а также значимые изменения,происходящие в самом субъекте деятельности;

o через осознание полученной практики перевести еѐ в опыт, которым можно пользоваться в дальнейшем;

o на основе полученного выше, делать выводы и своевременно корректировать последующую деятельность, делая еѐ более эффективной.

Для организации рефлексии деятельности можно использовать такие формы и методы работы как:

· групповая и индивидуальная работа;

· обсуждения на семинарских занятиях;

· письменные работы (эссе, ответы на вопросы по методу неоконченных предложений, психологическое тестирование и т.п.).

5. Технологический блок, связанный со способами хранения, представления и каталогизации элементов портфолио, оформлением портфолио.

6. Перспективная оценка. Сравнение собственных позиций с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: