Структура шумерского религиозно-мифологического комплекса




Раздел 2

Данный раздел рассматривает структурно-мифологический аспект шумерской религии.

Источниками наших знаний о шумерской религиозной системе,еёдогматике,культовой и обрядовой составляющих,служатсведения,которыепочерпнуты из многочисленных задокументированных источников,представленныхэпосами,мифами,описаниями различных ритуалов и т.д.По мере развития и усложнения первобытных религиозных воззрений в Месопотамском регионе происходило формирование особого общественного слоя,чьей прерогативой было решение духовно-философских проблем мироздания,касающихся происхождения всего сущего,добра и зла,жизни и смерти,загробногосуществования,объяснения мотивов богов и подчинённых им сверхъестественных существ.В рамках вышеобозначенного процесса шло становление нескольких жреческих направлений,отличавшихся друг от друга в толковании воли и деяний богов,изложении мифологических сюжетов,имевших различные догматические установки.Тем не менее была выработана относительно единая стройная система религиозных взглядов,положений и символов,которая скрепила разобщённый в политико-государственном отношении этнос,несмотря на существование в каждом шумерском городе своего бога-покровителя и расхождения в культово-догматическом отношении.

Социум шумерских божеств был организован аналогично человеческому.Божественный пантеон состоял из сверхмогущественных антропоморфных существ,ответственных за строго определённую область и выполнявших присущие только этому конкретному существу функции.Каждый из богов имел свой статус в небесной иерархии.Божества,занимавшие низ этой пирамиды,обладалиневысокимстатусом,их почитали в небольшом святилище на углу городской улицы.Иныене имели власти за пределами своих поселений и считались,соответственно,исключительно локальными богами.Здесьследует отметить,что некоторые из локальных богов.такие как Нанна(или Син-в семитской вариации),повелевавший Луной и всеми связанными с ней процессами,Уту(Шамаш),Ларсы,Сиппара,бог-воин Нинурта,Инанна(Иштар)-богиня плодородия,Думузи(Таммуз)-бог скота,супругИнанныолицетворяли качества,важные для каждого шумера и,следовательно,не были чисто местными божествами,аявлялись,посути,общешумерскими.Возглавляли пантеон четыре высших и наиболее могущественных бога-бог неба Ан,бог воздуха Энлиль,бог воды Энки и богиня-мать Нинхурсаг,ассоциировавшиеся с четырьмя стихиями,управляющимимирозданием.Эти божества всегда возглавляли все шумерские религиозные списки и на божественных пирах занимали наиболее почётные места.Здесь,впервые в истории религий,прослеживается чёткая иерархичность религиозно-божественного пантеона,его значительная упорядоченность.В шумерской религиозной системе имела место астрализациябожеств,отождествление представителей божественного пантеона с небесными светилами.В ранних клинописных текстах боги обозначались идеограммой в виде звезды,что подчёркивало их теснейшую взаимосвязь с небом и небо как первопричину мироздания.Вдальнейшем,по мере увеличения теоретических и практических познаний в области астрономии,произошёл процесс разделения функциональной роли богов и,вследствиеэтого,за каждым божеством закрепился отдельный символический образ.

Наряду с почитанием богов при складывании государственности и в ходе усложнения общественной структуры происходил процесс обожествления царей,чей культ почитания формировался параллельно основному культу.Цари обладали божественной атрибутикой и изображались на барельефах вместе с богами.Культ царей поддерживался жречеством Шумера,поскольку он был тесно связан с их привелигированным положением.

Представления о загробной жизни у шумеров были слабо выражены.Считалось,что после смерти душевная оболочка человека спускается в подземный мир,где ведёт скучную и унылую жизнь.Идея о загробном воздаянии также не была разработана шумерским обществом.Данное обстоятельство объясняется направленностью шумерских религиозных представлений на земную жизнь,что не предполагает воздаяния в загробном мире в данном культурно-историческом контексте.Представляется,что социально-имущественное расслоение в шумерском обществе находилось на начальном этапе своего становления и потребности человека в загробном воздаянии и утешении как таковой не существовало.

Тем не менее мотивы покаяния,несправедливогоугнетения,просьбы о заступничестве со стороны высших сил,признания собственной греховности и непрекращающегося страдания прослеживаются в подавляющем большинстве шумерских литературно-мифологических памятников.В текстах подобного характера у каждого человека присутствует личный бог,который строго следит за его поступками и карает за грехи;однако,если грешник готов покаяться и признать вину,бог прощает его и дарует спасение,но спасение в материальном мире.Личный бог в таком случае предстаёт как посредник между человеком и советом богов в Дильмуне,обителибогов.В определённом смысле такой бог защищает своего подопечного перед остальными богами,отстаивая интересы того,кому он покровительствует,нанебесах.Представляетсявероятным,что в такого рода воззрениях наблюдаются явные зачатки дальнейших христианских верований о едином Боге и ангелах-хранителях,оберегающих человека при жизни и сопровождающих в посмертии.Несомненен и тот факт,что христианская ветхозаветная легенда о рае,как об изначальном местообиталище людского рода и о первородном грехе есть позднейшая переработка шумерской легенды о Дильмуне.Философски осмысливая наблюдаемую реальность шумерские мудрецы пришли к выводу,чтопричины,по которым боги создали действующее бытие именно таким,какое оно есть,для простых смертных непознаваемы,даже жрецам приходится лишь гадать об истинных побуждениях богов.Людям остаётся только соблюдать «ме»-свод правил и наставлений,преподнесённых богами и молиться о прощении ещё в этой жизни.

Теперь рассмотрим мифологические представления шумеров.Стоитподчеркнуть,что единой легенды,объясняющей появление мира,этим этносом выработано не было.Одна из версийгласила,что за сотворение мироздания ответственны Ан,сотворившийнебеса,и богиня-мать Нинхурсаг,породившаяземлю.Другаясчитала,что мир был создан на общем собрании всех богов их общим коллективным решением.Вбольшинстве шумерских клинописных текстов указывается:богиняНамму-владычица изначального мирового океана-из своего собственного естества породила небо,понимающееся здесь как мужское начало,иземлю,обладающую женской природой,что теснейшим образом связано с общемесопотамским культом плодородия.От союза этих двух начал появился бог воздуха Энлиль,разъединившийсвоих родителей и создавший всех живых существ,включаялюдей.Тут следует заметить,что шумерский миф об излечении больного ребра Энки богиней Нинти,чьё имя переводится как «госпожа ребра» или «госпожа,дающаяжизнь»,поскольку слово «ти» в шумерском языке имело двоякое значение,несомненно является первоисточником для опорного христианского,мусульманского и еврейского сюжета о сотворении женщины из ребра мужчины.Когда люди стали порочны и греховны и четыре верховных бога не смогли спокойно на это смотреть,на Землю был послан Великий потоп,спастись от которого было суждено только некому Зиусудре,взявшим с собой на построенный им деревянный ковчег всех животных попарно и впоследствииставшего царём.Вместе с тем и сами боги,вследствие своей антропоморфности,не были совершенно безгрешными.В одном из шумерских сказаний указывается,что бог воздуха Энлиль в пору,когда весь Ниппур ещё был заселён богами,обманом овладел богиней Нинлиль и от их союза появился бог луны Нанна.За свой поступок Энлиль,несмотря на то что обладал царским статусом среди богов,был изгнан в царство Эрешкигаль-шумерский загробный мир-а беременная Нинлиль последовала за ним.Испугавшись за сына,которому предстояло вместо небес провести вечность в загробном мире,Энлиль идёт на обман,принимая облик трёх сторожащих вход в Эрешкигаль младших божеств,одним из которых является паромщик реки мёртвых,что подчёркивает близкое родство шумерской и древнегреческой мифологии,и,вступая в связь с Нинлиль,производит на свет трёх божеств шумерского нижнего мира.Подобный сюжет ясно показывает присутствие в шумерской религиозной системе компенсаторной функции для простых людей,означающей,что никто из смертных,не исключая и царя,не может избежать высшего наказания за свои грехи и установленная на небесах справедливость едина для всех.Отсюда со всей очевидностью вытекает утверждение об общности морального аспекта социальной справедливости для религии шумеров и развившихся на её основе авраамических религиозных систем.

Следовательно,можно сделать вывод о том,чтодогматы шумерской религии,её мифология не только однородны для всего Двуречья,но и являются общим корневым источником для всех авраамических религиозных систем,включаяхристианство,чьим культурно-религиозным первоисточником они и являются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: