Развитие дефектологии в России




Няни особого назначения

 

Воспитание детей с ограниченными возможностями всегда являлось тяжелой работой для каждого родителя. Но на помощь пришла наука — дефектология. Эта дисциплина занимается изучением психофизических особенностей развития детей. В наше время дефектология смогла достичь такого уровня, когда каждый ребенок с задержкой в развитии может получить профессиональную помощь в специализированных центрах и школах.

 

Первые упоминания о детях с отклонениями в развитии появились еще во времена Аристотеля. Он изучал формирования способностей человека и уже тогда обнаружил проблемы в психическом состоянии ребенка. К сожалению прогресса в этой области не было из-за отсутствия методов борьбы с подобными патологиями, а дети,по-прежнему, остались слабой единицей общества.

Развитие дефектологии в России

История дефектологии как научной дисциплины и общественной практики в России связано с именем французского тифлопедагога (специалист, который работает с детьми с нарушениями зрения) Валентина Гаюи. Он прибыл в Санкт- Петербург по приглашению Александра I в сентябре 1806 года. Во время своего визита Гаюи провел первый опыт обучения детей с отклонениями в развитии.

 

В середине 1920-х годов психолог Лев Выготский начинает активную работу в области дефектологии. Он подключает к изучению этой науки самые современные технологии, взяв их из медицины, психологии и педагогики. По его мнению, обучение — это важнейший момент развития психики ребенка. Благодаря его исследованиям проблема изучения детей с отклонениями была поднята на совершенно иной уровень, но с 1936 года исследования стали сокращаться. Значительно уменьшилось число вспомогательных школ, а труды Выготского были преданы забвению.

«Человечество победит раньше или позже и

слепоту и глухоту, и слабоумие, но гораздо

раньше оно победит их в социальном и

педагогическом плане, чем в плане медицинском

и биологическом»

Л.С. Выготский

В начале 90-х годов прошлого века из-за кардинальных изменений в стране общество поменяло свое отношение к «особенным» детям. Были разрешены частные благотворительные организации, разработаны новые средства и методы работы с трудными детьми (созданы ресурсные классы, выпущены методические рекомендации по организации образовательного процесса).

 

Сейчас общество стало всё больше и больше уделять внимание детям с психическими или физическими недостатками, создавать для них максимально комфортные условия. Так дефектолог приобрёл значимое место в мире профессий.

 

Несмотря на большой прорыв в дефектологии, одной из основных проблем является отсутствие качественного образования и недостаток специальных школ и учреждений.

Чтобы разобраться как сейчас осуществляется помощь «особенным» детям, мы побеседовали с экспертами в этой области.

 

С корреспондентами «Первой Линии» поговорили логопед-дефектолог, руководитель центра для детей с особенностями развития — Ирина Поддубная и педагог-психолог высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебно–воспитательной работе школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга –- Марина Сыроватко.

 

- Дети с какими особенностями могут посещать вашу школу?

(Марина)- В нашей школе обучаются дети и подростки, имеющие интеллектуальные нарушения различных степеней, а также тяжелые и множественные нарушения развития.

 

- В сравнении с прошлым веком в дефектологии произошли большие перемены. На каком уровне сейчас находится работа с детьми с ограниченными возможностями?

(Марина)- Отечественная наука в области дефектологии всегда была представлена работами лучших ученых и педагогов своего времени.Для учащихся остается ещё очень много вопросов и проблем, связанных с коррекционно-развивающей работой. Мы находимся в постоянном поиске и развитии новых методов, приемов и методик.

 

-Как методики вы используете при работе с детьми и подростками?

 

(Ирина)- Коррекционно-развивающие занятия с детьми и подростками включают в себя систему упражнений, приемов, игр, направленных на развитие внимания, памяти, воображения, мыслительных процессов и развития речи. Практически на каждом занятии предлагаются задания на мелкую моторику. Процесс обучения начинает с 3-4 лет, сначала все занятия проходят в игровой форме. Формируется навык письма и чтения.

 

- В чем разница между европейскими и отечественными методиками?

(Марина) - Отечественные методики нацелены на выявление нарушений, а европейские наоборот на поиск разных способностей ребенка.

 

- Что важно понимать родителю «особенного» ребенка?

(Ирина)- Первостепенной миссией родителя является правильное и гармоничное воспитание своего чада. Но, не менее важно осознавать, что каждый ребенок уникален, и в целом, его развитие – процесс очень тонкий и требующий к себе особого внимания и личностного подхода.

- Родителям очень важно оказывать правильное внимание к ребенку. Как вы думаете, как им нужно реагировать при появлении на свет такого ребенка?

(Ирина)- Самое главное, на мой взгляд, верить в своего ребёнка, проявлять заботу и поддержку.

(Марина)- Станьте одной командой с ребёнком. Занимайтесь с ним, поощряйте все его начинания и общайтесь со специалистами. Помните, что вам тяжело, но ребёнку ещё тяжелее.

 

Проведя параллель между началом формирования дефектологии и ее положением в современном мире, с уверенностью можно сказать, что не так важны методы и программы, сколько отношение человека к детям с проблемами в развитии.

 

Группа Б01- Мороз Алина, Гришко Наташа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: