Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым




(Джонатан Свифт)

 

Уважаемый читатель! Вы не задумывались над таким очевидным фактом, что практически к каждому периоду жизни человека у нас готовят. В детском саду к школе, в школе - к ВУЗу, в ВУЗе – к производственной деятельности. И только к самому сложному периоду жизни, к старости никак не готовят. Вообще, проблемы старости у нас, к сожалению, замалчиваются. И даже слова старость, старый человек стараются заменять другими. Как будто старым быть стыдно. Самый «близкий друг» дома, наш телевизор, всеми данными ему возможностями воспевает молодость, мол, не расстанусь с комсомолом, так буду вечно молодым!

А вот я давно хотела написать о старости, о жизни в старости. Для молодых сейчас людей, для людей среднего и пожилого возраста. И вот время пришло. Я думаю, что имею сейчас на это право. Мне 59 лет, пошел мой последний год перед старостью. Я не боюсь ее, приход ее закономерен.

Я не знаю, каким будет мое поколение и следующее в старости, но сейчас светлых, одухотворенных стариков и старушек я почти не вижу.

Скажу грубо, жестко, но прямо: я сейчас в Петербурге среди старушечьих лиц редко вижу лица одухотворенные. Зато встречаются бабы-Яги «в натуре», где нос и подбородок почти срослись от вечного брюзжания и недовольства, капризные старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке», и даже кабанихи из «Грозы», которые всех готовы казнить и никого, - помиловать, которые не любят молодежь за …, Бог знает за что. Просто они вообще никого не любят.

Но я не буду продолжать. Я не хочу писать статью «ругательную» и грустную. И я пишу не для тех, кто уже выбрал себе роль в старости, я хочу написать для тех, у кого старость еще впереди. И я радуюсь своей старости, ее покою, осмысленности, мудрости.

Старость оправдывает только мудрость. Мудрость – это в первую очередь понимание. Понимание себя и других, понимание жизни и смерти. Мудрость – это снисходительность. Недостатки человека – это его слабости, слаб и грешен человек своей плотью, но силен и нравственен своим духом.

Чем дольше мы живем, тем больше «предает» нас наше тело, То один орган начинает барахлить, то другой. Но не предает нас наша душа, дух, на него и опираться нужно.

Но, чтобы было на что опираться, необходимо его вырастить, выпестовать. Если вы сумели в своей жизни создать свой внутренний мир, вам внешний мир с его неблагополучным бытием не страшен, и что в вашем внутреннем мире все будет зависеть только от вас и не от какого правительства и президента. В вашем внутреннем мире вы сами для себя президент.

Где сейчас те интеллигентные петербурженки, которые и в 90 лет бабушкой не назовешь? Исчезли они как вид. Говорят из-за материальных трудностей. Но ведь материальные трудности материю могут придавить, раздавить, но не дух же! Обманули когда-то наших теперешних стариков: сказали им, что бытие определяет сознание. Вот у них все сознание и заполнилось бытием.

Как много сил женщины тратят на создание своего внешнего мира, мира своей квартиры, дачи, участка. И как непропорционально мало для создания – созидания храма своей души. Послушаешь разговоры женщин в транспорте или по телефону и иногда создается впечатление, что так могли бы разговаривать кошки. Очень подробно с тонким анализом говорят о салатах, пирогах и пончиках, о платьях и магазинах. Причем, спрашивают совета, готовы принять что-то новое, высказывают большой интерес. У нас на ленинградском радио самая популярная воскресная передача – «Скорая кулинарная помощь». Столько звонков! Такой рейтинг!

Но как редко приходится слышать разговоры о духовной пище. Я не имею в виду наши домыслы о Боге, о высшем разуме или еще о чем-нибудь, религиозном. Я говорю о человеческой душе. Мне самой с собой неспокойно, я не удовлетворена своими мыслями, своими чувствами, я не госпожа своим эмоциям. Про это вы часто слышите разговоры? Или разговариваете с кем-нибудь? Вы скажите, что эта тема не для транспорта. Согласна. Но, положа руку на сердце, часто ли вы думаете о развитии своего духа, и где вы больше проводите времени во внешнем мире или во внутреннем?

Я не собираюсь заниматься занудством, уличать вас и читать нотации. Я хочу, вместе с вами, проложить дорогу в светлую, чистую старость, где вам будет уютно и где с вами будет уютно.

Почему бывают так несчастны некоторые люди в старости? Я предложу вам свой ответ: потому что они дети. Да, да, не взрослые люди, а дети. За свою жизнь они не сумели повзрослеть.

Школа жизни, мне кажется, очень похожей на наше образовательное учреждение для детей – школу. В школе нужно учить уроки и жизнь нам предлагает такие же уроки. Тот ученик, который в школе успешно справляется с уроками, получает аттестат зрелости. В школе жизни аттестат нашей зрелости – это наша старость. Какие уроки мы с вами должны выучить, чтобы стать зрелыми – об этом я и хочу поговорить с вами.

Многие ли бывают успешными, успевающими учениками в школе жизни? К сожалению, нет. Больше двоечников. Но ведь на второй год не оставляют, а потому, как и во времена Горация, римского поэта, современника Христа, так и сейчас: «Уметь быть старым – это искусство, которым владеют лишь немногие».

Но я очень надеюсь, что мы с вами овладеем азами этого искусства. Для этого я и пишу.

Вы, наверное, замечали, что в старости люди могут быть похожи на детей; так же капризны, так же обидчивы, так же не умеют занять себя и еще много так же. Инфантильные старики и старухи, что может быть печальнее?

Но я пишу не для них. К сожалению, у таких людей не было потребности душевной работы, и они опоздали, опоздали на всю жизнь. И в этом случае уже так поздно, что это почти никогда.

Последуем совету Ж-Ж Руссо «Молодость – вот время для приобретения мудрости, старость – время для ее применения».

50 лет – юность старости. Вот для «юных» старушек я и пишу и надеюсь, что если вы задумаетесь сейчас о том, как жить потом и будете трудиться, душевно трудиться и духовно расти, то старость для нас и будет временем применения мудрости.

Итак, в дорогу за мудростью, в дорогу к собственному духу.

Мы живем на этом свете для того, чтобы повзрослеть, стать взрослым, стать зрелым. Что же это значит, стать взрослым, зрелым человеком?

Самое главное. Формула счастья для ребенка: «Счастье – то когда тебя понимают». И это так. Потому что ребенок не только других не понимает, но даже и себя. Взрослый же человек счастлив тогда, когда он понимает. Ребенок эгоцентричен и это нормально. Швейцарский психолог Жан Пьеже так определяет эгоцентризм:

- человек как будто внедрен (вкопан) в свою точку зрения. Ему очень трудно, а подчас просто невозможно «встать» на позицию другого человека. Вы тоже, наверное, слышали даже от специалистов: - старушки, как и дети эгоцентричны. Как грустно! Зачем же тогда было жить жизнь?

Взросление – это выход из детского эгоцентризма.

Достигается это просто, но требует постоянного труда. Практика, практика и только практика! Каждый час общения с другим человеком учитесь его понимать. Понимать человека, это значит понимать мотивы его поведения, т.е. внутренних побуждений человека (мотив-мотор). И тогда ваше поведение будет поведением взрослого, зрелого человека. Понимание приведет к тому, что вы не будете зря обижать других, и сами зря не будете обижаться.

Приведу пример (как в учебнике). Этот случай мне рассказала женщина, которой сейчас под шестьдесят, но она до сих пор без обиды не может о нем вспоминать. Катя (Екатерина Алексеевна) родилась в 1944 году, в конце войны. Когда ей было 5 лет, жизнь в после военном и после блокадном Ленинграде была трудной и бедной. Катиной маме, молодой тогда и симпатичной женщине, однажды очень повезло. Ей подарили маленький флакончик настоящих французских духов. В один памятный для маленькой Кати день мама, которая много работала, очень устала и уснула днем. Катя любила и жалела маму и, чтобы маме лучше спалось, и снились ей только красивые сны, девочка вылила духи на ватку и положила маме под нос. Она всем своим маленьким любящим сердцем желала маме добра. Но… Вы догадываетесь, что сделала мама, когда проснулась от приятного, но сильного запаха.

Скажите, вам не случалось наказывать или даже мстить людям, которые имели самые добрые намерения?

Зрелый человек, понимающий человек оценивает поступок другого, учитывая намерения, мотивы человека. Скажите, разве это не правильно, не справедливо?

Понимая другого, мы учимся его беречь. Но понимание другого помогает нам уберечь и себя от ненужных, а часто и пустых огорчений и обид.

Если человек не хотел вас обидеть и нечаянно «наступил вам на больную мозоль», может, стоит подумать и не обижаться на него?

А если кто-то специально сказал вам обидные слова, то зачем же ему делать такой подарок и мучиться болью и обидой?

Я расскажу вам замечательную притчу. Как-то раз Будда проходил через одно селение. А Будда был красивым и светлым человеком. Но не всем нравились его проповеди добра. И вот жители этого селения выскочили и стали бросать ему в лицо оскорбления. Будда слушал и улыбался. И стоял величественный, красивый и спокойный. И тогда изумленные жители остановились и спросили: «Как же так? Мы же обижаем, оскорбляем тебя, это что тебя не трогает? Почему ты так спокоен и улыбаешься?» И Будда в ответ сказал им замечательные слова: «В вашей воле бросать в меня оскорбления, но не в вашей воле заставить меня, их принять. И я не принимаю их, я отдаю их вам обратно. Берите их и несите к себе в селение».

Давайте рассмотрим механизм возникновения обиды. Любой другой человек (не вы) не может «залезть» в ваш организм и дать приказ вашей нейро-эндокринной системе, чтобы она заработала на обеспечение вам чувства. Это делаете сами, потому что только вы можете это сделать. То есть, другой говорит вам: - а сейчас сделай себе больно, обидно, плохо. Вы отвечаете: - слушаюсь, командир! И делаете себе больно, обидно, плохо. Вы считаете, что это разумно?

Ребенка обидеть легко, потому что он еще не понимает того, что можем понять мы с вами. А если можем понять, значит, можем защититься.

Обидчивость – это производная эгоцентризма. Обидчивый человек – это, к сожалению, человек мало душевно трудившийся в жизни.

Наше развитие предполагает вживание, вчувствование, вдумывание в другого человека. Это и есть мудрость – понимание. Это и есть зрелость – понимание и прощение. Это и есть человечность – не ушибить, не обидеть другого. Это и есть цивилизованность – извиниться, если тебе наступили на ногу.

Зрелый человек – это человек самодостаточный. Не тот, кто себя достает, а тот, кому себя достаточно. Достаточно для того, чтобы организовать свою жизнь. Достаточно для того, чтобы занять и развлечь себя. Достаточно для того, чтобы утешить и ободрить себя.

Ребенок (нормальный, здоровый ребенок) плохо переносит одиночество. Даже если он занят игрой, ему нужно, чтобы хотя бы в другой комнате была мама. Если ребенок ушиб коленку он тут же бежит к няне, чтобы она его утешила, подула на коленку, сказала, что все пройдет. Зрелый человек знает сам, что все пройдет, заживет и забудется.

Ребенку нужен взрослый, который его защитит, научит и успокоит.

Но жизнь нас учит самостоятельности. Я могу «стоять» в этой жизни сама. И «идти» сама куда хочу и могу успокоиться, заняться, развлечься и т.д. Но я могу это только в том случае, если, плюсуя годы, духовно росла, личностно зрела, душевно крепла. А если нет, то в моем взрослом (а потом и старом) теле живет младенческая душа. И я все время на ком-то висну, за кого-то цепляюсь, а никто не видит, не понимает, что я – ребенок и жду, что со мной будут няньчиться, принимать за меня решения, забавлять, вытирать слезы… Никто не думает, что я – ребенок и я не думаю. Мне тоже кажется, что я взрослая, зрелая и уже вышедшая в тираж женщина. Но я почему-то не могу быть счастлива в этом мире. А как может быть комфортно ребенку в мире взрослых, где свои законы?

Зрелый человек – это верующий в себя человек. Независимый, уверенный. Независимый от мнения других. Не глупец, который не слышит и не слушает других, а тот, кто, выслушав людей, прислушивается более всего к голосу своей совести. И тот, кто персонально несет ответственность за свои персональные поступки, потому что зрелый человек – это персона. У вас могут быть авторитеты, но своя голова на плечах должна быть обязательно. Сколько людей, столько и мнений. Выслушай все советы, но поступи в соответствии со своим разумом, потому как он тебе не даром Богом дан. Сделай ошибку, но это будет твоя ошибка, твой опыт и твой урок.

И, наконец, зрелый человек – это пытающийся понять и познать себя человек.

Я расскажу еще одну притчу. Однажды один раввин сидел у окна и смотрел на дорогу. Увидел путника и подозвал его. «Скажи, - спросил раввин, - если бы ты нашел кошелек с большой суммой денег, что бы ты сделал?» «О, я бы отдал его владельцу, - быстро ответил путник». «Ты глупец, сказал раввин». Он задал тот же вопрос второму прохожему. Тот ухмыльнулся и сказал: «Я бы взял его себе». «Ты – подлец, - сказал раввин». Подозвал раввин третьего человека и задал прохожему тот же вопрос. И ответил третий путник: «Я бы обратился к Богу, и если бы он дал мне сил, я отдал бы кошелек владельцу». «Ты – мудрец, - сказал раввин».

Мудрость – это понимание, что я – человек. Что не Бог, но и не зверь, а человек. А это согласитесь, может звучать гордо.

 

 

Г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: