Информационно-технологические материалы
Единая коллекция образовательных ресурсов
1. Технология. 6 класс. Электронное издание.
http: //school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
2. Технология. Учебное электронное издание.
http: //school-collection.edu.ru/catalog/ rubr/
3. Технология. Электронное издание.
https://school-collection.edu.ru/catalog/ res/
Ход урока
Проблематизация
Перед началом изложения теоретического материала учитель задаёт учащимся следующие вопросы.
Каким образом ваша квартира или дом снабжается водопроводной водой?
Какие устройства установлены в вашей кухне, ванной для подачи воды?
Есть ли в вашей квартире или доме счётчики расхода холодной и горячей воды?
После обсуждения ответов учитель формулирует цели и задачи урока.
Введение нового материала
Учитель раскрывает смысл понятий «система водоснабжения» и сантехническое оборудование», знакомит учащихся с сантехническими инструментами, применяемыми для ремонтных работ.
Затем объясняет устройство простейшего водопроводного крана, смесителя и вентильной головки, используя рис. 86-88 из учебника или подготовленные заранее плакаты, слайды. Демонстрирует смесители различных видов, поясняет, из чего они сделаны и для каких помещений (кухня, ванная) предназначены. Для этого можно использовать стенд с сантехническими устройствами различных конструкций (такой стенд является хорошим объектом для творческого проектирования шестиклассника).
При объяснении учащимся технологии устранения основных неисправностей (перечисленных в учебнике), которые могут возникнуть при работе смесителя, учитель, используя реальную вентильную головку с помощью сантехнических инструментов вымывает все действия, необходимые для устранения этих неисправностей, перечисляет правила безопасности при выполнении ремонтных санитарно-технических работ, акцентируя внимание школьников на то, что перед проведением ремонта сантехнического оборудования в квартире или дома подача воды должна быть отключена.
Говоря об экологических проблемах водоснабжения, учитель сообщает о том, что запасы пресной воды на нашей планете ограничены, поэтому необходимо бережно расходовать воду, контролировать её потребление в квартире или доме путем установки счётчиков расхода воды.
В завершение учитель рассказывает кратко о рабочей профессии слесарь-сантехник.
После изложения теоретического материала учитель проводит фронтальный опрос по следующим вопросам.
Чем смеситель отличается от водопроводного крана?
Каково назначение сальника в вентильной головке?
Как вы думаете, из какого материала изготовляют маховичок вентильной головки смесителя?
Для какой цели предназначен аэратор?
Первичное закрепление знаний и обратная связь
Осуществляются в процессе выполнения задания 26 из рабочей тетради и лабораторно-практической работы № 26 «Изучение и ремонт смесителя и вентильной головки» из учебника.
Работая в парах или малых группах, учащиеся на лабораторном стенде изучают смесители различных конструкций, определяют их назначение, с помощью сантехнических инструментов разбирают и собирают выданный учителем водопроводный кран. Затем в процессе изучения конструкции вентильной головки (п. 3 лабораторно-практической работы) выполняют п. 1 задания 26 из рабочей тетради и переходят к разборке и сборке аэратора.
В рамках выполнения п. 5 лабораторно-практической работы при отсутствии резиновых шайб и прокладок необходимого диаметра к вентилям и кранам ученики самостоятельно размечают их циркулем на листовой резине, вырезают по раз метке ножницами и проделывают отверстия в них с помощью высечек-пробойников (металлических трубок с заточенным острым краем).
После этого учащиеся решают сформулированную учителем ситуационную задачу по ремонту простейшего сантехнического устройства (п. 6 лабораторно-практической работы).
В завершение ученики выполняют п. 2 задания 26 из рабочей тетради. Правильные ответы: 1 — смеситель; 2 — маховичок, 3 — резина; 4 — сантехник; 5 — аэратор.
Примерные критерии оценки качества работы на уроке:
1) правильное выполнение и. 1 лабораторно-практической работы и п. 1 задания 26 из рабочей тетради;
2)безошибочная разборка и сборка водопроводного крана;
3)соблюдение правил безопасной работы;
4)правильные приёмы работы с сантехническими инструментами;
5)безошибочная разборка и сборка аэратора;
6)правильная разметка диаметров изготовляемых резиновых шайб;
7)качественное изготовление резиновых шайб;
8)правильное выполнение п. 2 задания 26 из рабочей тетради;
9)время выполнения заданий;
10) качественный ремонт сантехнического устройства (п. 6 лабораторно-практической работы).
В соответствии с этими требованиями учитель составляет протокол анализа работы учеников по теме урока.
Во время урока учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасного труда при проведении ремонтных санитарно-технических работ. Выявляет ошибки учащихся и указывает пути их устранения.