ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «ПОЗНАНИЕ»




1. Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование: 1) сенсуализм 2) материализм 3) идеализм 4) субъективизм

2. Усвоение переживаемого с целью нахождения истины есть: 1) представление 2) восприятие 3) познание 4) творчество

3. И чувственное, и рациональное познание: 1) формирует знания и представления о предмете 2) использует логические умозаключения 3) начинается с ощущения 4) дает наглядный образ предмета

4. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они: 1) носят объективный характер 2) предполагают доказательства 3) могут передаваться из поколения в поколение 4) необходимы человеку для рациональной деятельности

5. Понятие – это форма мысли, которая: 1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений 3) формирует наглядный образ предмет 4) фиксирует различные комбинации ощущений человека

6. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает: 1) экономика 2) социология 3) культурология 4) политология

7. Рациональное познание, в отличие от чувственного: 1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета 3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения

8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом: 1) теоретического анализа 2) социального эксперимента 3) непосредственного наблюдения 4) обобщения повседневного опыта

9. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых? 1) современная наука стремится к познанию истины 2) последствия научных исследований становятся все более неоднозначными 3) активизировалась борьба на рынке высоких технологий 4) все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований

10. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается: 1) психология 2) социология 3) политология 4) культурология

11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

12. Рациональное познание — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

13. Возможность получения истинного знания отрицается: 1) философами 2) социологами 3) агностиками 4) духовенством

14. Отражение общих и существенных признаков называется: 1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением

15. Методом эмпирического познания не является: 1) эксперимент 2) наблюдение

3)аналогия 4) описание

16. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания

17. И абсолютная, и относительная истины: 1) носят объективный характер 2) всегда находят подтверждение на практике 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете 4) могут быть опровергнуты со временем

18. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается: 1) этика 2) правоведение 3) социология 4) политология

19. Обобщение является составной частью: 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности

20. Сознание идеально, а это значит: 1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир 2) сознание есть поток душевных переживаний 3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни 4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости

21. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает: 1) социология 2) политология 3) философия 4) история

22. Какая из перечисленных наук изучает общество? 1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химия

23. Какая из перечисленных наук изучает общество?1) лингвистика 2) анатомия 3) генетика 4) юриспруденция

24. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

25. И религиозное, и научное знание: 1) имеет объективный характер 2) необходимо человеку для рациональной деятельности 3) может передаваться из поколения в поколение 4) предполагает доказательства

26. Только в состав научного знания входят: 1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты 3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений

27. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения: 1) философия 2) история 3) социология 4) политология

28. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается: 1) этнография 2) социология 3) антропология 4) социальная психология

29. Отличие социологии от других наук об обществе является: 1) изучение людей как представителей человеческого рода 2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека 3) изучение общества как целостного явления 4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

30. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается: 1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых 2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке 3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества 4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики

31. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером: 1) художественного образа 2) паранаучного знания 3) суждения на уровне здравого смысла 4) научного знания

32. Вывод: «Друзья познаются в беде» - является результатом: 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки

33. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование: 1) отвлечённых понятий 2) художественных образов 3) научных приборов 4) абстрактных моделей

34. Результатом познания являются: 1) вещи 2) знания 3) учения 4) заблуждения

35. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями

36. Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства 3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики

37. В каких трёх формах проявляется рациональное познание? 1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение 3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение

38. И чувственное, и рациональное познание: 1) направлены на поиск истины 2) опираются на представления о предмете 3) начинаются с субъективных ощущений 4) отражают существенные свойства предмета

39. Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки – природная основа способностей»? 1) паранаучного 2) мифологического 3) научного 4) обыденного

40. Укажите, что не является теоретическим методом познания: 1) гипотеза 2) эксперимент 3) теория 4) аналогия

41. Утопичное познание отличается от знаний, приобретённых в повседневной жизни людей тем, что оно: 1) развивается стихийно, в процессе овладения «живым» опытом людей 2) приобретается без специальной познавательной деятельности 3) намеренно искажает представления о действительности 4) определяется общественной практикой

42. Научное познание отличается от художественного тем, что оно: 1) реализует себя в культе 2) предполагает доказательства 3) мыслит в художественных образах 4) мыслит в понятиях

43. Укажите, что из перечисленного не является формой чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие

44. Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно: 1) развивается в процессе овладения «живым» опытом людей 2) сознательно акцентирует домыслы и предпосылки 3) намеренно искажает представления о действительности 4) обладает системным походом, специфическим языком, только ему присущими методами и формами познания и, в конечном счёте, определяется общественной практикой

 

 

ЗАДАНИЯ НА ВЫБОР ПРАВИЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ

1. Верны ли следующие суждения о научном познании: Теоретические научные знания:

А. Фиксируются в виде законов.

Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения?

А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга, оно – его свойство».

Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его сознание».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения?

А. «Особенности сознания находятся только во внешнем мире, в деятельности человека».

Б. «Сознание является исключительно функцией мозга и не зависит от воздействия окружающей среды».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А и Б

4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика — основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

7. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория — эмпирию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

8. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

11. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

12. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А.Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания — получение достоверного знания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

18. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека: Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познанием

Б. Абстрактным мышлением

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения об истине? А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: