Особенности менеджмента в социально-культурной сфере.




Культура, социально-культурная сфера и менеджмент.

Сфера культуры как сфера услуг.

Особенности менеджмента в социально-культурной сфере.

Под ме­неджментом понимается система управлен­ческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществ­лять социально-значимую деятельность.

Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедея­тельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Технология ме­неджмента зависит от социально-экономического развития общества и кон­кретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодатель­ства и целого ряда других факторов.

Управление появилось со времен появления общества. Данное слово первоначально обозначало «умение объезжать лошадей» и «править ими». В основе этого слова лежит англ.глагол «to manage»(управлять),он исходит от лат.«manus»(рука).

Менеджмент –это совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер т.е. он опирается на различные науки: экономику, психологию, социологию, педагогику, законы.

Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля.

Менеджмент— это самостоятельная область знаний, наука, сумма знаний управленческой практики, в виде концепций, теорий, принципов, касающихся природы, способов и форм управленческой деятельности.

Менеджмент – это искусство-умение, мастерство, знание дела. Научный подход необходим, но ситуация может меняться непредсказуемо, и на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, позволяющие находить выход из безвыходных положений. Искусство менеджментаосновано на качествах руководителя (возглавляющего коллектив): талант, способности, навыки, интуиция, воображение, наблюдательность.

Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных до­норов: спонсорства, патронажа, благотворительности. Все это радикально меняет требования к профессионализму ме­неджера (управленца) в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преиму­щественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в управленческих технологиях и в возникающих вопросах менеджмента, без всяких скидок на «спе­цифику» сферы.

Специфика менеджмента в социально-культурной сфере заключается в его многообразном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (бесплатную), так и коммерческую (платные услуги).

Социально-культурная сфера уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюд­жетных источников финансирования, все более активное сотрудничество со­циально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капи­талом, общественными движениями и организациями - одно из необхо­димых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроиз­водства творческого потенциала, развития культурной жизни.

Однако и благотворители и спонсоры заинтересован в сотрудничестве с социально - ­культурной сферой, в частности осуществление коммуникативной полити­ки любой организации сегодня невозможно без обращения к социально­ - культурным технологиям. Так, например, формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию продаж - все это неосуществимо без проведе­ния праздников, конкурсов, выставок, культурных программ.

Таким образом, цель менеджмента – это обеспечить успешное функционирование компании путем рацио­нальной организации производственного процесса (создать условия, гарантии, ограничить риски и т.д.).

Менеджмент - это «наука и искусство точно знать, что предстоит сде­лать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом».

Менеджмент - это «самостоятельный вид профессионально осуществ­ляемой хозяйственной деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материаль­ных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов эко­номического механизма».

Менеджмент – это внутрифирменное управление, управление произ­водством и управление персоналом.

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами со­знания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не под­даются непосредственному прямому счету, складированию. Их производст­во зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются художественными ценно­стями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съе­даются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т. п., — тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно по­нимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, гото­вым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привле­чения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: ор­ганов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворитель­ных организаций и прочих доноров.

В силу своей публичности, социаль­ной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д. Более того, некоммерческая деятель­ность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т. п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на менеджмент не­коммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от тра­диционного менеджмента в коммерческих сферах. Например, в некоммерче­ской сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто пла­тит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в сфере культуры — это дети, подростки, вете­раны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачи­вать оказываемые им услуги? Зачастую — не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то — заин­тересованными в такой деятельности донорами, что-то — благотворитель­ными фондами и т. д.

Фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребите­лями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбира­ются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за опреде­ленные виды работ с этими группами.

Эти особенности определяют качество технологии менеджмента в социокультурной сфере. Однако при всей их важности они не отличают ме­неджмент в сфере культуры от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг. Поэтому, с технологической точки зрения, не меньший интерес представляют особенности реализации ме­ханизмов менеджмента, специфичные для сферы профессиональной дея­тельности. Главная проблема развития менеджмента в сфере культуры за­ключается в обеспечении единства его механизмов: чтобы что планирова­лось, то и учитывалось, контролировалось, и достойно оплачивалось.

Особенностями менеджмента в социально - культурной сфере являются:

1. Цели. Если в коммерческом менеджменте основная цель прибыль, то в некоммерческой деятельности это реализация социальной идеи (программы), что требует повышенного качества услуг, убежденности потребителей, спонсо­ров, доноров в необходимости услуг некоммерческой организации.

2. Товары. Обычно это услуги, идеи и программы, имеющие социальное (и лишь косвенно - экономическое) значение. Продукт социально-культурной дея­тельности - социальная услуга - обычно связан с очень узким потребительским сегментом, деятельностью, не приносящей прибыль, а значит - которой не за­нимаются коммерческие фирмы.

3. Отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет кон­троль и анализ эффективности деятельности и ее результатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: