В результате изучения курса студент должен




 

В результате изучения курса студент должен:

Знать:

· методологические основы предмета "Профориентология";

· профессиональную терминологию в рамках изучаемого курса;

· названия и содержание современных профессий;

· теоретико-методологические основания педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения.

 

Уметь:

· проводить профконсультации;

· планировать и организовывать профориентационнную работу в школе в условиях профильного обучения;

· проводить профессиональную психолого-педагогическую диагностику;

· уметь осуществлять морально-эмоциональную поддержку оптантов;

· оказывать помощь учащимся в принятии самостоятельного решения в выборе профессии

 

Иметь представление:

· о современном рынке труда и его требованиях к профессионалу;

· о профессиональных интересах и намерениях современного школьника.

Объем дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

3.1.1. для одной специальности с учетом разных форм обучения

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Очно-заочная Заочная
№№ семестров      
Аудиторные занятия:      
· Лекции      
· Семинарские и практические занятия      
· Лабораторные работы      
Самостоятельная работа      
ВСЕГО часов на дисциплину      
Текущий контроль контрольные работы, №10    
Курсовая работа --    
Виды контроля экзамен,№10    

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения - очная

 

Тема Трудоемкость Всего аудит Из них Сам
Лекции Семин Лабо раторные и пра кт.
Раздел I.
Тема 1. Теоретические основы профориентологии            
Тема 2. Профориентация как важная составляющая профориентологии. Профориентация как система            
Тема 3. Профессиональное самоопределение            
Тема 4. Теоретико-методологические основания педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения в условиях профильного обучения              
Тема 5. Планирование и организация профориентационной работы в школе              
Тема 6. Профессиональное консультирование            
Тема 7. Психолого-педагогическая диагностика в профориентационной работе социального педагога            
Тема 8. Классификация профессий (По Е. Климову)            
Тема 9. Профессиография.Профессиографические основы профконсультирования и профотбора            
Тема 10. Психофизиологические основы способностей            
Тема 11. Личная профессиональная перспектива (ЛПП)            
Тема 12. Работа школы с родителями            
Тема 13. Этапы профессионализации            
Тема 14. Просвещение как одно из основных направлений профориентационной деятельности            
Тема 15. Организация и проведение профориентационных уроков            
Тема 16. Активные формы профориентационной работы            
Раздел II.
Тема17. Этические проблемы деятельности профконсультанта            
Тема18. Формы и методы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников              
Тема19. Работа социального педагога с родителями              
Тема20. Совместная работа школы, семьи и предприятия по подготовке учащихся к выбору профессии              
Тема 21. Современный рынок труда и его требования к профессионалу              
Тема 22. Организация и выполнение профессиональных проб школьников                
Тема 23. Мониторинг готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению с позиции педагогической поддержки              
Тема 24. Профориентационные игры. Общая характеристика данных методик              
Тема 25. Игровые профориентационные упражнения. Общая характеристика методик            
Тема 26. Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений и интеллектуальных возможностей учащихся              
Тема 27. Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов              
Тема 28. Профессиональная диагностика учащихся с использованием ЭВМ              
Тема 29. Проектирование личностного профессионального плана (ЛПП)              
Тема 30. Самопрезентация              
Тема 31. Работа социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии              
Всего по курсу:            
                 

 

Содержание курса

 

Темы лекционных занятий

 

Тема 1. Теоретические основы профориентологии

Основные концептуальные положения. Определение понятия "профориентология", цели и задачи науки. Предмет и методы исследования профориентологии. Концепция профессионального становления личности как частная методология профориентологии.

 

Тема 2. Профориентация как важная составляющая профориентологии. Определение понятия "профориентация". Цели и задачи профориентационной работы. Профориентация как система

Цели и задачи профориентационной работы. Новые требования общества к организации профориентационной работы в общеобразовательной школе в современных экономических условиях. Учет объективных и субъективных факторов в процессе профориентационной деятельности. Определения понятий "профориентация", "профессия", "специальность", "должность", "адаптация", "профессионализация".

Функции профориентации. Основные субъекты государственной системы профориентации и психологической поддержки. Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов. Критерии успешности профориентационной деятельности.

 

Тема 3. Профессиональное самоопределение

Типы и уровни самоопределения. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде. Соотношение понятий "личностное самоопределение", "профессиональное самоопределение", "карьера". Характеристика самоопределения на разных возрастных этапах. Условия успешного профессионального самоопределения.

 

Тема 4. Теоретико-методологические основания педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения в условиях профильного обучения

Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях модернизации образования. Концептуальные подходы к профессиональному самоопределению школьников в условиях профильного обучения. Предпосылки к становлению нового педагогического явления – профессиональной ориентации школьников.

 

Тема 5. Планирование и организация профориентационной работы в школе

Структура профориентационной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.

Цели и задачи профориентационной деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Структура системы профориентации. Место и роль социального педагога в деятельности школьной системы профориентации.

Тема 6. Профессиональное консультирование

Понятие "профессиональная консультация". Принципы организации и проведения профконсультации.

Основные стратегии профконсультирования: приемлемые и неприемлемые подходы. Общее представление о практической профконсультационной методике. Типы профконсультаций: справочно-информационная, диагностическая, формирующая и медицинская. Критерии успешности профориентационной деятельности.

 

Тема 7. Педагогическая диагностика в профориентационной работе социального педагога

Роль наследственности и природных задатков ребенка в выборе будущей профессии. Значение диагностики в профориентационной работе. Диагностика профессиональной направленности личности школьника в соответствии с особенностями ее развития. Классификация диагностических материалов на основе уровня сложности профориентационной работы.

 

Тема 8. Классификация профессий (по Е. Климову)

Понятие о типах профессий, специальностей. Специальность типа человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система. Их общая характеристика. Классификационные признаки: цель труда, орудия труда, условия труда. Карта мира профессий. Современный мир профессий, тенденции в его развитии.

 

Тема 9. Профессиография. Профессиографические основы профконсультирования и профотбора

Понятия: профессиографирование и профессиограмма. Типы профессиограмм. Различные варианты составления профессиограмм. Общая схема профотбора. Профотбор и профподбор. "Формула профессий". Схема анализа профессий и варианты ее использования в работе с группой и в индивидуальной профконсультации. Основная проблема профессиографирования и психологии труда.

Тема 10. Психофизиологические основы способностей

Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Структура способностей. Природные предпосылки способностей и таланта. Формирование способностей.

 

Тема 11. Профессиональная личная перспектива (ЛПП)

Типы профпланов. Схема построения профессиональной личной перспективы как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения. Основные факторы выбора профессии. "Восьмиугольник" основных факторов выбора профессии (по Е.А.Климову).

 

Тема 12. Работа социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии

Содержание и методы работы социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии. Методика пропагандыпедагогических знанийпопрофориентации среди родителей. Формы пропаганды педагогических знаний по профориентации среди родителей применительно к возрастным этапам развития школьников. Групповая и индивидуальная формы работы социального педагога с родителями. Привлечение родителей к профориентации школьников.

 

Тема 13. Этапы профессионализации

Динамика развития профориентационной деятельности. Характеристика стадий развития: ознакомительная, адаптационная, стадия становления.

 

Тема 14. Просвещение как одно из основных направлений профориентационной деятельности

Развитие профориентационно-психологической культуры учащихся (актуализация знаний о направленности, ценностных ориентациях и мотивационно-потребностной сфере личности, мире профессий и специальностей, определение жизненных планов, осознание важности временной перспективы, знакомство с основами теории и практики построения профессиональной карьеры).

 

Тема 15. Активные формы профориентационной работы

Проблема активизации оптанта в профессиональном самоопределении. Основные модели активизации учащихся. Внешние и внутренние средства активизации. Основные группы активизирующих профориентационных методов: профориентационные игровые упражнения; сюжетно-ролевые игры; коллективно-творческие игры; бланковые игры; карточные информационно-поисковые технологии. Общая характеристика активизирующих профориентационных методов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: