документов в области обращения с отходами за вторую половину 2017 года




Обзор

В письме Росприроднадзора от 11.07.2017 № АА-03-04-32/14988 «О разъяснениях по вопросам постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объектов НВОС), на государственный учёт» представлена позиция ведомства относительно нескольких актуальных проблем, связанных с постановкой объектов НВОС на государственной учет. В письме отмечается, что в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду объекты НВОС подразделяются на I, II, III и IV категории. Наличие иных категорий и объектов НВОС действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому объект, не соответствующий Критериям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, не подлежит постановке на государственный учет в качестве объекта НВОС.

При этом Росприроднадзор обращает внимание на то, что вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Росприроднадзор разъяснил также вопрос о соотношении перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору и утверждаемых приказом Минприроды России, и Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору». Учитывая, что приказ Минприроды России имеет меньшую юридическую силу, чем постановление Правительства РФ, Росприроднадзор полагает необходимым руководствоваться перечнем объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в части, не противоречащей постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Приказом Росприроднадзора от 20.07.2017 № 359
«О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242»
расширен перечень отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В частности, в ФККО включены такие группы видов отходов, как отходы производства бумаги влагопрочной, отходы при изготовлении твердосплавных изделий на основе вольфрама и кобальта, отходы при ликвидации объектов размещения отходов I - III классов опасности.

Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р
«Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»
во исполнение пункта 8 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Согласно указанной статье захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации. Распоряжение вступило в силу с 1 января 2018 года, за исключением ряда пунктов, которые вступают в силу позднее. Пункты 68-109 перечня вступают в силу с 1 января 2019 г. Пункты 110-182 - с 1 января 2021.

Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена представленная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются Росприроднадзором. Данная форма введена в действие с отчета за 2017 год. Установлено, что предоставление данных по указанной в пункте 1 приказа форме федерального статистического наблюдения производится по адресам и в сроки, установленные в форме. С введением статистического инструментария признан утратившим силу аналогичный приказ Росстата от 28 января 2011 г. № 17.

Постановлением Правительства Москвы от 23.08.2017 № 586-ПП «О лицензионном контроле за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в городе Москве» утверждены порядок организации и осуществления лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в городе Москве и Административный регламент исполнения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в городе Москве. Лицензионный контроль осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

В письме Росприроднадзора от 13.10.2017 № АС-10-01-36/22597 «О разъяснениях требований законодательства в области обращения с отходами» даны разъяснения по актуальным вопросам применения законодательства в области обращения с отходами по результатам проверки деятельности территориальных органов Росприроднадзора по исполнению законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, проведенной Генеральной Прокуратурой Российской Федерации.

Предоставление хозяйствующему субъекту лицензии на деятельность в области обращения с отходами, в части размещения отходов, в отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО недопустимо. Одним из сведений, вносимых в характеристику объекта размещения отходов, является наличие лицензии на деятельность в области обращения с отходами. Отсутствие реквизитов лицензии на деятельность в области обращения с отходами не является основанием для невключения объекта размещения отходов в ГРОРО. Таким образом, хозяйствующий субъект при намерении осуществлять деятельность по размещению отходов в первую очередь, обязан включить данный объект в ГРОРО и впоследствии получить лицензию в части размещения отходов.

Пунктом 17 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Приказом Минприроды России от 18.12.2002 № 868 утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами. Таким образом, территориальным органам Росприроднадзора при проведении проверки (в том числе в рамках предоставления услуги по лицензированию) лиц, допущенных к деятельности в области обращения с отходами, необходимо руководствоваться указанной программой (в том числе обучение не менее 112 часов).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении соискателя лицензии, лицензиата проводятся плановые проверки, внеплановые проверки (в том числе в рамках предоставления государственной услуги). Предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. Перечень лицензионных требований установлен статьей 8 Закона № 99-ФЗ, а также Положением о лицензировании. В связи с изложенным, при проведении проверок в отношении соискателей лицензии или лицензиатов необходимо проверять все лицензионные требования, установленные указанными законами. Выборочная (неполная) проверка лицензионных требований недопустима и может привести к негативным последствиям как для окружающей среды, так и к возможным коррупционным факторам.

Росприроднадзор обращает внимание на недопустимость выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отсутствие (ненадлежаще оформленных) документов и сведений, указанных в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, и Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.

В случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, территориальные органы Росприроднадзора вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Росприроднадзор также обращает внимание на недопустимость нарушения 10-дневного срока (с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов) представления информации о объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО, в Росприроднадзор.

Росприроднадзор и его территориальные органы проводят внеплановые выездные проверки хозяйствующих субъектов только по основаниям, установленным ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Иные основания для проведения внеплановых выездных проверок соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не установлены.

Кроме того, территориальные органы Росприроднадзора по результатам проведения проверок обязаны выдать предписания об устранении выявленных нарушений, которые являются неотъемлемой частью акта проверки. По своей сути предписание является основным документом, понуждающим и обязывающим хозяйствующий субъект устранить выявленные нарушения и осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, отсутствие предписаний влечет возможные риски негативных последствий для объектов окружающей среды.

Территориальные органы Росприроднадзора в случае выявления нарушения соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды обязаны привлекать лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности и, при необходимости, направлять материалы дел в соответствующие органы для возбуждения уголовных дел. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена дифференциация административных правонарушений по компонентам окружающей среды, видам надзора. Так, за нарушение требований в области обращения с отходами территориальные органы Росприроднадзора обязаны привлекать хозяйствующий субъект по ст. 8.2 КоАП РФ, а не по ст. 8.1 КоАП РФ. Таким образом, Росприроднадзор обращает внимание на необходимость выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений, на необходимость привлечения к административной ответственности лиц, допустивших нарушения, а также указывает на недопустимость ошибочной квалификации административных правонарушений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1280 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2018, были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации с целью регулирования вопросов обращения с отходами. Отдельно было установлено, что данное постановление не применяется к проведению торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора, извещения о проведении которых размещены на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ до дня вступления в силу настоящего постановления. Информация о проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора больше не размещается на сайте www.torgi.gov.ru.

В Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133, были внесены значительные изменения в части порядка проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами. Перечислены положения указанного Федерального закона, которые не распространяются при проведении аукциона на организатора аукциона, в том числе, планирование закупок, создание контрактных служб. Аукционы проводятся на электронных площадках, функционирующих в соответствии с указанным Федеральным законом. Организатором аукциона является региональный оператор. Организатор аукциона обязан провести аукцион, сформировав лоты. Определены два случая, когда региональный оператор обязан провести аукцион. Для проведения аукциона организатор аукциона создает комиссию в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом в комиссию включаются представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, территории которых входят в зону деятельности регионального оператора. Определены дополнительные требования к содержанию документации об аукционе.

Определены условия проведения торгов, которые подлежат предварительному согласованию, если иное не установлено соглашением с субъектом РФ. В случае если указанные условия проведения торгов были определены в соглашении с субъектом РФ, региональный оператор не вправе применять иные условия.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2017 № 1310 «Об образовании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления» образована Правительственная комиссия по вопросам обращения с отходами производства и потребления (далее - Комиссия) и утверждено положение о Комиссии. Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в целях выработки государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления. Основными задачами Комиссии являются: совершенствование государственной политики в области обращения с отходами и обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по выработке единых принципов и подходов в области обращения с отходами.

Комиссия для выполнения возложенных на нее задач рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе, совершенствование нормативно-правовой базы в области обращения с отходами, в том числе с вторичными материальными ресурсами; развитие механизмов государственно-частного партнерства и создания условий для привлечения частных инвестиций в области обращения с отходами; обеспечение развития инфраструктуры по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов; стимулирование внедрения наилучших доступных технологий в области обращения с отходами и др.

Постановлением определены состав и права Комиссии. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом и планом работы, которые принимаются на заседании Комиссии и утверждаются ее председателем. Решения Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, представленных в Комиссии, если иное не установлено законодательством РФ.

В письме Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-36/26733 «О направлении информации» разъясняется вопрос отнесения отходов, включенных в ФККО, к ТКО, в том числе по вопросу отнесения отходов «остатки сортировки ТКО при совместном сборе» (код 7 41 119 11 72 4; код 7 41 119 12 72 5) к ТКО. К ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО. Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 № 566 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242», предусмотрены изменения в ФККО в части отнесения отходов «остатки сортировки ТКО при совместном сборе» (код 7 41 119 00 00 0) к ТКО.

В письме Росприроднадзора от 04.12.2017 № АА-10-04-32/26588 «О направлении разъяснений» разъясняются вопросы нормирования отходов, образующихся при обезвреживании биологических и медицинских отходов, и сообщает следующее. Понятие «биологические отходы» определено пунктом 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 № 13-7-2/469, а также пунктом 3.23 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Понятие медицинских отходов определено пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В письме делается вывод о том, что действие норм Закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на биологические и медицинские отходы. Природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности Законом № 89-ФЗ, требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.

Вместе с этим согласно определению «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с определением Закона № 89-ФЗ уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.

В письме делается вывод о том, что, учитывая, что иных способов обезвреживания для медицинских отходов классов «Б» и «В», а также биологических отходов, кроме вышеуказанного (обеззараживание физическими методами и последующее видоизменение), законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских и биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Законом № 89-ФЗ. В ФККО для данного типа отходов существуют отдельные группы: «Отходы при обезвреживании биологических отходов в смеси с другими отходами» (код 7 47 810 00 00 0); «Отходы при обезвреживании биологических отходов» (код 7 47 820 00 00 0); «Отходы при обезвреживании медицинских отходов» (код 7 47 840 00 00 0). По мнению Росприроднадзора, все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), а также биологических отходов, обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Закона № 89-ФЗ.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены значительные изменения в ряд федеральных законов, прежде всего в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», направленные на совершенствование законодательства в области обращения с ТКО. Уточняются легальные определения ряда терминов «сбор отходов», «накопление отходов», отходы от использования товаров. Утратил силу термин «норматив утилизации отходов от использования товаров». Внесены изменения в полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. В частности, перечень полномочий дополнен полномочием по утверждению правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правил ведения их реестра. Также скорректирован ряд полномочий субъектов Российской Федерации.

В новой редакции изложена статья 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», устанавливающая полномочия органов местного самоуправления в области обращения с ТКО. Органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов с 01.01.2019 наделяются следующими полномочиями: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

Федеральным законом устанавливается требование по раздельному накоплению ТКО, уточняются требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с ТКО. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» дополнен статьей 13.4, устанавливающей требования к местам (площадкам) накопления отходов. Устанавливается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Законом предусмотрена ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Вносятся изменения в статью 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», регламентирующую регулирование в области обращения с отходами от использования товаров. В частности, предусматривается, что обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении: товаров, произведенных на территории Российской Федерации; упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации. Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении: товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции; товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции; упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза. Производитель товаров, импортер товаров не обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из Российской Федерации.

Законом устанавливается, каким образом подтверждается выполнение нормативов утилизации: договорами, в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в установленном порядке.

Законом вносятся изменения в статью 24.5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», посвященную взиманию экологического сбора. В статье 24.6, регламентирующей деятельность регионального оператора по обращению с ТКО, определяется понятие «зона деятельности регионального оператора», под которой понимается территория или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей. Также вводятся требования по ее определению. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

Устанавливается обязанность операторов по обращению с ТКО, региональных операторов по соблюдению схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать ТКО, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Законом разрешается юридическим лицам, в результате деятельности которых образуются ТКО, отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Законом вводятся новации, связанные с тарифным регулирование в области обращения с ТКО. Так, в случае, если оператор по обращению с ТКО, осуществляющий захоронение ТКО, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, то предельный тариф на обработку ТКО для такого оператора не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении предельного тарифа на захоронение ТКО. При установлении предельных тарифов на захоронение ТКО не допускается повторный учет одних и тех же расходов, относимых к осуществлению деятельности по захоронению и (или) обработке ТКО, при установлении таких тарифов не допускается. При установлении или корректировке предельных тарифов в области обращения с ТКО не учитываются расходы на реализацию мероприятий, финансируемых из федерального бюджета в объеме средств уплаченного в федеральный бюджет экологического сбора.

Законом вводятся новации в части установления льготных тарифов в области обращения с ТКО. Так, при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в области обращения с ТКО, регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», не допускается повышение тарифов в области обращения с ТКО относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей. Предусматривается установление льгот на уровне субъектов Российской Федерации.

Помимо Федерального закона «Об отходах производства и потребления» изменения вносятся в иные законодательные акты Российской Федерации. Так, в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в новой редакции излагаются полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статья 7).

Законом вносятся изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части требований к содержанию приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и лицензии. В указанные документы включается приложение, в котором на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии, указываются виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.

Вносятся изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Разрешается закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае оказания услуг по обращению с ТКО.

Законом также вносятся изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Устанавливаются правила первоначального включения в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Важной законодательной новеллой является норма о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы», вступившим в силу с 1 января 2018 года, утверждены прилагаемые нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы (54 группы товаров в соответствии с перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р, вступившим в силу с 1 января 2018 года, утвержден перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Перечень подразделяется на два раздела: товары и упаковка товаров и включает в себя 54 группы товаров, включая упаковку.

В письме ФАС России от 19.09.2017 № ВК/64976/17 «О направлении информации по вопросам, связанным с необходимостью предоставления совместно с заявлением об установлении тарифов на захоронение ТКО лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов» разъясняется вопрос о необходимости предоставления совместно с заявлением об установлении тарифов на захоронение отходов лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов. По мнению ФАС России, осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности без лицензии не допускается. Поэтому отсутствие лицензии на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами является основанием для отказа в установлении тарифов на соответствующий вид деятельности в указанной сфере.

Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 № 566 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242» расширен перечень отходов, включенных в ФККО, а также скорректированы уже включенные в ФККО группы видов, подгруппы видов и виды отходов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: