Сложение и вычитание без перехода через десяток




Сложение и вычитание без перехода через десяток

(«Математика. 1 класс», часть 2, с. 63-64», УМК «Перспектива»)

Миракова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, автор учебников «Математика, 1- 4 классы» УМК «Перспектива»

Основным объектом познавательной деятельности на этом уроке будет способ выполнения арифметического действия - сложения и вычитания вида 14 + 2, 18 - 5. Ребенок будет учиться моделировать изучаемые алгоритмы действий с помощью счетных палочек, разрезных фигур или графических схем.

Для того чтобы ребенок настроился на изучение нового и с желанием включился в работу, каждое занятие математикой полезно начинать с интеллектуальной разминки в форме диалога, когда взрослый-ведущий задает вопросы, а ребенок отвечает. В этом случае важно отдавать предпочтение несложным устным заданиям на логику рассуждений, внимание и сообразительность.

 

Интеллектуальная разминка.

1) Считай от 5 до 17, присчитывая по 1. Есть ли среди этих чисел: а) сумма чисел 10 и 8? б) разность чисел 9 и 3? В) число, которое на 10 меньше 15?

 

2) Вставь вместо пропусков такие числа, чтобы записи стали верными.

16 – □ = 10 2 + 7 – □ = 5 10 – 8 + □ = 6

 

3) Расположи карточки в порядке увеличения значений величин.

4) В конверте лежали 2 большие марки и 8 маленьких. Из него взяли 6 марок. Сколько марок осталось в конверте?

 

5) Какая фигура лишняя? Объясни почему?

 

Изучение нового материала.

На столе перед ребенком лежит один десяток палочек и палочки россыпью.

Покажите ребенку карточку с числом 14.

— Прочитай число, записанное на карточке. Сколько десятков в числе 14? (Один десяток.) Сколько отдельных единиц в этом числе? (4 единицы.)

— С помощью палочек отложи на столе число 14. (Ребенок откладывает 1 десяток и 4 единицы.)

— А теперь прибавь к 14 палочкам ещё 2 палочки. Куда ты положишь 2 палочки, к десятку или палочкам россыпью (К палочкам россыпью).

— Сколько получилось отдельных палочек? (6.)

— Сколько всего палочек у нас получилось? (16.)

Покажите ребенку запись хода решения этого примера, объясняя каждое действие. Ребенок выполняет эту запись в тетради:

14 + 2 = 16

4 + 2 = 6

10 + 6 = 16.

Далее аналогично можно рассмотреть пример на вычитание вида 18 – 5.

3. Работа по учебнику (ч. 2, с. 63-64).

Упр. 2, с. 63. Предложите ребенку рассмотреть отдельно каждый рисунок в рамке, записи под ними и объяснить, как выполнили сложение и вычитание.

Упр. 3, с. 63. Предложите ребенку первые две строки примеров выполнить устно, а последнюю строчку примеров - с записью в тетради и объяснением. В данном случае можно ограничиться краткой записью: пример и ответ.

Упр. 4—5, с. 63. В случае затруднений, предложите ребенку проиллюстрировать в тетради условие задачи с помощью счетных палочек.

Упр. 8, с. 64. Это задание направлено на закрепление знания нумерации чисел второго десятка и изученных способов сложения без перехода через десяток. Ребенок должен уметь различать фразы всего монет и всего рублей. Работу с этим упражнением можно провести в форме беседы.

Упр. 9, с. 64. Это упражнение служит развитию умений находить и исправлять ошибки, выполнять проверку действий.

Чтобы убедиться, что ребёнок усвоил материал урока, предложите ему выполнить задание: «Вычисли сумму и разность чисел 15 и 3».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: