Программа междисциплинарного Государственного экзамена по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»
Макро-, микроэкономические процессы
1. Основные макроэкономические показатели, их взаимосвязь и значение. Методы определения ВНП.
2. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Кривые совокупного спроса и предложения.
3. Макроэкономическое равновесие в модели «Совокупный спрос–совокупное предложение».
4. Макроэкономическое равновесие в модели «I - S». Потребление, сбережения, инвестиции, их экономическая роль и взаимосвязь.
5. Макроэкономическое равновесие в модели «Национальный доход – совокупные расходы» («Кейнсианский крест»).
6. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению, их взаимосвязь. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости.
7. Сущность и функции денег. Структура денежной массы. Понятие денежного рынка. Спрос денег, его виды. Предложение денег. Кривые спроса и предложения. Равновесие на денежном рынке.
8. Экономическая нестабильность и ее следствия: безработица и инфляция. Кривая Филлипса. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Антиинфляционная политика.
9. Экономический рост. Показатели экономического роста. Модель Харрода – Доммара. Значение темпов экономического роста. Факторы роста.
10. Рынок труда. Кривые спроса и предложения труда. Равновесие на рынке труда. Эффект замещения и эффект дохода на рынке труда.
11. Рынок земельных ресурсов и земельная рента.
12. Капитал, как фактор производства. Рынок капитала.
13. Проблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
14. Спрос, предложение, рыночная цена. Эластичность спроса и предложения. Перекрестная эластичность.
15. Цена и объем производства в условиях совершенной конкуренции.
16. Виды несовершенной конкуренции, их организационное и экономическое отличие. Предельные издержки. Предельный доход. Максимизация прибыли.
17. Потребительское поведение. Закон убывающей полезности. Кривые безразличия и бюджетные линии.
18. Альтернативные издержки. Закон возрастания альтернативных затрат.
19. Экономические или вмененные издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
20. Мировое хозяйство и национальная экономика. Структура мирового хозяйства. Основные формы и особенности экономических отношений в мировом хозяйстве.
21. Фактороемкость внешней торговли. Парадокс В. Леонтьева. Внешняя торговля, доходы и занятость. Изменение «Условий торговли». Эффект усиления.
22. Прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ). Формы и экономические последствия ПЗИ.
23. Актуальные проблемы социально-экономического развития региона.
24. Специальные зоны как форма региональной политики. СЭЗ.
25. Экономико-правовое содержание СЭЗ в Калининградской области.
26. Налоги: виды, структура, функции. Кривая Лаффера.
27. Государственное регулирование экономики: понятие, объекты средства.
28. Доходы и их измерения. Структура денежных доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
29. Банки и их функции. Банковские операции.
30. Фондовый рынок.Виды ценных бумаг и операций с ними. Биржевые индексы и котировки.
Экономико-финансовый анализ
1. Основные черты и особенности лизинга. Механизм лизинговой сделки.
2. Определение потребности и разработка плана закупок материальных ресурсов.
3. Стратегия и политика ценообразования товаров в оптовом предприятии.
4. Организационные формы и методы сбыта товаров.
5. Определение экономически оптимального объема заказа, необходимого для формирования запаса. Вывод формулы Уилсона.
6. Управление многономенклатурными запасами. Методы АВС, ХУZ
7. Основные задачи логистики складирования. Принятие решения о приобретении склада в собственность или использование складов общего назначения.
8. Цена и ее экономическая ценность. Виды цен, их характеристика. Принципы ценообразования.
9. Равновесная цена, ценовая эластичность. Факторы, воздействующие на уровень цен. Государственное регулирование цен. Конкурентная среда, ценовая конкуренция.
10. Методология и методы ценообразования. Порядок расчета цены. Затраты, включаемые и не включаемые в себестоимость. Группировка затрат по экономическому содержанию.
11. Понятие маркетинга, основные этапы развития. Основные функции маркетинга.
12. Виды маркетинга, характерные для различного состояния спроса. Условия применения ремаркетинга и демаркетинга.
13. Маркетинговая деятельность предприятия, соответствующая каждому этапу жизненного цикла товара.
14. Линейное моделирование: цели, задачи. Алгоритм решения задач.
15.Сетевое моделирование. Алгоритмы, применяемые для решения задач.
16. Миссия и система стратегических целей развития коммерческой организации. Основные требования предъявляемые к целям.
17.Сущность и основные задачи бухгалтерского учета. Финансовый и управленческий учет. Их содержание и особенности.
18.Основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Положения по бухгалтерскому учету, действующие в РФ.
19. Бухгалтерский баланс, его строение. Изменение баланса под влиянием хозяйственных операций. Бухгалтерская отчетность, ее состав и содержание, значение.
20. Методы прогнозирования коммерческой деятельности.
21. Функции менеджмента.
22.Внутренняя и внешняя среда организации.
23. Понятие и сущность биржевых сделок
24. Брокерская фирма и ее место на бирже
25. Организация денежного оборота в РФ. Основные формы безналичных расчетов. Роль и функции кредита в экономике государства.
26. Экспертиза товаров: основные понятия, методы, средства.
27.Виды товарной экспертизы: классификация, объекты, субъекты, порядок проведения.
28.Эвристические методы товарной экспертизы: физиолого-психологические основы органолептической оценки качества.
29.Оценка конкурентоспособности объектов в предпринимательской деятельности с использованием сравнительно-нормативных моделей.
30. Принятие предпринимательских решений в коммерции.
Коммерция на рынке потребительских товаров
1. Процесс товародвижения. Основные звенья технологической цепи товародвижения. Товарные склады. Назначение, классификация, оценка эффективности.
2. Организация торгово - технологического процесса в розничной торговле.
3. Правовая характеристика и особенности важнейших видов договоров, применяемых в предпринимательской деятельности (2 - 3 договора)
4. Особенности анализа финансового состояния коммерческого предприятия.
5. Анализ финансовых результатов коммерческих предприятий.
6. Обязательная и добровольная сертификация.
7. Государственный метрологический контроль и надзор, ответственность за нарушение метрологических правил и норм.
8. Особенности торговли результатами научно-технической деятельности.
9. Торговые обычаи- международные коммерческие термины (Инкотермс 2000).
10. Использование методов криптографии и стеганографии для защиты информации в компьютерных сетях
11. Электронная коммерция в индустрии услуг (Интернет-страхование, Интернет- трейдинг, туристические компании в сети Интернет)
12. Технология приобретения товара в интернет-магазинах
13. Керамические бытовые товары.
14. Ткани: факторы формирующие потребительские свойства и классификация ассортимента.
15. Классификация внешнеторговых операций.
16. Международные транспортные операции.
17.Технология SWOT-анализа. Матрицы возможностей и угроз.
18.Основные этапы разработки стратегии коммерческой деятельности торгового предприятия.
19. Предпринимательский договор, его структура и содержание.
20. Ассортимент товаров: классификация, характеристика свойств и показателей.
21.Сертификация: основные понятия, цели и принципы, формы.
22. Бытовые изделия из пластмасс: виды, классификация и состав пластмасс, классификация и характеристика ассортимента изделий из пластмасс.
|