Музыкальная культура Древнего мира




Эпоха Древности делится на 3 исторических периода:

  1. архаический
  2. древний
  3. античный

 

О культуре 1-го, архаического периода (т.е., культуре первобытного строя) ученые узнают на основании археологических раскопок, по отдельным образцам искусства, а также, изучая жизнь современных племен и народов, которые находятся на первобытной стадии развития.

Что же они выяснили?

Для древнего человека мир казался целым и неделимым. Все в этом мире было для них одинаково важным: движение светил, дела общины и нужды собственного тела. Такое сознание называется синкретичным (от слова «синкретизм» - неразрывное целое).

Человек ощущал себя важной частью мироздания и считал, что он может влиять на силы природы (на богов. на духов). С этой целью люди совершали магические обряды (ритуалы), в которых участвовала вся община. Обряд тоже был синкретичным. т.е. в нем были неразрывно связаны театральное действо, танец, пение, игра на музыкальных инструментах, ритуальная одежда, маски, а также жесты, мимика и т.п.

Обязательным элементом обрядов был ритуальный смех. По представлениям наших предков он укреплял здоровье, уберегал от смерти, воскрешал мертвых, увеличивал урожайность, приплод скота. Т.е., смеху придавали магическое значение.

Смех вызывали разными способами: выворачивали наизнанку одежду, мужчины наряжались женщинами (и наоборот), совершались нелепые действия, использовали ритуальные ругательства и т.д.

Музыка была частью обряда и как другие виды искусства находилась в зачаточном состоянии. Сначала, одновременно с речью зародилось пение. В основном это было хоровое одноголосие без инструментального сопровождения (монодия).

Характерные черты древнего пения:

1. Это были небольшие попевки

2. Они много раз повторялись – точно или с небольшими изменениями (варьированием).

3. Попевки имели небольшой диапазон.

4. В них было несколько устоев (это звуки, которые чаще повторялись, звучали в начале и в конце попевки, а также самые низкие звуки).

5. Для древнего пения характерен бесполутоновый звукоряд.

6. Искусство пения в древности развивалось от экмелики (скользящего интонирования) к пению с точной высотой звука.

 

В древности начинается процесс формирования песенных жанров, который завершится в более поздние эпохи.

В этот период зарождается и примитивная инструментальная музыка. Сначала, вероятно, возникли ударные инструменты, затем духовые, еще позже – струнные.

 

2-й период – древний – начинаетсяс момента образования первых государств: Вавилона, Урарту, Ассирии, Палестины, Египта, Финикии (приблизительно 4-3 тысяч. до н.э.). Здесь развиваются ремесла, торговля, зарождается и достигает небывалых высот наука (астрономия и астрология, математика, акустика).

В культуре начинается постепенное разрушение синкретизма, целостного обряда. Начинают формироваться отдельные виды искусства. Происходит разделение искусства на народное, светское, храмовое.

Основой музыки все еще является хоровая монодия, но существует и сольное пение. Рождается 2 новых исполнительских приема: антифонное пение (чередование соло и хора) и респонсорное пение (чередование двух хоровых групп). Впоследствии они повлияют на рождение сольного концерта и concerto grosso.

Инструментальная музыка всегда сопровождает пение.

Известным поэтом и музыкантом Древности был царь Давид, автор знаменитых псалмов (псалмы Давида), которые до сих пор исполняют в христианской церкви.

В то время уже умели записывать музыку. В Египте существовала иероглифическая нотация, в Индии – слоговая (са, ри га, ма, па, дха, ни).

В Древний период зарождается музыкальная наука, которая утверждает, что музыка тесно связана с законами космоса.

Вершина культуры эпохи Древности – 3ий, античный период. В основном это культура Греции и Рима.

Культура Др.Греции – это культура гуманистическая, т.е. обращенная к человеку. В ее центре – образ совершенного, гармоничного человека. Его воспели, например, скульпторы – Фидий, Мирон, Пракситель.

Очень развита была архитектура. Выдающихся высот достигла литература («Илиада», «Одиссея» Гомера). Огромное влияние на греческое искусство оказала мифология.

Музыка считалась великим даром богов, ее покровителем – Аполлон (сын музы Каллиопы и бога Зевса). Он изображался с кифарой, был создателем организованной, гармоничной музыки. Отсюда возник термин «аполлоническое искусство», которое противопоставляется «дионисийскому» искусству – стихийному, страстному, праздничному. Дионис – бог виноделия и праздничного веселья.

До нашего времени дошла запись только 11 музыкальных образцов. Это запись старинная, которая поддается расшифровке с большим трудом.

Но о музыке много говорится в древних мифах и литературных произведениях. Известны мифы

– об Аполлоне и Марсии

– о Пане и Сиринге

– об Орфее и Эвридике

Из «Одиссеи» мы узнаем о появлении профессиональных творцов и исполнителей музыки. Их называли аэды и рапсоды. Это Демодок, Фемий, Марсий, Орфей.

На острове Лесбос слагали любовные стихи поэтесса Сафо, поэты Алкей, Анакреон. Они пропевали их под аккомпанемент лиры, поэтому стихи называли лирическими. Иногда это были др. струнные инструменты: кифара, форминг.

Были развиты в Греции духовые инструменты: флейта, флейта Пана (сиринга), авлос (типа гобоя), водяной орган (гидравлос); ударные инструменты: тимпан, кимвалы.

Наиболее благородными считались струнные инструменты (духовые искажали лица – миф об Афине).

Самостоятельная инструментальная музыка порицалась: инструменты должны были аккомпанировать пению.

В Греции были очень распространены «мусические» состязания между певцами-солистами, хорами, инструменталистами. Они подготовили современные конкурсы. В 586 году до н.э. победителем пифийских игр в честь Аполлона Дельфах стал авлет Сакад из Аргоса. Он исполнил первую в музыкальной истории программную пьесу «О борьбе Аполлона с Пифоном».

Греческая культура продолжала оставаться синкретичной. Существовало множество массовых обрядов, например, дионисии, спондии (обряды жертвоприношения).

Музыка была частью театральных представлений – трагедий и комедий. Трагедии выросли из праздничных дифирамбов (обряд, посвященные Дионису). Высшие образцы связаны с именами Эсхила, Софокла, Еврипида (это были одновременно поэты, драматурги, музыканты, актеры). Представления разыгрывали в специально построенных помещениях под открытым небом, они имели вид амфитеатра. Пьеса разыгрывалась на специальной площадке (скене), на особой площадке под названием «орхестра» располагался хор. В нем пели мужчины-любители (12-15 человек). Хор комментировал происходящее на скене. Было в трагедии и сольное пение в сопровождении инструментов (чаще авлоса). Слово комедия переводится как «песня гуляк». Исток – также культ Диониса. Это очень веселое представление, его герои – простые люди. Самый известный автор – Аристофан. Особое значение в комедии имел хоровой танец.

В Др.Греции была широко развита музыкальная наука. Аристотель, к примеру, рассматривал музыку как средство воспитания молодежи, гимнастику для души. Он создал учение об этосе, т.е. о нравственном (этическом) воздействии на человека элементов музыкального языка. Есть лады, регистры, интервалы, тембры, которые воспитывают хорошие качества в человеке, есть те, что действуют на него плохо. Например, низкий регистр – благородный, высокий воспитывает пустоту души, широкие интервалы – широту души, струнные инструменты полезные, духовые – будят страсти; дорийский лад воспитывает стойкость, фригийский – лад оргий, праздников, разжигает страсти, не рекомендуется молодому поколению. Лады имели те же названия, что и сейчас, но имели другой интервальный состав (путаница произошла в Средневековье) и строились сверху вниз. Существовали диатонические лады, хроматические (в основном полутона) и энгармонические (с использованием четверть тонови энгармонические ()ские лады, хроматические ()ление движения. поколениюва в человеке, есть те, что действуют на него плохо.кот).

В период эллинизма (поздний период в истории Др. Греции) в искусстве возникло понятие «катарсиса» - очищения через страдание. Во 2 в. до н.э. Грецию подчиняет себе Римская империя. Она унаследовала многие традиции Др.Греции, но ее культура все же была другой. Отличия:

1. Грандиозность, масштабность. В музыке – соревнования, концерты с участием огромных хоров, колоссальных оркестров с участием музыкантов со всей империи.

2. Искусство – средство развлечения. Музыка звучала при дворе, во дворцах знати, в быту, на войне - Ценились виртуозность, блеск, эффектность. Использовали инструменты с большим количеством струн.

3. Музыканты – плебеи, рабы, но иногда – знать: император Нерон, патриции

4. Ценилась инструментальная музыка (в Греции считалась непристойной). Существовали придворные, военные оркестры. Инструменты: тибия (авлос), туба (прямая труба), букцина (изогнутый рог).

В Др.Риме зародилась христианская религия, появились первые христианские песнопения, истоки которых – в музыке различных народов римской империи (римляне, греки, иудеи, варвары).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: