по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»




Рабочая программа воспитателя детского сада

 

Рабочая программа характеризует систему организации образовательной деятельности педагога детского сада и является локальным и индивидуальным документом. Локальность документа заключается в создании его для конкретной образовательной организации, а индивидуальность – в том, что разрабатывается педагогами для организации своей деятельности.

Рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий (информационного, технического обеспечения и др.), образовательных потребностей и уровней развития детей педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС ДО.

Требования к структуре рабочей программы для ДОО в нормативных документах не определены. Структурные компоненты рабочей программы должны соответствовать структуре основной образовательной программы и может включать 7 основных структурных элементов: пояснительная записка, содержание рабочей программы, учебно-тематический план, результаты освоения содержания программы детьми, систему мониторинга достижения детьми результатов освоения программы, учебно-методическое и информационное обеспечение программы, список литературы.

Анализ ситуации показывает, что педагогические работники ДОО испытывают серьезные затруднения в составлении рабочей программы по образовательным областям ФГОС ДО. У них возникают вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса в обязательной части содержания образования и содержания, формируемого участниками образовательного процесса, в том числе национально-региональных особенностей его осуществления, а также с расчетом общего объема каждой части.

Рассмотрим разработку такого раздела рабочей программы, как «Учебно-тематический план». В этом разделерабочей программыдолжна фиксироваться последовательность освоения детьми содержания одной или нескольких образовательных областей. Ниже предлагается таблица оформления календарно-тематического плана и дан примерный образец его заполнения в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» на примере реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе на основе тем «Международный женский день» и «Народная культура и традиции» (табл.1). В учебно-тематическом плане в соответствии с ФГОС ДО находит отражение обязательная часть содержания образования, а также содержание, формируемое участниками образовательного процесса, с определением тем, на основе которых решаются развивающе-образовательные задачи. Кроме того, он предусматривает четыре компонента образовательного процесса: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с семьями по реализации образовательной программы детского сада. Из опыта БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.


Таблица 1.

Учебно-тематический план работы

по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

 

месяц тема недели основные направления работы   тема и форма организации образовательной деятельности обязательная часть содержания образования содержание, формируемое участниками образовательного процесса
непосредственно образовательная деятельность   образовательная деятельность в режимные моменты
совместная деятельность педагога с детьми самостоятельная деятельность детей
март Международный женский день (1-7 марта) Развитие продуктивной деятельности (рисование) «Картинка про то, как я дарю маме букет цветов» [6].   Работа в творческой мастерской Обучать детей рисованию фигуры людей, передавая их пропорции и различия по величине (взрослый человек и ребенок). Закреплять умение изображать простейшие движения фигуры. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное.   Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружа­ющего мира.   Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (как постепенно раскрывается утром изакрывается вечером венчик цветка).    
Развитие продуктивной деятельности (аппликация). Развитие детского творчества «Ваза с ветками» [6].   Работа в творческой мастерской   Упражнять детей в вырезывании симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительно-двигательные координации. Воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности.  
Развитие детского творчества По замыслу [6].   Эксперимент с пластическими материалами   Развивать умение задумывать содержание лепки, приемы исполнения и последовательность создания изображения. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество.  
Народная культура и традиции (9-23 марта) Приобщение к изобразительному искусству «Путешествие в страну красивых вещей».   Выставка произведений прикладного искусства [1, с. 79-82]   с участием родителей     Игра «Найди такой же узор». Цель: обучать нахождению определенных узоров (на изделии, иллюстрации, фотографии).   Игра «Что изображает узор». Цель: закрепить смысловое значение чувашских узоров.   Игра «Найди одинаковые узоры». Цель: обучение нахождению одинаковых узоров (на изделии, иллюстрации, фотографии).   Игра «О чем рассказывает масмак». Цель: закрепить знания и представления о духовно-содержательном смысле изделий.   Игра «Отгадай загадку». Цель: обучать соотнесению речевой формы описания предметов с графической формой – орнаментальным рисунком. Дать почувствовать общее впечатление мажорности звучания предметов декоративно-прикладного искусства, созданных чувашским, русским, татарским и др. народами
Приобщение к изобразительному искусству «Радуга и солнце на вышитом холсте (небесный мир на головной повязке «масмак»). Игровая ситуация   [1, с. 89-93]     Подводить детей к пониманию того, что в национальном костюме отображаются представления древних людей о гармонии природы и строении мира, а в чувашской головной повязке «масмак» - представления о небосводе, космосе как верхней сфере Вселенной, в рисунках узоров «масмаков» – место солнца
Развитие продуктивной деятельности (рисование) «А у солнышка лучи ясные».   Работа в творческой мастерской [2, с. 35-37]       Обучать детей созданию образа-символа чувашского узора, изображающего солнце    
Развитие продуктивной деятельности (рисование) «Красота земного мира в узорах на головной повязке «масмак».   Работа в творческой мастерской [1, с. 93-97]       Продолжать подводить детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке «масмак» отображаются представления древних людей о красоте природы, небесном и земном мирах, строении мира и отношения к нему. Познакомить со смысловым значением чувашских узоров, изображающих животных
Развитие продуктивной деятельности (рисование) «Животные, повернувшие назад головы».   Работа в творческой мастерской [2, с. 58-60]       Обучать созданию образов-символов чувашских узоров, изображающих животных
Развитие продуктивной деятельности (рисование) «Звери у крутой горы».   Работа в творческой мастерской [3, с. 64-65]       Обучать созданию орнаментального образа по мотивам головной повязки «масмак» путем повторения и чередования образов-символов узоров в строгой их очередности в четырех частях полосы бумаги
Развитие детского творчества «Как бы чуваши узорами создали картину летнего солнечного дня». Работа в творческой мастерской [4, с. 39-41]   с участием родителей     Игра «Составь из чувашских узоров картину «Солнце красное восходит» и др. Цель: обучение поиску и нахождению удачных вариантов орнаментальной композиции. Побуждать детей к самостоятельному созданию геометризированного орнаментального образа по конкретному содержанию путем повтора, вариации и импровизации знакомых образов-символов чувашского декоративно-прикладного искусства

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: