Этап оформления связей между поставщиком и клиентом касается всех функций и операций, за исключением производственного процесса. Сюда может входить прием заказа и его оформление, процесс доставки, т. е. фактическое выполнение заказа. От работников склада требуется владение большим количеством разнообразных операций, потому что их обязанности определены различными областями, включая финансовую сферу и сферу сбыта.
Учет и контроль поступающей продукции, а также отправки заказов способствует обеспечению равномерности обслуживания грузопотоков, максимальному использованию имеющихся в наличии складских площадей и необходимые параметры хранения, сокращению сроков хранения запасов, а также интенсификации оборота склада .
Список реализовываемых услуг различными складами имеет значительные отличия, соответственно будут различны и системы осуществляемых складских операций.
Перечень складских услуг, осуществляемых на складах оптовой торговли:
- разгрузка транспорта;
- приемка продукции;
- перемещение груза внутри склада;
- размещение продукции;
- отборка продукции из зон хранения;
- комплектование и подготовка продукции к погрузке;
- погрузка.
Погрузочно-разгрузочных работ логистический процесс касается в большей степени. Разгрузка представляет собой операцию складского технологического процесса, заключающаяся в опорожнении транспортного средства от груза.
Технология осуществления погрузочно-разгрузочных работ на складе обусловлена характером груза, от вида транспортного средства, а также используемых средств механизации .
Склады отличаются друг от друга по уровню механизации и технической оснащенности. Механизированная отборка используется преимущественно на крупных складах и терминалах. Материальные запасы, пакетированные на поддоне, снимаются, посредством механизма с участка укладки и в виде полной транспортной единицы перебрасываются на участок комплектования заказов. В закрытых помещениях обычно применяется напольный безрельсовый транспорт, а на площадках под открытым небом механизмы, работающие на бензине, дизельном топливе или газе. Могут быть использованы автопогрузчики, мостовые и козловые краны и т. д.
На автоматизированных складах отборка осуществляется с помощью автоматизированных средств – таких, как стеллажные краны-штабелеры, робокары и т.д. ручная отборка проводится при отпуске незначительного объема продукции, мелкоштучных товаров сложного ассортимента, складируемых на стеллажах.
На статических складах отборщик перемещается параллельно ячейкам стеллажа в специализированном стеллажном подъемнике, отбирая требуемую продукцию.
На высотных динамических складах стеллажный подъемник без участия работника подается в ячейки с нужным грузом .
К основным видам применяемой на складах техники относятся электропогрузчики и электроштабелеры.
Электропогрузчики – машины напольного безрельсового транспорта, приводимые в движение электродвигателем с питанием от электрических батарей. Предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных работ, штабелирования и транспортировки на небольшие расстояния тарно-штучных грузов на складских площадках с твердым и ровным покрытием пола.
Электропогрузчики – машины, центр тяжести груза у которых находится вне опорного контура колес.
Характерной конструктивной чертой фронтальных универсальных электропогрузчиков общего назначения является постоянное переднее расположение грузоподъемника с консольно установленным на каретке рабочим органом.
Основным грузозахватным приспособлением универсальныхэлектропогрузчиков является вилочный захват.
Электроштабелеры – машины напольного безрельсового электротранспорта, предназначены для погрузочно-разгрузочных работ внутри складских помещений.
У электроштабелеров, вотличие от электропогрузчиков, центр тяжести груза находится внутри опорного контура или максимально приближен к нему. Это обеспечивает электроштабелерамхорошую устойчивость и позволяет делать машины без противовеса.
В передней части электроштабелера смонтирована грузоподъемная мачта с гидравлическим подъемом вилочной каретки, которая может перемещаться в горизонтальном направлении. Наличие у электроштабелеров выдвижного грузоподъемника или вил позволяет увеличить колесную базу и создать более компактные и маневренные машины меньшей массы.
Основным преимуществом электроштабелеров перед электропогрузчиками аналогичной грузоподъемности являются их меньшие габариты и повышенная маневренность, а также возможность захвата грузов с фронта и с обеих сторон по ходу машины, что существенно увеличивает коэффициент использования складских площадей.
Электроштабелерспособен укладывать и изымать тарно-штучные грузы из стеллажей и штабелей в складах, имеющих небольшие проходы и проезды .
Основные требования, которым должна удовлетворять складская техника.
Машины и устройства должны обладать эксплуатационной надежностью в работе, необходимой прочностью и устойчивостью, иметь высокий коэффициент полезного действия, быть безопасными для обслуживающего персонала, обладать сравнительно невысокой энергоемкостью, иметь небольшой собственный вес.
Производительность машин и оборудования должна соответствовать условиям и объему работ и сокращать простои подвижного состава под грузовыми операциями.
Машины для погрузочно-разгрузочных работ по возможности должны быть однотипны, чтобы в случае необходимости они могли заменить друг друга.
При выборе машин необходимо, чтобы их привод соответствовал наличию местных энергетических ресурсов. Целесообразно использовать машины с электроприводом.
Тип подъемно-транспортных машин выбирается исходя из вида, габаритных размеров и веса перерабатываемых материалов, а также исходя из типа складского помещения, в котором осуществляется технологический процесс.
На основании вышеперечисленных принципов в технологическую карту вносится перечень рекомендуемых машин для выполнения каждой из операций.
Решение в технике принимают в разрезе:
- тип механизма;
- параметры;
- число единиц.
На решение влияют следующие факторы:
- объем грузооборот;
- расстояние транспортировки груза;
- способ упаковки;
- способ хранения груза;
- неравномерность грузооборота .
Выбор типов средств механизации, а также определение их количества основывается на принятой схеме технологического процесса переработки грузов и схеме размещения технологического оборудования в складских помещениях. Задача технического оснащения склада включает в себя ряд отдельных задач.
- Разработка принципиальной схемы механизации операций технологического процесса,
- Выбор типов подъемно-транспортного оборудования, используемого на различных операциях технологического процесса,
- Расчет потребности в подъемно-транспортном оборудовании .
Расчет потребности количества механизмов производится отдельно для основных операций технологического процесса переработки грузов (приема товаров, размещения на хранение и отборку, отпуск товаров со складов).
Расчет потребного количества механизмов (N) определяется по формулам (5.1-5.4):
Потребность в механизмах при поступлении товаров на склад:
, (5,1)
где – потребность в технике, обслуживающей входящий поток;
– единовременная вместимость склада;
– продолжительность цикла работы механизма;
– коэффициент неравномерности поступления товаров на склад;
– уровень механизации работ при поступлении товаров на склад;
– товарооборачиваемость;
– суточный ресурс рабочего времени механизма;
– коэффициент запаса техники.
Потребность в механизмах при размещении на хранение и их отборке на складе:
штабелеров, (5,2)
погрузчиков, (5,3)
где – емкость стеллажного оборудования;
– уровень механизации при укладке грузов в стеллажи;
– емкость штабельного хранения;
– уровень механизации при обработке штабелей.
Потребность в механизмах при отправке товаров со склада:
, (5,4)
где – коэффициент неравномерности отправки товаров со склада.
Выше показан принципиальный подход к определению потребности в технике. Конкретизируются расчетные модели при разработке схем материальных потоков на складе, а также транспортно-технологических схем переработки грузов .
Заключение
Рациональное осуществление логистического процесса на складе — залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:
1) рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
2) эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
3) использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
4) минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью
сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
5) осуществления унитизации партий отгрузок и применения
централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
6) максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информации, и т.д.
Иногда резервы рациональной организации логистического процесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа использоваться для улучшения организации логистического процесса.
В заключении хочется отметить, что все же основное назначение склада – это концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.
Список используемой литературы.
1. Гаджинский А.М. «Логистика» 2008 г
2. Марусева И.В, Котов В.В., Савченко И.Я. «Логистика» краткий курс 2008 г
3. Голиков Е.А. «Основы логистики» 2003 г
4. «Современный склад: организация, технологии, управление и логистика" учебное пособие Гаджинский А.М.
5. Т.С. Кузьмина Складское хозяйство в логистической системе 2003 г
6. Гаджинский А.М. «Логистика» 9-е изд. 2004 г
7. «Практикум по логистике» Учеб.пособие - Б.А. Аникина 2005 г
8. https://www.telenir.net/delovaja_literatura/logistika.php
9. https://www.skladportal.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=30&Itemid=30&exnsid=217
10. https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/14602
Приложение 1
«Принципиальная схема технологического процесса на складе»
Приложение 2
«Принципиальная схема материальных потоков на складе»
Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку.
Приложение 3
«Транспортно-технологическая (структурная) схема переработки груза на складе предприятия оптовой торговли»
1. Выгрузка товара из автомобиля и укладка на поддон |
2. Приемка товара по количеству мест и визуальный осмотр целости упаковки |
3. Доставка товара в склад на участок приемки |
4. Приемка товара по номенклатуре на участке приемки, формирование однородных по номенклатуре укрупненных грузовых единиц на поддонах |
5. Укладка товара на хранение в складе хранения |
и т.д. вплоть до операции погрузки товаров в автомобиль для отправки грузополучателю
Приложение 4
«Технологическая карта работы склада»
№ | Исходные условия | Участок производства работ | Исполнители | Содержание работ | Формы документов | Механизмы |
Товар доставлен на склад в автомашине | Автомобильная рампа | Водитель-экспедитор, грузчик отдела экспедиции | Выгрузка товара из автомобиля и укладка на поддон в соответствии с номенклатурой | Расходная накладная поставщика | Рокла, погрузчик электрический, поддоны | |
Товар на поддоне вывезен из кузова автомобиля и находится на автомобильной рампе | автомобильная рампа | Кладовщик и товаровед соответствующего склада хранения и комплектации, грузчик экспедиции, водитель-экспедитор, представитель поставщика | Идентификация и приемка товара по количеству мест и визуальный осмотр физического состояния упаковки | Расходная накладная поставщика | — | |
2.1 | Несоответствие количества мест данным товарно-сопроводительных документов, либо нарушение упаковки | Автомобильная рампа | Начальник склада, оператор склада, кладовщик экспедиции, перевозчик (или экспедитор), товаровед | Составление акта о несоответствии количества мест данным товарно-сопроводительных документов | Акт о несоответствии количества мест товара данным товарно-сопроводительных документов | Компьютер |
Окончание приемки товаров по количеству мест | Автомобильная рампа — участок приемки | Грузчик отдела экспедиции | Перемещение сформированного грузового пакета на участок приемки | — | Рокла, погрузчик электрический |