СОКРАТ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ




Сократ (470-399) родом был из Аттики, сын каменотёса (скульптора) Софроникса и повитухи Финаретты. Современники считали, что он был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большая лысая голова, огромный выпуклый лоб, приплюснутый и вздёрнутый нос с широкими ноздрями, толстые губы, одутловатое лицо, навыкате глаза, взгляд исподлобья. Всегда ходил в старой, потрёпанной одежде (хитоне) и всегда босиком. Сократ – активный участник Пелопонесской войны (431 – 404), отважный воин. Он занимал различные должности в государственной власти, был образцом бескорыстного служения согражданам.

Сократ распространял свои взгляды устно, своих «учеников», Алкивиада, Крития, Ксенофонта, Платона и др., он считал друзьями и никогда не брал с них денег. О его мировоззрении мы узнаём из произведений: Платона «Апология Сократа», Ксенофонта «Воспоминание о Сократе», комедии Аристофана «Облака». Он был сторонником и идеологом афинской аристократии.

Когда около 400 г.до н.э. к власти пришли демократы и привлекли Сократа к судебной ответственности, обвинив его в пренебрежении к государственной религии и в развращении юношества. На суде, проходившем при большом скоплении народа (только одних присяжных заседателей было 500 человек), Сократ держался с большим достоинством и уверенностью. Он рассказал историю своей жизни – как ходил он среди людей разных профессий, испытывая их на мудрость, и заслужил лишь ненависть их. Если даже судьи отпустят меня, но с условием, чтобы я больше не занимался своими исследованиями и оставил философию, а иначе мне грозит смерть. Даже тогда я не перестану философствовать и убеждать каждого кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно: «Ты лучший из людей, раз ты афинянин, гражданин величайшего города, больше всех прославленного мудростью и могуществом, не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была как можно лучше?» Если такими речами я порчу юношей, то это, конечно, вредно. В речах Сократа на суде, переданных Платоном, поражает то, что он сознательно и решительно отрезает себе путь к спасению и сам идёт навстречу к смертному приговору. После того как суд признал его виновным, Сократу по обычаю того времени нужно было самому назначить себе наказание. Вместо раскаяния, униженных просьб о помиловании Сократ продолжал быть иронично дерзким: «Оценивая свои прегрешения, я думаю, что в мою честь следовало бы дать такой торжественный обед, какой устраивают победителям Олимпийских игр. Ну, а на худой конец, я соглашусь уплатить небольшой штраф из кармана своих друзей (так как мой собственный карман, как всегда пуст). И вот произошло невероятное. Вынесен смертный приговор. Друзья предложили ему устроить побег так как до суда в Делос был отправлен священный корабль, по правилам религиозного культа до его возвращения нельзя было совершать никаких казней. Он отказался бежать, объясняя это:1.Несправедливо и постыдно соблюдать законы государства, только до тех пор пока это лично для него полезно, и нарушать их тогда, когда они обратились ему во вред; 2.Законы государства приняты в интересах всех граждан и только их неукоснительное соблюдение может обеспечить порядок в обществе и свободу каждого гражданина, а потому их соблюдение – священный долг каждого. Гибель Сократа не просто трагедия невинно осуждённого, это трагический конфликт мыслителя с обществом, которое чувствует опасность для себя даже в отвлечённых поисках истины, ибо сам этот строй уже перестал быть «истинным» и «разумным». Ученик Сократа – Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. «Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?» - вот вопрос, который стал перед Платоном во всей его драматичности.

С Сократа начинается радикальный поворот в древнегреческой философии – в центр её помещается человек. Девиз Сократа «Познай самого себя». Главное содержание и цель его философииэтические вопросы.

Сократ считал, что должны существовать единые правила, определяющие поведение граждан в обществе. Безнравственные поступки объясняются тем, что люди не имеют правильного понимания того, что означают такие понятия как справедливость, честь, долг, достоинство, добро и т.д. Поэтому главная задача философии – дать правильное понимание всех нравственных понятий. Для осуществления этой задачи Сократ создаёт метод с помощью, которого можно установить истинное содержание любого нравственного понятия. Он получил название сократического или диалектики, или диалектического.Он складывается из четырёх ступеней: 1. Сомнение (установление факта нашего непонимания); 2. Ирония (попытка дать определение понятия); 3. Майевтика (стремление разрешить возникшие противоречия); 4. Дефиниция (определение понятия).

Этим искусством спора в ходе которого, на основе выявленных противоречий, достигается истина, блистательно владел Сократ.

Свои умения он демонстрировал афинянам в ходе дискуссий, которые велись им с наиболее известными философами и гражданами города. Любая добродетель – представляет знание о должном поведении. Мужество - это знание о том, как преодолевать опасность; мудрость – это знание о том, как соблюдать законы.

Важные добродетели по Сократу – воздержанность и умеренность. Знание и нравственность связаны между собой. Только знающий может быть нравственным и свободным. Свободная воля знающего – условие достижения счастья и преодоление неразумных поступков. Счастье заключается в стремлении к совершенствованию, а также в справедливой и добродетельной жизни.

 

О с н о в н ы е п о н я т и я:

· дефиниция - определение понятия;.

· релятивизм - подход, согласно которому всё в мире относительно.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005;

2. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999;

3. Гомперц Т.Греческие мыслители в 2 тт. С-Пб., 1999;

4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005;

5. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998;

6. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.; Республика, 1995;

7. Лосев А.Ф. Античная философия истории. С-Пб.: Алтейя, 2000;

8. Мамардашвили М. Лекции по античной философии.- М.: «Аграф», 1998;

9. Нерсесянц В.С. Сократ, М.: «Наука», 1977;

10. Платон. Апология Сократа. Пер.М.С. Соловьёва М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.- 160;

11.Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000;

12. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994;

13. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008;

14. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998;

15. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995;

16. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001;

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: