1. Экономическая теория включает в сферу своего изучения:
а) только рыночную экономику;
б) все системы, кроме плановой экономики;
в) все экономические системы;
г) все системы, кроме переходной экономики.
2. Основные вопросы экономики:
а) что? б) сколько? в) когда? г) как? д) где? е) для кого? ж) почему?
3. В сферах экономической деятельности определяющее значение имеет:
а) потребление; б) производство; в) распределение; г) обмен.
4. Какая из предложенных школ, какой концепции придерживается – 1) классическая политэкономия, 2) марксизм, 3) меркантелизм, 4) маржинализм:
а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;
б) изучение сферы производства, в которой создаётся производство;
в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства;
г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.
5. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, - это:
а) меркантелисты; б) физиократы; в) маржиналисты; г) марксисты.
6. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:
а) кейнсианства; б) монетаризма; в) марксизма.
7. Определите относящееся к микро (-) и макроэкономике (+):
а) тяготеет к стабильности;
б) тяготеет к динамике;
в) тяготеет к равновесию;
г) тяготеет к росту;
д) подчиняется принципу рыночной целесообразности;
е) подчиняется принципу социального эффекта;
ж) субъектами являются фирма;
з) субъектами являются домохозяйство;
и) субъектами являются государство.
8. Определите, где позитивные (-) и нормативные (+) суждения:
а) низкие цены на бензин приводят к большому потреблению бензина;
б) цены на хлеб должны быть низкими;
в) бедные не должны платить налоги;
г) ограничения ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;
д) увеличение пошлин на иномарки повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;
е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;
ж) устранение дефицита госбюджета приведёт к уменьшению процентных ставок.
9. Назовите элементы синтеза (-) и анализа (+) в методе экономической теории:
а) расчленение исследуемого явления на составные части;
б) переход мышления от конкретного к абстрактному;
в) соединения родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;
г) переход от абстрактного к конкретного.
10. Потребность есть:
а) свойство социального субъекта; б) его состояние; г) процесс; д) всё перечисленное.
11. Разграничьте (м) материальные, (д) духовные и (с) социальные потребности:
а) одежда;
б) ремонт автомобиля;
в) участие в городском субботнике;
г) консультация юриста;
д) жильё;
е) потребность фирмы в автотранспорте;
ж) благотворительность;
з) удаление аппендикса;
и) посещение филармонии;
к) посещение лекций по архитектуре.
12. Ограниченность означает, что:
а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди;
б) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство;
в) люди мало производят и много потребляют.
13. «Экономическими» благами являются:
а) выпеченный хлеб; б) деревья в лесу; в) мебель в магазине; г) уголь в недрах земли.
14. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:
а) полном использовании всех ресурсов и неизменной технологии;
б) неполном использовании трудовых ресурсов;
в) изменении количества применяемых ресурсов.
15. Воспроизводство – это:
а) единичный акт движения продукта по фазам производства, распределения, обмена и потребления;
б) постоянный кругооборот продукта по фазам общественного производства.
16. Разграничьте средства (с) и предметы (п) труда:
а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;
б) полезные ископаемые, данные природой;
в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;
г) знания, дороги, каналы;
д) сырьё, поступающее в дальнейшую обработку.
17. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только, сокращая производство другого. Такая система будет называться:
а) эффективной; б) не эффективной; в) административно-командной; г) экономическим кризисом.
18. Что можно считать процессом производства:
а) добыча полезных ископаемых;
б) перевозка радиоактивных отходов;
в) спекуляция;
г) поиск покупателями дефицитных продуктов.
19. Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая мера будет самая эффективная:
а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;
б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;
в) увеличить капитальные вложения;
г) уменьшить затраты на образование.
20. Товарное производство – это:
а) изолированное хозяйство, не прибегающее к обмену;
б) хозяйство, основанное на разделении труда по полу и возрасту людей, удовлетворяющих свои потребности собственным трудом;
в) общественное хозяйство, в котором продукты производят обособленные производители, специализирующиеся на выработке какого-либо одного продукта и прибегающие для удовлетворения своих потребностей к обмену.
21. Какое утверждение искажает суть товарного производства:
а) товарное производство существует только при наличии разделения труда;
б) товарное производство предполагает производство продукта для удовлетворения потребностей самого производителя;
в) товарное производство невозможно без обмена;
г) товарное производство предполагает производство продуктов, в которых нуждаются потребители?
22. Альтернативная стоимость строительства новой школы это:
а) затраты на наём учителей для новой школы;
б) стоимость строительства школы в будущем;
в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строительства новой школы.
23. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:
а) размер стипендии;
б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учёбу;
в) затраты родителей на содержание студентов.
24. Верны ли следующие утверждения:
а) трансакционные издержки уменьшаются по мере развития общества (да, нет);
б) чем сильнее развито в стране взяточничество, тем ниже трансакционные издержки бизнеса (да, нет);
в) использование торговых марок (брендов) способствует сокращению трансакционных издержек на измерение (да, нет).
25. Отметьте пункт, не характеризующий правовой аспект отношений собственности:
а) пользование; б) владение; в) покупка; г) распоряжение.
26. Разграничите субъекты (с) и объекты (о) собственности:
а) земля под виноградником;
б) АО «Земмаш»;
в) здание Университета;
г) фермер И.Ф. Сидоров;
д) бриллиант «Чёрный принц»;
е) государственное страховое общество;
ж) частное страховое общество;
з) ленинградская атомная станция.
27. Частная собственность – это форма юридического закрепления за гражданином прав:
а) владения и применения какого-нибудь имущества;
б) пользования и распоряжения каким-либо имуществом;
в) применения и распоряжением каким-либо имуществом;
г) владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом.
28. В правомочия арендатора не входит:
а) владение арендованным имуществом;
б) пользование арендованным имуществом;
в) отчуждение арендованного имущества.
29. Администрация города под давлением «зелёных» решила закрыть химический завод. Об использовании какого правомочия это свидетельствует:
а) право владения; б) право распоряжения; в) право на запрещение вредного использования.
30. Что является наиболее важным для рыночной экономики:
а) эффективные профсоюзы;
б) всеобщее государственное регулирование;
в) взвешенные действия предпринимателей;
г) активная конкуренция на рынке?
31. Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике:
а) социальные гарантии; б) деньги; в) услуги специалистов мирового уровня; г) интеллектуальные товары?
32. Что является постоянным дефицитом в командной экономике:
а) деньги; б) ресурсы; в) товары и услуги; г) интеллектуальные товары?
33. Какое из нижеперечисленных утверждений неверно характеризует натуральное хозяйство:
а) в условиях натурального хозяйства всё, что нужно человеку для жизни, он производит сам;
б) в условиях натурального хозяйства произведённый продукт не подлежит обмену;
в) в условиях натурального хозяйства возникает тесная зависимость производителей друг от друга;
г) натуральное хозяйство отличается очень низкой результативностью (произведённого продукта едва хватает, чтобы удовлетворить потребности производителя)?
34. Основными признаками традиционной экономики является:
а) приоритет сферы услуг;
б) господство крупной частной собственности;
в) использование новейших технологий в экономике;
г) всё перечисленное неправильно.
35. Современная российская экономическая система – это:
а) традиционная экономика:
б) социально ориентированная смешанная рыночная экономика;
в) переходная экономика;
г) командная плановая экономика.
36. Характеристиками свободного рыночного хозяйства выступают:
а) неограниченное число участников конкуренции;
б) свободный доступ к рыночной информации;
в) ограниченная роль правительства в экономике.
37. Основной недостаток рыночной организации:
а) товарно-денежная сбалансированность;
б) экономическое и правовое равенство субъектов;
г) свободный доступ на рынок;
д) не способен решать социальные вопросы.
38. Что из нижеперечисленного Вы относите к товарным деньгам:
а) вексель; б) серебро; в) банкноту; г) шкуру зверя; д) золото; ж) бумажные деньги?
39. Какую функцию денег может выполнить бартер:
а) меры стоимости; б) средства обращения; в) средства платежа; г) средства накопления?
40. Какая функция денег свидетельствует об их абсолютной ликвидности:
а) меры стоимости; б) средства обращения; в) средства платежа; г) средства накопления?
Будьте внимательны!