Цели деятельности педагога | Познакомить учащихся с историей самолетостроения, рассказать о функциях самолета и космической ракеты; познакомить с конструкцией самолета и ракеты, с профессиями летчика и космонавта; учить сравнивать различные виды летательных аппаратов, использовать приемы и правила работы с отверткой и гаечным ключом при выполнении сборки самолета; воспитывать интерес к предмету |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Летчик, космонавт; самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета |
Образовательные ресурсы | · https://www.fos.ru/avia/avia0051.html |
Наглядно-демонстрационный материал | · мультимедийная презентация по теме; образец изделия. · Видеоряд: профессии людей, работающих на авиационных заводах: https://img-fotki.yandex.ru/get/6214/30348152.132/0_64bf8_13d9bb3_orig https://sdelanounas.ru/images/img/i2.imageban.ru/x400_out_2011_10_14_b1faeb1daa67b9dcd0ce1aed7b2b2051.jpg.jpeg https://obuk.ru/uploads/posts/2011-06/1307610338_mfnhntorb6ozzkj.jpeg https://vidomosti-ua.com/photo/original-1309442849.JPG https://ryb.ru/photos/big/sam.jpg https://obuk.ru/uploads/posts/2011-06/1307610358_5s17pmnd3y0tblq.jpeg https://s53.radikal.ru/i140/1106/fb/b6103151477c.jpg |
Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь; металлический конструктор |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: узнают о функциях самолета и космической ракеты; познакомятся с конструкцией самолета и ракеты; научатся сравнивать различные виды летательных аппаратов, использовать приемы и правила работы с отверткой и гаечным ключом при выполнении сборки самолета. |
Продолжение табл.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оцениватьработу по заданным критериям; коммуникативные – обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. Личностные: проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью | |||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль | |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвое- | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Человек и воздух». Как вы думаете, что мы узнаем нового? На каких предприятиях побываем? Сегодня наш урок посвящен самолетостроению | Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | |
Продолжение табл.
нию изучаемого материала. Сообщение темы урока | ||||||
II. Повторение изученного материала | Проверка домашнего задания | организует обсуждение качества выполнения домашнего задания «Браслет» | Участвуют в коллективной беседе по оценке выполненной работы | Фронтальная | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; обладают первичными умениями оценки работ одноклассников на основе заданных критериев | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Словесно-ил- люстративный рассказ с элементами беседы «Из истории самоле- | – Что же такое самолет? Самолет – летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев. – История самолетостроения началась не в XX веке, как считают многие. Летать, как птицы, люди хотели всегда. Русский фольклор насчитывает немало сказок и легенд о фантастических существах и людях, обладающих «дьявольской» силой и умением летать по воздуху. Мысль о возможности летания жила в народе, переходя из поколения в поколение. До нас дошли былины о Тугарине Змеевиче, сказки о Коньке-Горбунке, о Кощее Бессмертном, о ковре-самолете, на котором летал Иван-царевич. | Смотрят презентацию, слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию, отвечают на вопросы; выполняют задание | Фронтальная | Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Познавательные: обще-учебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения. Коммуникативные: умеют полноценно слу- | Устные ответы |
Продолжение табл.
тостроения». Просмотр мультимедийной презентации или рассматривание иллюстраций в учебнике (с. 114) | Ряд легенд говорит и о реальных попытках создать летающие механизмы и приспособления. Так, сохранилась относящаяся еще к 906 году легенда о пуске по воздуху на осажденный князем Олегом Царьград каких-то снарядов. Другая легенда говорит о летающем искусственном орле, сделанном во времена Ивана III (1462–1505 гг.), устройстве, подобном парашюту, поповского сына Симеона и др. Несомненно, что русские люди пытались летать на самодельных крыльях. В рукописи Даниила Заточкина, относящейся к ХIII столетию и хранившейся ранее в Чудовом монастыре, есть указания на полеты людей. Перечисляя народные увеселения славян, Даниил Заточник пишет: «...а иные слетают с церкви или с высокого дома на шелковых крыльях... показывая крепость сердец своих...» Первый же самолет был построен в России А. Ф. Можайским летом 1882 года, но при испытаниях он потерпел аварию. Первый успешный полет самолета американских механиков братьев У. и О. Райт с двигателем внутреннего сгорания был совершен 17 декабря 1903 года. Вслед за этим в Европе, главным образом во Франции, строят самолеты А. Сантос-Дюмон, Ф. Фербер и другие. В России в 1909–1914 годах появились самолеты Я. М. Гаккеля, Д. П. Григоровича, И. И. Сикорского и других. С середины 20-х годов в самолетостроении начали использовать дуралюмин (первые советские цельнометаллические самолеты были построены А. Н. Туполевым в 1924–1925 годах). К середине 30-х годов произошел | шать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Продолжение табл.
окончательный переход от биплана к моноплану. В конце 30-х годов появился реактивный двигатель. В бывшем СССР первый полет на самолете с жидкостным реактивным двигателем был совершен в 1942 году. С начала 50-х годов реактивные самолеты стали использовать и в гражданской авиации (в СССР – ТУ-104, 1955 год), широко развивалось вертолетостроение; в ВВС появились сверхзвуковые самолеты. Современные авиационные предприятия выпускают самолеты самых разных конструкций и назначения: от одноместных до самолетов, вмещающих более трехсот человек, перевозящих крупнотоннажные грузы. – Где в нашей стране располагаются авиационные заводы? Прочитайте информацию об этом в учебнике (с. 115) и отметьте эти города на карте России (рабочая тетрадь, с. 4–5) | ||||||
Беседа и работа с учебником (с. 115) о функциях самолета и космической ракеты. | – Современную жизнь без самолётов трудно представить. Их разнообразие очень велико. Как же используются самолеты? – Как различаются они по назначению? – Как называется летательный аппарат, который летает в космическом пространстве? – Каково назначение ракет? Прочитайте информацию о ракетах в учебнике (с. 115). Выполните задание-тест «Самолеты» в рабочей тетради (с. 66) | Слушают учителя, участвуют в коллективном обсуждении; работают с учебником, рабочей тетрадью; анализируют информа- | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Устные ответы. Выполнение заданий |
Продолжение табл.
Выполнение задания-теста «Самолеты» (рабочая тетрадь, с. 66) | цию, делают выводы | Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию, проводить наблюдения, производить логические мыслительные операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | ||||
Работа с учебником (с. 116): сравнение конструкций самолета и ракеты | Ставит перед учащимися проблему (чем различаются летательные аппараты – ракета и самолет) и организует обсуждение по рисункам в учебнике (с. 116) | Слушают учителя; рассматривают рисунки, анализируют информацию, делают выводы | Фронтальная | Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, наблюдать | Устные ответы |
Продолжение табл.
Беседа о профессиях людей, работающих на авиационных заводах. Выполнение задания (рабочая тетрадь, с. 67) | предлагает учащимся рассмотреть слайды с изображением некоторых этапов технологического процесса сборки самолетов и назвать профессии людей, работающих на производстве, и выполнить задание в рабочей тетради (с. 67) | Участвуют в коллективном обсуждении; рассматривают слайды, анализируют информацию; выполняют задание | Фронтальная | Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, наблюдать. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, делать выводы | Устные ответы | |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений | |
IV. Твор- ческая практическая | Организация рабочего места | Проверка организации рабочего места | Организуют свое рабочее место | Индивидуаль- ная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить ра- | Устные ответы |
Продолжение табл.
деятельность | бочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | |||||
Беседа «Что мы будем делать?». Работа с рабочей тетрадью (с. 68) и учебником (с. 118) | – Сегодня вы сделаете модель самолета из деталей металлического конструктора. Рассмотрите образец готового изделия (или рисунок в учебнике на с. 118) и выполните задание в рабочей тетради (с. 68). помогает учащимся провести анализ готового изделия. Затем предлагает заполнить технологическую карту в рабочей тетради (с. 68) | Анализируют готовое изделие, ин- формацию; слушают учителя, отвечают на вопросы; работают с учебником, рабочей тетрадью; проговаривают последовательность работы; выполняют задание | Фронтальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: общеучебные – умеют выполнять логические мыслительные операции; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия | Устные ответы. Выполнение задания |
Продолжение табл.
Практическая работа | – изготовьте модели самолёта из металлического конструктора. В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради – подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её | Выполняют задание | Индивидуаль- ная | Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Выполнение модели самолёта из деталей конструктора | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация работ учащихся | В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность исполнения и т. д. | Рассматривают выполненные модели самолетов, представляют презентацию, оценивают | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспри- нимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Окончание табл.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: – Модель какого самолета вы сделали? – Каково назначение этого самолета? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Устные ответы | |
Домашнее задание | Объясняет задание. – Выполните задание-тест «Исследование космоса» в рабочей тетради (с. 69–71). – Принесите на следующий урок: бумагу, картон, ножницы, циркуль, линейку, карандаш | Слушают учителя | Индивидуаль- ная | Наблюдение |