Сложение и вычитание без перехода через десяток
(«Математика. 1 класс», часть 2, с. 63-64», УМК «Перспектива»)
Миракова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, автор учебников «Математика, 1- 4 классы» УМК «Перспектива» |
Основным объектом познавательной деятельности на этом уроке будет способ выполнения арифметического действия - сложения и вычитания вида 14 + 2, 18 - 5. Ребенок будет учиться моделировать изучаемые алгоритмы действий с помощью счетных палочек, разрезных фигур или графических схем.
Для того чтобы ребенок настроился на изучение нового и с желанием включился в работу, каждое занятие математикой полезно начинать с интеллектуальной разминки в форме диалога, когда взрослый-ведущий задает вопросы, а ребенок отвечает. В этом случае важно отдавать предпочтение несложным устным заданиям на логику рассуждений, внимание и сообразительность.
Интеллектуальная разминка.
1) Считай от 5 до 17, присчитывая по 1. Есть ли среди этих чисел: а) сумма чисел 10 и 8? б) разность чисел 9 и 3? В) число, которое на 10 меньше 15?
2) Вставь вместо пропусков такие числа, чтобы записи стали верными.
16 – □ = 10 2 + 7 – □ = 5 10 – 8 + □ = 6
3) Расположи карточки в порядке увеличения значений величин.
4) В конверте лежали 2 большие марки и 8 маленьких. Из него взяли 6 марок. Сколько марок осталось в конверте?
5) Какая фигура лишняя? Объясни почему?
Изучение нового материала.
На столе перед ребенком лежит один десяток палочек и палочки россыпью.
Покажите ребенку карточку с числом 14.
— Прочитай число, записанное на карточке. Сколько десятков в числе 14? (Один десяток.) Сколько отдельных единиц в этом числе? (4 единицы.)
— С помощью палочек отложи на столе число 14. (Ребенок откладывает 1 десяток и 4 единицы.)
— А теперь прибавь к 14 палочкам ещё 2 палочки. Куда ты положишь 2 палочки, к десятку или палочкам россыпью (К палочкам россыпью).
— Сколько получилось отдельных палочек? (6.)
— Сколько всего палочек у нас получилось? (16.)
Покажите ребенку запись хода решения этого примера, объясняя каждое действие. Ребенок выполняет эту запись в тетради:
14 + 2 = 16
4 + 2 = 6
10 + 6 = 16.
Далее аналогично можно рассмотреть пример на вычитание вида 18 – 5.
3. Работа по учебнику (ч. 2, с. 63-64).
Упр. 2, с. 63. Предложите ребенку рассмотреть отдельно каждый рисунок в рамке, записи под ними и объяснить, как выполнили сложение и вычитание.
Упр. 3, с. 63. Предложите ребенку первые две строки примеров выполнить устно, а последнюю строчку примеров - с записью в тетради и объяснением. В данном случае можно ограничиться краткой записью: пример и ответ.
Упр. 4—5, с. 63. В случае затруднений, предложите ребенку проиллюстрировать в тетради условие задачи с помощью счетных палочек.
Упр. 8, с. 64. Это задание направлено на закрепление знания нумерации чисел второго десятка и изученных способов сложения без перехода через десяток. Ребенок должен уметь различать фразы всего монет и всего рублей. Работу с этим упражнением можно провести в форме беседы.
Упр. 9, с. 64. Это упражнение служит развитию умений находить и исправлять ошибки, выполнять проверку действий.
Чтобы убедиться, что ребёнок усвоил материал урока, предложите ему выполнить задание: «Вычисли сумму и разность чисел 15 и 3».