Урок 34. Урок проверки и оценки знаний
Тип урока: обобщение и систематизация знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения и проверки знаний произведений раздела «Чудесный мир классики»; совершенствовать умения выразительно читать, находить литературные приемы в произведениях; воспитывать чувство гордости и восхищения отечественной литературой | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: называть изученные литературные произведения и их авторов, пересказывать основное содержание изученных произведений, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка; читать выразительно художественный текст, определять тему и главную мысль произведения | Метапредметные: Познавательные: определять главные мысли и последовательность событий в тексте, осуществлять отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; поиск необходимой информации в книге; уметь ориентироваться в учебной книге. Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой план изучения темы урока; оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания. Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ; готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений | Личностные: осознавать значение понятий «благородство», «честность», «любовь»; самостоятельно выполнять задания учителя; проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте составленный план рассказа А. Чехова «Мальчики» | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают составленный план рассказа. 1. Приезд Володи с другом. 2. Чаепитие. 3. Сестры подслушали разговор мальчиков. 4. Неудавшийся побег (задержка в Гостином дворе). 5. Приезд мамы Чечевицына. 6. Монтигомо Ястребиный Коготь | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | ||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает прочитать тему и сформулировать цель урока | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Работа по учебнику | Организует работу по теме урока. – Какие стихи А. С. Пушкина о природе вы читали раньше? – С какими произведениями познакомились в этом разделе? – О каких временах года пишет поэт? – Как ему удается передать красоту природы в разное время года? Какими приемами он пользуется? – Что такое басня, в чем заключаются ее особенности? – В чем особенность басен Л. Толстого? – Какова мораль басен Л. Толстого? – Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор? – Какие восточные сказки вы знаете? Перескажите одну из них. Постарайтесь употребить в своем рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, где происходит действие, одежду и занятия героев | Отвечают на вопросы учителя. – А. С. Пушкин использует в стихотворениях сравнения, олицетворение и эпитеты. – Басня – это жанр дидактической литературы; небольшое произведение в стихах или прозе, в котором аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пороки людей. Часто в басне присутствует комизм (сатира), нередко – мотивы социальной критики. В качестве персонажей в ней выступают животные, насекомые, птицы, рыбы (редко – человек). Предметом басенной работы могут быть и неодушевленные вещи. В конце басни присутствует заключительное рассуждение, поясняющее ее замысел и называемое моралью. Мораль может фигурировать и в начале произведения, а может как бы раствориться в басне. В отличие от притчи, которая имеет место быть только в контексте («по поводу»), басня существует самостоятельно (применяясь к разным поводам) и формирует свой традиционный круг образов и тем. – Повествовательная часть ряда басен Л. Толстого напоминает сказку, некоторые из них описывают реальные условия жизни. Какими бы они ни были, они несут людям лучшее, заставляют остановиться и обратить внимание на недостатки в нашей жизни | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Строить понятные для собеседника высказывания | ||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Самостоятельная работа | Проводит самостоятельную работу по карточкам.
Задание 1.
Соедините стрелочками фамилию автора и название произведения.
Задание 2. Соедините имя, отчество и фамилию автора. Чехов Александр Сергеевич Ершов Антон Павлович Пушкин Михаил Юрьевич Лермонтов Петр Павлович Задание 3. По опорным словам определите название произведения.
| Выполняют работу по карточкам.
Ответы:
Задание 1.
Задание 2. Антон Павлович Чехов. Петр Павлович Ершов. Александр Сергеевич Пушкин. Михаил Юрьевич Лермонтов.
Задание 3.
| Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию | ||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Тест по прочитанным произведениям | Проводит тест по произведениям раздела. – Выберите правильный ответ. 1. Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван? а) Белого; б) черного; в) серого. 2. Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мертвой царевне…»? а) Кольцо; б) зеркало; в) венец. 3. Как звали собаку семи богатырей? а) Сокол; б) Соколко; в) Соколик. 4. На каком музыкальном инструменте играл Ашик-Кериб? а) Балалайка; б) гармонь; в) гусли. 5. В какую страну собирались сбежать мальчики? а) В Африку; б) Индию; в) Америку. 6. Кто смог убрать камень с дороги в басне Л. Н. Толстого? а) Инженер; б) мужик; в) мэр города | Выполняют тест. Выбирают правильный ответ. Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – б | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания | ||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 36–37) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что узнали на уроке? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |