Потребностно-информационная теория эмоций




Эволюционная теория Чарльза Дарвина

Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

Органическая теория эмоций Джемса-Ланге

Органическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880—1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становится труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.

Активационная теория Линдсея-Хебба

Данная теория основана на работах Джузеппе Моруцци и Хораса Мэгоуна, которые показали наличие в стволе мозга неспецифической системы, способной активировать кору больших полушарий. Более поздние исследования установили наличие неспецифической активирующей системы в таламусе и участие стриопаллидарной системы к регуляции уровня активности. Поскольку данные образования обеспечивают силу и интенсивность протекающих в мозге процессов, помогают организму адаптироваться в среде обитания, а отдельные участки данной системы находятся в реципрокных отношениях, было сделано предположение, что эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга. Дональд Олдинг Хебб произвел анализ электроэнцефалографической картины работы мозга в связи с деятельностью ретикулярной формации и показал, что её активность коррелируется с силой, продолжительностью и качеством эмоционального переживания. Свои идеи Хебб выразил графически и показал, что для достижения успешного результата деятельности, человеку необходим оптимальный, средний уровень эмоционального возбуждения. Данная теория дополнила существующие представления о связи эмоций с поведением и вегетативными реакциями, показав их связь с активирующей системой мозга.

Потребностно-информационная теория эмоций

Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта». Это утверждение можно представить в виде формулы:

Э = П × (Ин — Ис),

где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Учитывая, что потребность (П), рассматривается как «побуждение, отрицательное в биологическом смысле для организма», то из формулы становится ясно, что при Ис<Ин эмоция приобретает отрицательный характер, а Ис>Ин — положительный.

 

 

2.2.Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера людей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, судят об их личностных качествах.

Формирование эмоциональной сферы. Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни личности человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоции, как многие другие присущие ему психологические явления, развивается вместе с личностью.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и касаются разных классов эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов, а значит обучаем в этом плане. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти по линии усиления волевого контроля своих чувств, а также включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей.

Эмоциональные особенности личности связаны, прежде всего, с ее природными особенностями, выраженными в темпераменте, а также зависят от ее воспитанности, общей культуры. Как известно, темперамент зависит от врожденных свойств нервной системы, в частности, таких, как сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Различная комбинация этих свойств образует тип нервной системы. Наиболее ярко представлены три сильных и один слабый тип. Сильные нервные системы в свою очередь подразделяются на подвижные и инертные, уравновешенные и неуравновешенные. Установлена связь темпераментов с типами нервной системы: холерический — сильный, неуравновешенный, сангвинический—сильный, уравновешенны и подвижный, флегматический—сильный, уравновешенный, но инертный, меланхолический—слабый.

«Темперамент влияет на психическую жизнь, проявлении всех психических процессов и свойств личности. Особенно заметно влияние темперамента на эмоциональную жизнь человека. Так, для человека холерического темперамента характерна легкая эмоциональная возбудимость, сочетающаяся с силой переживания. И. П. Павлов назвал холериков безудержными людьми. Характерной для них эмоцией является гнев, поэтому холериков называют агрессивными индивидами. Однако, это не совсем так. Они способны бурно радоваться, смеяться до слез, увлекаться до самозабвения. Именно они способны к страстному увлечению каким-либо делом. И. П. Павлов относил себя к холерикам, он был чрезвычайно страстным человеком. Однако не стоит делать из холерика идеал. Ему присущи и недостатки: несдержанность, иногда переходящая в бестактность и грубость, неадекватность реакции, сильные эмоциональные вспышки».

Для человека сангвинического темперамента характерна легкая эмоциональная возбудимость и умеренная, вследствие уравновешенности нервных процессов, эмоциональная реакция на воздействие. Сангвиник отличается подвижностью нервных процессов, а потому его эмоции быстро сменяют одна другую, не оставляя тяжелых последствий в организме. Характерный эмоциональный тон сангвиника — жизнерадостность, веселость. Страдания его мимолетны и поверхностны. Павлов определяет сангвиника как «живой тип», которого ничем не возьмешь, в какие условия его ни поставь».

Флегматик, в отличие от сангвиника, инертен во всем, в том числе и в эмоциональном отношении. Эмоции у него возникают и развиваются медленно: вы его невзначай обидели сегодня, и он отреагировал на это молча или даже улыбкой. Однако на другой день он всем своим обликом, особенно мимикой лица («надутый», «угрюмый») проявляет обиду: не желает быть рядом и разговаривать с вами. Эмоции флегматика, умеренные вследствие уравновешенности нервных процессов, носят затяжной характер (инерция) и с трудом изменяются. Именно у флегматика отчетливо наблюдается суммация эмоций. Наступает момент, когда чувства его переполняют и он неожиданно для окружающих проявляет эмоциональный взрыв.

Меланхолик отличается очень большой эмоциональной чувствительностью, вследствие чего бывает очень раним. Эмоции меланхолика внешне слабо выражены. Он предпочитает печалиться и радоваться наедине или, по крайней мере, в кругу близких ему людей. У меланхолика часто наблюдается суммация эмоций. Смотришь, тихий, смирный и покладистый человек вдруг становится агрессивным или, выражая горе, рыдает, обливаясь слезами, Считают, что меланхолики более чувствительны к эмоциональному состоянию других и склонны сопереживать и сочувствовать им.

Эмоциональность человека определяется не только темпераментом, но и тем, как он воспитан, в какой культуре жил и какую культуру воспринял. Ф. М. Достоевский среди открытых и описанных им типов людей указывает на типы душевного, страстного и холодного человека. Душевный человек — это идеальная личность. К таким людям у него относятся Алеша в «Братьях Карамазовых», Иван в «Униженных и оскорбленных». Эти люди способны понимать других, сочувствовать им, проявлять по отношению к ним доброту и ласку и даже готовность на самопожертвование.

«Страстные люди — это личности, увлеченные чем-либо. Они ни о чем не могут думать, кроме предмета своей страсти, ничего иного не желают, кроме овладения этим предметом. Все эмоции — от радости и восторга до страдания и отчаяния — связаны с каким-то страстным увлечением, успехом или неуспехом деятельности. Страстность таких людей по своему характеру приближается к болезненному состоянию навязчивой идеи. Страстные люди могут быть благородными, а их страсть социально значима. Это люди науки, искусства, а также практики. Но есть страсти и отрицательные, такие, как страсть к спиртному, картежной игре, половая страсть. Ф. М. Достоевский очень ярко изобразил страстных людей, их душевный мир и поведение. Примером проявления любовной страсти выступают Рогожин в «Идиоте» и Свидрнгайлов в «Преступлении и наказании».

«В литературе описаны, да и в жизни встречаются люди другого склада характера — это «сухие», «холодные» и «черствые» люди, которые глухи к страданиям людей. Яркий пример такого типа человека описал Салтыков-Щедрин в романе «Иудушка Головлев». Иудушку Головлева не тронула не только болезнь брата, которого он ограбил, но даже безысходное положение сына, который намекал, что покончит с собой, если отец не даст ему денег на погашение долга. Даже тогда, когда Иудушка Головлев получил известие о смерти сына, ни одно человеческое чувство не пробудилось в его сердце. Можно говорить и о типе пылкого человека, который отличается большой эмоциональностью и импульсивностью поведения. Ф. М. Достоевский считал, что «пылкие люди» даже гордятся своей эмоциональной реактивностью и считают жизненную выдержку за условный предрассудок. Пылкий человек, как правило, импульсивен, часто действует очертя голову».

 

В противоположность ему встречаются сентиментальные натуры, эмоции которых поверхностны и не имеют действенного характера. Эти люди постоянно вздыхают по поводу несчастья других, высказывают сочувствие, дают советы, но практически не оказывают им никакой помощи. В. Г. Белинский в свое время писал о таких людях: «Иной сентиментальный управляющий из немцев рыдает от стихов к Лауре и тут же идет на конюшню пороть мужика». Подлинно гуманный человек меньше говорит, а больше делает для других людей. Его переживания искренни, но он их не афиширует.

Можно выделить два полюсных типа людей — оптимистичный и пессимистичный. Первый видит во всем только хорошее, а второй — только плохое, теневые стороны жизни. Первый чаще всего проявляет радость, восторг, сторон — эмоции горечи, недовольства. Он брюзжит по всякому поводу, вздыхая, показывает, что он огорчен происходящим.

По степени владения своими эмоциями и их внешним выражениям можно выделить два типа, один из них является непосредственным и открытым типом. Когда человек этого типа испытывает радость, то громко смеется, приплясывает, всем и всякому рассказывает о причине своего состояния. Представители второго типа умеют хорошо владеть своими эмоциями и склонны скрывать свои переживания. Они могут бурно переживать в душе, а внешне оставаться спокойными или даже улыбаться, переживая неприятность.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эмоциональные переживания человека открывают перед ним совершенно особый мир – мир творчества и искусства. Необходимым условием для осуществления любого творческого замысла, для реализации уникальной идеи является вдохновение, а ведь это ни что иное, как своеобразное эмоциональное состояние человека, характеризующееся сильным напряжением и подъемом душевных творческих сил. Часто чувства человека представляют собой непосредственный материал для творчества: когда эмоции соединяются с воображением, рождается новый творческий образ. Например, многие писатели наделяют своего героя собственными чувствами, а про художников мы говорим, что они буквально выплескивают свои эмоции на полотно. Таким образом, эмоции побуждают и сопровождают любой творческий процесс, будь то открытие нового научного закона или написание эссе. Не будь эмоций, мы не смогли бы оценить неповторимую привлекательность поэзии, музыки и живописи. Эмоции делают мир человека более богатым и интересным, они задают вектор развития личности. Благодаря способности чувствовать мы имеем возможность восхищаться прекрасными произведениями искусства, сочувствовать герою фильма или книги, переживая все, что переживает он, плакать и радоваться вместе с ним.

Таким образом, только в единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, первая из которых отвечает за отражение объективных условий деятельности, а вторая – за отражение субъек­тивной значимости этих условий, достигается конечная цель деятельности, состоящая в удовлетворении потребностей. Несмотря на то, что часто эмоции берут верх над нами в самые неподходящие моменты, что только наши чувства приносят нам столько горя и несчастья, именно эмоции придают настоящий вкус жизни, делая ее более яркой, красочной и насыщенной. И как, наверное, скучно было бы жить без импульсивных, необдуманных поступков, которые порой делают жизнь только интересней.

 

Список использованных источников

 

1. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности. Теория и практика. [Текст]: учебное пособие / Н.И. Непомнящая - М.: Владос, 2013. - 191 с.

2. Норакидзе, В.Г. Методы исследования характера личности. Теория и практика. [Текст]: учебное пособие / В.Г. Норакидзе - Тбилиси, 1915. - 243 с.

3. Орлов, Ю.М. Методики изучения личности и коллектива[Текст]: Методические указания/ Ю.М. Орлов, Н.Д.Творогова. - М., 1915. - 127 с.

4. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст]: учебное пособие / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1914.

5. Хьелл, Л. Теории личности [Текст]: учебное пособие / Л. Хьелл, Д. Зиглер - СПб.: Питер, 1912. - 608 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: