Культура, социально-культурная сфера и менеджмент.
Сфера культуры как сфера услуг.
Особенности менеджмента в социально-культурной сфере.
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять социально-значимую деятельность.
Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Технология менеджмента зависит от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.
Управление появилось со времен появления общества. Данное слово первоначально обозначало «умение объезжать лошадей» и «править ими». В основе этого слова лежит англ.глагол «to manage»(управлять),он исходит от лат.«manus»(рука).
Менеджмент –это совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер т.е. он опирается на различные науки: экономику, психологию, социологию, педагогику, законы.
Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля.
Менеджмент— это самостоятельная область знаний, наука, сумма знаний управленческой практики, в виде концепций, теорий, принципов, касающихся природы, способов и форм управленческой деятельности.
Менеджмент – это искусство-умение, мастерство, знание дела. Научный подход необходим, но ситуация может меняться непредсказуемо, и на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, позволяющие находить выход из безвыходных положений. Искусство менеджментаосновано на качествах руководителя (возглавляющего коллектив): талант, способности, навыки, интуиция, воображение, наблюдательность.
Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. Все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера (управленца) в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в управленческих технологиях и в возникающих вопросах менеджмента, без всяких скидок на «специфику» сферы.
Специфика менеджмента в социально-культурной сфере заключается в его многообразном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (бесплатную), так и коммерческую (платные услуги).
Социально-культурная сфера уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями - одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни.
Однако и благотворители и спонсоры заинтересован в сотрудничестве с социально - культурной сферой, в частности осуществление коммуникативной политики любой организации сегодня невозможно без обращения к социально - культурным технологиям. Так, например, формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию продаж - все это неосуществимо без проведения праздников, конкурсов, выставок, культурных программ.
Таким образом, цель менеджмента – это обеспечить успешное функционирование компании путем рациональной организации производственного процесса (создать условия, гарантии, ограничить риски и т.д.).
Менеджмент - это «наука и искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом».
Менеджмент - это «самостоятельный вид профессионально осуществляемой хозяйственной деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма».
Менеджмент – это внутрифирменное управление, управление производством и управление персоналом.
Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т. п., — тем выше их социальная значимость).
Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.
В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т. п.
Эти обстоятельства накладывают свои особенности на менеджмент некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного менеджмента в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в сфере культуры — это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую — не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то — заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то — благотворительными фондами и т. д.
Фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работ с этими группами.
Эти особенности определяют качество технологии менеджмента в социокультурной сфере. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в сфере культуры от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг. Поэтому, с технологической точки зрения, не меньший интерес представляют особенности реализации механизмов менеджмента, специфичные для сферы профессиональной деятельности. Главная проблема развития менеджмента в сфере культуры заключается в обеспечении единства его механизмов: чтобы что планировалось, то и учитывалось, контролировалось, и достойно оплачивалось.
Особенностями менеджмента в социально - культурной сфере являются:
1. Цели. Если в коммерческом менеджменте основная цель прибыль, то в некоммерческой деятельности это реализация социальной идеи (программы), что требует повышенного качества услуг, убежденности потребителей, спонсоров, доноров в необходимости услуг некоммерческой организации.
2. Товары. Обычно это услуги, идеи и программы, имеющие социальное (и лишь косвенно - экономическое) значение. Продукт социально-культурной деятельности - социальная услуга - обычно связан с очень узким потребительским сегментом, деятельностью, не приносящей прибыль, а значит - которой не занимаются коммерческие фирмы.
3. Отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет контроль и анализ эффективности деятельности и ее результатов.