Вопрос 2. Бюджетная система РФ




Тема 1. Понятие бюджета и бюджетной системы

Вопрос 1. Сущность государственного бюджета и его функции.

Вопрос 2. Бюджетная система РФ.

Вопрос 3. Виды бюджетных систем государства

Вопрос 4. Принципы построения бюджетной системы РФ.

Вопрос 5. Бюджетные полномочия различных уровней власти в РФ.

 

Вопрос 1.

Среди финансовых методов, косвенно воздействующих на макроэкономику, являются финансовые рычаги.

Согласно определению Бюджетного кодекса РФ (ст. 6) государственный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Таким образом государственные и финансовые потребности должны пониматься не только как потребности чиновников гос аппарата, но и потребности граждан страны в услугах государства.

Бюджет одновременно возник с появлением государства, однако, только в конце 17 века в Англии бюджет приобрёл форму документа утверждаемого законодательно.

В России бюджет отдельных городов дотируется с 1645 года. С 1723 года появилась официальная роспись государственных доходов и расходов. А с 1802 года Министерство Финансов ежегодно составляло подобные росписи. С 1811 года появилась официальная единая схема бюджета с группировкой доходов и расходов. Через государственный бюджет осуществляется перераспределение средств в следующих направлениях:

1. Перераспределение национального дохода через бюджет, вызванный наличием нерентабельных, но необходимых для государства отраслей (с/х, добыча угля).

2. Перераспределение средств между регионами, обусловленной различием климата, факторов.

3. Перераспределение между производственной и непроизводственной сферами.

Перераспределение средств между регионами может осуществляться следующими способами:

• в виде дотаций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов;

• в виде субвенций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия определенных целевых расходов;

• в виде субсидий, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

• в виде трансфертов, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе с целью выравнивания душевого дохода населения.

 

Структура расходов финансового бюджета в различных странах может сильно отличаться (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

Структура расходов государственного бюджета по отдельным статьям, %

Страна Услуги органов гос. управления Оборона, безопасность Эк. услуги Защита окр. среды ЖКХ Здравоохранение Отдых, культура, религия Образование Соц. защита
Россия 22,6 12,9 9,4 0,2 3,2 8,1     30,7
Германия 14,2 5,9 7,6 1,3 0,9 15,8 1,8 9,7 42,7
Великобритания 12,6 9,7 6,8 1,8 1,4 16,7 1,7 12,1 37,2
Швеция 14,6 5,4 8,2 0,6 1,4 13,1   12,4 42,3
Япония 12,3 5,9 11,3 3,6 1,8 19,9 0,3   34,9
США 11,5 17,1 10,1 ..... 3,1 20,5 0,7 15,8 21,7

 

Различие в структуре статей расходов бюджетов разных стран определяются различной направленности социально-экономической политики.

Функции, которые выполняет бюджет:

1. Перераспределительную (перераспределение ВВП).

2. Регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики).

3. Стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства).

4 Контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

5. Фискальная – реализация фискальной политики государства –воздействие на деловую активность с помощью изменения гос. расходов и налоговых ставок.

 

Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

 

 

Вопрос 2. Бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ (далее БС РФ) – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее ГВФ). Т.е. ГВФ не входят в консолидированный бюджет, но входят в бюджетную систему РФ.

 

БС РФ включает в себя:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

2. Бюджеты субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов

3. Местные бюджеты, которые делятся на 2 составляющие: бюджеты муниципальных районов городских округов с внутригородским делением, а также бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Питер), бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

 

1ый уровень разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов.

2ой уровень в форме законов субъектов РФ.

3ий уровень в форме муниципальных правовых актов правительственных органов муниципального образования.

 

Бюджеты 1-го уровня предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Использования и расходование денежных средств не допускается.

Бюджеты 2-го уровня предназначены для исполнения расходных обязательств субъектов РФ.

Бюджеты 3-го уровня – для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.

 

Финансовый год соответствуют календарному году.

Бюджетное устройство – это основанная на законодательных нормах, организация системы взаимосвязей между звеньями и участниками бюджетного процесса.

Элементы бюджетного устройства:

1. Принципы построения бюджетной системы.

2. Принципы и методы разграничения бюджетных полномочий.

3. Правила формирования и исполнения бюджетов.

4. Принципы организаций межбюджетных отношений.

5. Система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства.

Механизмы, которые помогают организовать взаимосвязи между звеньями и участниками бюджетного процесса:

Бюджетное законодательство (бюджетный кодекс РФ, законы о бюджетах субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоуправления, законы субъекты РФ, нормативно-правовые акты в смежных отраслях).

Налоговое законодательно (налоговый кодекс, законы).

1. Бюджетное регулирование.

2. Государственный финансовый контроль.

3. Муниципальный финансовый контроль.

 

Вопрос 3.

Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. С этой точки зрения государства и их бюджетные системы можно подразделить на три вида: унитарные, федеративные и конфедеративные.

 

Унитарное (единое) государство по административно-территориальному делению едино и не имеет в своем составе автономных образований. В государстве действует конституция и единые органы власти, осуществляющие централизованное управление политическими, экономическими и социальными процессами. Бюджетная система такого государства имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.

Конфедеративное (союзное) государство представляет собой союз суверенных государств, объединенных для совместного решения политических, военных и экономических задач. Бюджет союзного государства формируется из взносов каждого государственного образования, образующего конфедерацию. У государств, входящих в конфедерацию, имеются собственные бюджетные системы.

Федеративное государство представляет собой такое административно-территориальное устройство, которое состоит из государственных образований, имеющих собственную государственность и обладающих определенной политической самостоятельностью в соответствии со своими конституциями и законами. К такому типу государственного образования относятся Российская Федерация.

Конституцией РФ закреплено федеративное устройство РФ, разграничены предметы ведения и полномочия органов власти различных уровней.

Отличия унитарного государства от федеративного представлено на рис. 1.

Рис. 1. Виды государственного бюджетного устройства

На рисунке 2 показаны принципы федеративного устройства.

Рис. 2. Принципы федеративного устройства

 

В таблице 2 приведены характеристики и примеры государств с различным устройством бюджетной системы.

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: