Методика тренировочного процесса
Методика разрабатывается для разных категорий учащихся и задача тренера максимально полно раскрыть и реализовать возможности ученика.
Суть данной методики – постановка удара. Правильный удар – это удар позволяющий игроку забивать (сыгрывать) намеченные шары с полным контролем битка. Правильный удар великолепен по размеру и безупречен по направлению. Правильный удар – это основное оружие спортсмена бильярдиста. Правильный удар можно сравнить с оружием стрелка. Чем лучше оружие – тем точнее стрельба, если оно в руках мастера.
Какими путями можно реализовать задачу постановки удара? Методичными, цикличными тренировками. Занятия по постановке удара должны занимать до 40-50% тренировочного цикла(каждой тренировки). Удар должен тренироваться по следующим основным параметрам:
- размер удара(его сила),
- прямолинейность,
- качество (остановка битка, накат, оттяжка).
Большое значение в процессе тренировок имеет:
- знакомство с историей бильярда;
- изучение технических характеристик бильярдного инвентаря – стол, кий, шары, машинки и т.д.;
- изучение правил существующих игр на бильярде;
- знание о порядке проведения спортивных соревнований и правах и обязанностях их участников;
- знакомство с бильярдным этикетом и его реализацией;
Эти знания во многом помогут в формировании специфического бильярдного интеллекта у спортсмена.
Особое внимание следует уделять вопросам:
- общефизическая подготовка, правильное питание, здоровый образ жизни;
- психологическая готовность – настрой на результат, анализ и преодоление ошибок;
- ведение статистики тренировочной работы, итогов участия в соревнованиях, эмоционального состояния.
Для эффективного проведения тренировочных занятий тренер должен составить план проведения тренировки.
Мы рекомендуем:
Тренировки с начинающими спортсменами проводить 3 – 5 раз в неделю, продолжительность каждой 1.5-2 часа – не более.
Для детей и взрослых, имеющих начальный уровень, соответствующий 1 юношескому и 3 взрослому разряду тренировочный режим – 5 раз в неделю по 1.5 часа.
Для спортсменов уровня 1-2 взрослых разрядов - ежедневные 2-3 часовые занятия с обязательным выходным днем – например понедельник.
Для профессиональных спортсменов уровня КМС и МС необходимы ежедневные 2 разовые тренировки 5 дней в неделю. Спортсмену в обязательном порядке нужно планировать Учебно тренировочные сборы не реже 1 раза в квартал – 4 раза в год, с полным погружением в тренировочный процесс. Это необходимо и при подготовке к ответственным соревнованиям. Оптимален 7 дневный цикл подготовки с специальной программой подготовки к планируемым турнирам.
Для всех категорий занимающихся мы рекомендуем тренировочное время планировать по следующей схеме:
45% времени – Обязательная программа – упражнения по постановке удара и его качеству;
45% - Произвольная программа- работа над ошибками, сыгрывание шаров, игра с машинкой, чужой рукой, отыгрыши,- на усмотрение тренера.
10% - беседа с спортсменом, разбор игровых ситуаций, планирование тренировок, аутогенные занятия и т.д.
Школа рекомендует следующие планы тренировок.
1. Для детей и взрослых начального уровня:
Продолжительность занятия – 1,5 часа.
1. 10 минут – изучение истории, инвентаря, правил и оборудования.
2. 10 минут – отработка стойки игрока. Стойка должна быть максимально удобна занимающемуся (снукерная – низкая, Лемана – высокая, средняя по высоте головы. Задача тренера – совместно с учеником выбрать оптимальный вариант стойки)
3. 30 минут – постановка удара по компонентам
- размер - сила удара. Для удобства вводим понятие удара по размеру: 1 борт, 2 борта, 3 борта. Расстояние в 1 борт – одна длина стола от точки до противоположного короткого борта – примерно 3 метра на 12 ф. столе. Для формирования мышечной памяти необходимо делать по 15-20 повторений на каждое упражнение. Правильно выполненное упражнение когда не менее 3-5 ударов из 15 – зачетные – т.е биток вплотную к короткому борту или на расстоянии когда между битком и бортом не проходит другой шар.
- прямолинейность удара – удар битком в средние и угловые лузы. Применять серии по 5 ударов в каждую из луз. Задача в упражнении - забить 4 из 5 шаров.
4. 20 минут - отработка основных ударов: клапштос, накат, оттяжка – в средние лузы. Серии по 30 ударов. Не ставится цель сыгрывания шаров. Особое внимание – качеству исполнения удара.
5. 15 минут – игровые упражнения на сыгрывание шаров. Забить все 16 шаров в любые лузы. Причем можно забивать и прицельные шары и битки. Желательно проводить это упражнение с 2- мя и более участниками, развивая дух соперничества.
6. 5 минут – для уборки стола, шаров, очистки от мела сукна, бортов.
Анализ тренировки и рекомендации тренера каждому ученику.
Обязательно 1 раз в 2 недели проводить тест для учеников по схеме:
Размер удара
- 1 борт- 10 попыток,задача 2 зачетных удара
-2 борта – 10 попыток, задача 2 зачетных удара
-3 борта - 10 попыток, задача 2 зачетных удара
Прямолинейность
- в средние лузы – 10 ударов. Зачет – 8 сыгрываний.
- в угловые лузы – 10 ударов. Зачет – 6 сыгрываний