Урок 30. Сопереживание. Дорогою добра
Цели деятельности педагога | Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, совершенствовать умение работать с разнообразными материалами и инструментами, создать условия для развития чувств сопереживания, доброты, честности, товарищества |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления об анималистическом жанре, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «анималистический жанр», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся соотечественников. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде в произведениях искусства |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, живопись, анималистический жанр, образ, цвет, тон, композиция |
Образовательные ресурсы | Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: репродукции картин и др. Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: песня «Дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Орга-низаци-онный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Музыкальный фон: песня «Дорогою добра» (1-й куплет) | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вступительное слово (читает текст песни). Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! – «По городу шел одинокий, ни за что обиженный пес», – прочли вы (или еще прочтете) на страницах книги Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Повесть о собаке по имени Бим была издана на 45 языках. В 1981 г. в Италии Троепольскому была присуждена литературная премия за лучшую книгу для детей и вручена золотая медаль Фонда Леонардо да Винчи. В нашей стране по повести поставлен художественный фильм в двух сериях с одноименным названием. – Ребята, кто из вас видел этот фильм, о чем он? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к книге «Белый Бим Черное Ухо» | Устные ответы |
II. Изучение нового материала | Просмотр фрагментов к/ф «Белый Бим Черное Ухо». Словесно-иллю- стративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Дорогою добра». | – Давайте с вами посмотрим фрагменты из фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо». – Итак, мы теперь знаем, о чем фильм. О том, что щенок шотландского сеттера родился с неправильным окрасом – вместо черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Несмотря на племенной брак, Бима взял к себе немолодой писатель Иван Иванович, увлекающийся охотой и любящий природу. Но после того, как хозяин лег в больницу, Бим оказался бездомным. Он сменил несколько хозяев и, почти обретя желаемую цель, погиб, став невинной жертвой предательства и наговора… – Как вы думаете, кто из героев виноват в смерти Бима? – Думаю, что каждый из вас понял, кто из героев совершил плохие поступки, а кто – благородные. – Какие следы оставил Бим в сердцах людей? – Правильно, Бим объединил, сдружил ранее незнакомых людей, озабоченных его судьбой. А в своих недругах что-то изменил: кого-то устыдил, кого-то подтолкнул к доброму поступку. | Слушают, отвечают на вопросы учителя. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-анималистов. Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа. Фронтальная работа | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства. Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной ин- формации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о произведениях художников-анималистов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; | Устные ответы. |
Работа над картинами художников-анималистов. | – Посмотрите на картины, представленные на доске. Здесь изображены разные животные. Художник, рисующий животных, называется художником-анимали- стом. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступ- ками и переживаниями (например, в бас- нях). | согласовывать свои дей- ствия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, прини- мая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | Устные ответы | |||
Физкультминутка | Сегодня мы попробуем себя в роли такого художника. Но перед этим немного отдохнем. См. урок 29 | Выполняют упражнения | ||||
III. Творческая практическая деятельность | Изображение художественными средствами (гуашь) иллюстраций к книге Гавриила Троепольского «Бе- лый Бим Черное Ухо». Создание выразительного образа Бима | Задание: нарисовать Бима в разные моменты жизни, описанные Г. Троепольским в книге. – Над иллюстрацией будем работать по плану: 1. Голова собаки. Голова состоит из полукруга и овала. В центре головы нарисуйте пару глаз и брови. А на мордочке нарисуйте нос в виде сердечка. 2. Далее по обе стороны головы нарисуйте два больших уха, снизу головы дорисуйте шею и туловище. 3. Следующий шаг – рисование лап собаки. Две передние лапы должны быть одинаковыми, задние лапы чуть больше передних. 4. Дорисуйте задние лапы и разукрасьте собачку | Составляют план работы над рисунком. Рисуют красками | Индивидуальная работа | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка | Наблюдение. Выполнение рисунка |
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа. Музыкальный фон: песня «Дорогою добра» (2-й, 3-й куплеты) | – Что нового мы с вами узнали на уроке? – Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать добрые поступки по отношению к Биму. А сочувствие к нему со стороны людей? – Давайте выберем наиболее удачные композиции, интересный колорит. Ребята, сегодня нам урок доброты преподал Гавриил Николаевич Троепольский. Надеюсь, вы будете внимательно, бережно относиться друг к другу и окружающему вас миру – идти дорогою добра | Рассматрива- ют рисунки, анализируют работу свою и одноклассников | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для чело- века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за окружающим миром с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: оценивают свою работу и работу одноклассников | Устные ответы |