Топливно-энергетический баланс – баланс получения, преобразования и использования (потребления) всех видов энергии: минерального, органического сырья, кинетической энергии водных потоков, приливов и отливов, ветра, энергии Солнца, энергии геотермальных источников и др. [8]Топливно-энергетический баланс является важным инструментом анализа функционирования энергетического сектора экономики страны.
Он отражает соотношение добычи различных видов топлива и выработанной энергии и использование их в народном хозяйстве.
Пропорции в добыче различных ресурсов, производстве энергии и распределении их между различными потребителями, характеризуется топливно-энергетическими балансами (ТЭБ). ТЭБ называется соотношение добычи разных видов топлива и выработанной электроэнергии (приход) с использованием их в народном хозяйстве (расход).
Для того, чтобы рассчитать этот баланс, разные виды топлива, обладающие неодинаковой теплотворной способностью, переводят в условное топливо, теплота сгорания которого равна 7 тыс. ккал. [8, С. 211]
Пересчёт на условное топливо*
Вид топлива, 1 т. | Единица (тонна) условного топлива, т. У.Т. |
Каменный уголь | |
Бурый уголь | 0,43 |
Нефть | 1,43 |
Природный газ 1 м3 | 1,2 |
Торф и горючие сланцы | 0,4 |
*[ Источник: Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н, Экономическая география и регионалистика, С. 211]
Сводный топливно-энергетический баланс (ТЭБ) России за 1991-1995гг. характеризовался падением объемов добычи и производства энергоресурсов на 460 млн. т. у. т. (24,7%), по сравнению с периодом 1985-1990гг., или в среднем на 4,5% в год. За 1996-1998 гг. добыча и производство ТЭР сократились еще на 28,5 млн. т. у. т. В 1999 г. произошло увеличение добычи органического топлива на 15 млн. т. и производства электроэнергии на ГЭС и АЭС на 5,9 млн. т. у.т. (в пересчете на условное топливо). В 2002 г. рост добычи топлива продолжился (на 4,1 % за год), однако производство электроэнергии на ГЭС и АЭС снизилось на 10,1 млн. т. у. т. (на 6,7%).
Баланс энергоресурсов России за 2008 г.* (миллионов тонн условного топлива)
Ресурсы | нефть, включая газовый конденсат | газ естественный | уголь | Электроэнергия |
Добыча (производство) - всего | 679,9 | 766,2 | 212,3 | 358,4 |
*[Источник: minenergo.gov.ru]
Топливно-энергетический Баланс России на сегодняшний день выглядит следующим образом: более 50% – газ, 30% – нефть, 14% – уголь, нетрадиционные источники – менее 2%.
По "Энергетической стратегии России до 2025 года" наш баланс должен стать угольно-атомным.
Общий объём топливно-энергетического баланса мира (суммарное годовое производство первичных энергоресурсов, равное суммарному потреблению энергии) – 12 млрд. т. условного топлива. На уголь приходится ок. 26 %, нефть – ок. 40 %, газ – 24 %, гидроэнергию – 3 %, ядерную энергию – ок. 7 %. Удельное энергопотребление на душу населения в ср. в мире – ок. 2 т условного топлива в год, но в экономически развитых странах этот показатель в несколько раз выше. Размещение источников энергии и производства первичных энергоносителей заметно отличается от географии потребления энергии. Одни страны, обладая избытком энергоносителей, экспортируют нефть, газ или уголь. Другие зависят от импорта энергоносителей. К последним в первую очередь относятся страны Западной Европы, Япония и в значительной степени США и Китай. [13]
· Структура ТЭБ России в сравнении с зарубежными странами и странами СНГ представлена в приложении 1.
5. Сущность программ "Энергетическая стратегия России до 2020г.", "Энергосбережения"
Действующая Энергетическая стратегия России на период до 2020 года была утверждена Правительством Российской Федерации в августе 2003 года.
Главной задачей "Энергетической стратегии до 2020 года" является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учётом прогнозируемых результатов её реализации.
Приоритетами Энергетической стратегии являются:
· полное и надёжное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
· Снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счёт рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
· Повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны;
· Минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
В Энергетической стратегии много внимания уделяется экологической политике в отношении ТЭКа с учетом международных стандартов в этой сфере, в первую очередь заложенных в Киотском протоколе. Одним из принципов Энергетической стратегии является экологическая безопасность. При этом подразумевается, что развитие энергетики не должно сопровождаться увеличением ее негативного воздействия на окружающую среду. Предусмотрен комплекс мер в этой области, которые позволят снизить уровень выбросов в окружающую среду вредных веществ и парниковых газов, последовательно ограничивая нагрузку ТЭКа на окружающую среду и приближая параметры его деятельности к соответствующим европейским экологическим нормам.
Потенциал энергосбережения сосредоточен в следующем: ТЭК, промышленность и ЖКХ. Когда формируются задачи развития экономики страны в целом, то для сохранения нынешней энергоемкости потребуется в три с половиной раза увеличить объем производства энергоносителей. На самом деле потребление будет увеличиваться всего в полтора раза, а остальной эффект будет истекать в основном за счет структурного и технологического энергосбережения. Основным способом достижения поставленных в программе энергосбережения задач является стимулирование энергосбережения, т.е. предложение властью участникам отношений в сфере энергопотребления экономически выгодных для них правил поведения, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов.
Минэнерго России разработало комплексный план мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики. План включает пять основных направлений:
- разработка современной нормативно-правовой базы;
- формирование организационных структур;
- государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;
- взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;
- информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По каждому из указанных направлений разработаны конкретные меры и начат процесс их реализации.
К примеру, Россия с 2014 года собирается полностью отказаться от оборота и производства ламп накаливания, прозванных в народе "лампочками Ильича". Таким образом она выполняет наказ президента Дмитрия Медведева, объявившего лампы накаливания врагом российской экономики. [14]