Возраст обучающихся – 10-16 лет
Срок реализации – 3 года
Пояснительная записка
Значительна роль радиоэлектроники в развитии науки, в техническом прогрессе, в народном хозяйстве, культурной жизни, в освоении космоса и обороне страны. Радиолюбители – резерв специалистов для радиотехнической промышленности, организации связи, вооруженных сил страны. Они удивительно деятельный народ, никогда не останавливающийся на достигнутом, всегда экспериментирующий и ищущий новое. Радиолюбители активно участвуют в радиофикации страны, внедряют экспериментальные радиотехнические приборы в различные отрасли народного хозяйства, создают новые оригинальные конструкции приемников, усилителей, телевизоров и звукозаписывающих аппаратов, автоматических устройств, измерительных систем, внося свой вклад в развитие радиоэлектроники.
Детям, сидящим за школьной партой, радиолюбительство помогает закреплять на практике знания, получаемые в школе, приобщает к общественно-полезному труду, расширяет их технический кругозор, поскольку радиолюбительство в своей основе политехнично.
Система дополнительного образования в области радиотехники имеет особенную специфику, не присущую школе:
- добровольность избранного направления;
- возможность удовлетворения интереса и реализации способностей в области техники;
- значительная доля самостоятельности и креативности в обучении;
- гармоничное сочетание умственного и физического труда;
- практическая направленность деятельности детей;
- совместная работа детей старшего и младшего возрастов;
- влияние занятий в УДОД на выбор будущей профессии.
Радиолюбительство – это техническое направление, и потому оно особенно привлекательно для подростков и юношей. Сегодня, когда перед образовательными учреждениями особенно остро стоит задача отвлечь подростков от дурного влияния улицы и помочь им сделать правильный выбор, радиолюбительство приобретает гораздо большую значимость, нежели просто техническое образование – оно становится одним из средств воспитания молодежи. Дети работают над схемами приборов не только в стенах Центра, но и берут задания домой, что свидетельствует о развитой познавательной мотивации.
Занятия в коллективе также способствуют повышению уровня успеваемости детей по техническим дисциплинам в общеобразовательной школе.
Данная программа рассчитана на привлечение в коллектив «Радиотехника» учащихся 5-11 классов (10-14 лет). Причем в одной группе могут оказаться дети как десяти, так и четырнадцати лет. Часто в коллективе старшие ребята, в силу своей большей подготовленности и способности быстрее усваивать сложные схемы, консультируют младших. Здоровая деловая атмосфера, связывающая между собой ребят, интересующихся радиолюбительством, необходима при организации взаимоотношений младших, средних и старших подростков.
В тематический план данной программы, в отличие от типовой, включены следующие практические занятия:
- радиотехническое конструирование простейших схем – резисторов, конденсаторов, транзисторов (с 1-го года обучения); со 2-го года учащиеся собирают более сложные принципиальные радиотехнические схемы – каскады, состоящие из тех же транзисторов, конденсаторов и резисторов. Результатом такой работы является сборка конструкций с высокими техническими характеристиками;
- конструирование УКВ приемника частотной и фазовой модуляции, а также средств видеонаблюдения и передачи информации по телевизионным частотам (видеохранная система) вводится со 2-го года обучения. Это оправдано тем, что устройства УКВ и видеонаблюдения являются современными, отвечающими коньюнктурным требованиям, а потому популярны среди учащихся.
Учитывая углубленное изучение детьми предмета, следует отметить, что данная программа предполагает профессиональную ориентацию учащихся.
Цель программы – развитие креативности и интереса к техническому творчеству, обучение практическим навыкам, воспитание коммуникабельности у детей и подростков.
Задачи программы:
- обучить воспитанников работе с технической литературой;
- дать необходимые знания в области электротехники, радиотехники, электронной автоматики и их практического применения;
- познакомить с основами электротехники, радиотехники, электронной автоматики, научить на практике применять приобретенные теоретические знания;
- развить конструктивное креативное мышление;
- воспитать у ребят коммуникабельность посредством творческого общения старших и младших детей в коллективе;
- оказать помощь в выборе будущей профессии.
Программа составлена для обучающихся 5-10-х классов и рассчитана на 3 года обучения.
Группы первого года обучения комплектуются школьниками 5-7-х классов, а второго и третьего годов – учащимися 7-11-х классов. Это не означает, что дети из 7-11-х классов не могут заниматься по программе первого года обучения. Поскольку старшеклассники по своему общему развитию более способны к продуктивному обучению, то программа первого года обучения ими может быть пройдена за период, исчисляемый несколькими месяцами. Следовательно, прием таких ребят в коллектив возможен в течение года.
Программа занятий в объединении рассчитана на подготовку детей к самостоятельному конструированию несложной радиотехнической аппаратуры. Она предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике и выполнение монтажных, сборочных и наладочных работ по изготовлению радиоустройств.
Программа выстроена таким образом, что тематический материал 1-го года обучения является основой для двух последующих, причем на третий год работа ведется по индивидуальным проектам, предлагаемым по инициативе воспитанников - членов коллектива. В этом случае педагог играет роль консультанта, т.е. его деятельность по отношению к воспитаннику носит направляющий характер. Практикуемая методика, являясь примером индивидуально-личностного подхода в обучении детей и подростков, способствует саморазвитию, самодвижению и самореализации учащегося, а, следовательно, готовит его ко взрослой жизни.
Первый и второй годы обучения предусматривают разноуровневое образование, которое обеспечивает удовлетворение познавательной потребности детей и подростков разной степени подготовленности.
Содержание теоретических сведений должно согласовываться с характером практических работ по каждой теме программы. Некоторые темы являются сквозными и пронизывают весь период обучения. К сквозным темам первого года обучения относятся: «Элементы электро- и радиотехники», «Пайка и приемы монтажа», «Полупроводниковые диоды и транзисторы». В перечень практических работ вполне допустимо включение плана работ учащегося по конструированию приборов и устройств, не предусмотренных программой, но соответствующих той или иной теме.
Для многих ребят радиолюбительство не ограничивается занятиями в ЦДТ. Оно продолжается в виде самостоятельного конструирования устройств дома, продолжения знакомства с популярной радиотехнической литературой, общения по интересам. Все это - проявление развитой познавательной мотивации, тяги к освоению непрерывно изменяющейся элементной базы радиотехники, интереса к новым схемным и конструктивным решениям в промышленной и любительской радиоаппаратуре.
Формы работы
Практико-теоретическая.
Теоретические сведения о предмете сообщаются в форме познавательных бесед продолжительностью не более 10-15 минут на каждом двухчасовом занятии. Это беседы с одновременной демонстрацией деталей, приборов, опытов; с вопросами и ответами, иногда спорами. Большую часть необходимых теоретических знаний учащиеся получают при разборе принципиальных схем, планируемых к изготовлению.
Практическая.
Реализация приобретенных теоретических знаний при составлении принципиальных схем (на картоне); изготовлении печатных плат методами переноса и травления в хлорном железе; выполнении усилителей мощности на 20-60 ватт с эквалайзером, предусилителями или усилителями-корректорами.
Индивидуальная.
Разновозрастный коллектив предполагает разноуровневое обучение, поэтому задания подбираются индивидуально каждому воспитаннику с тем, чтобы обеспечить успешность их выполнения.
Проектная.
Предусматривает работу по персональным проектам (3-й год обучения).
Кроме перечисленных форм в течение первых 2-х лет обучения проводятся развивающие игры в виде викторин, конкурсов на лучший проект, на лучшее практическое выполнение схемы; во внеурочное время проводятся экскурсии.
Методы обучения
Репродуктивный - основополагающий метод обучения в первые два года освоения программы.
Диалогический – предполагает объяснение теоретического материала в виде познавательных бесед. Беседы ведутся в диалогической, часто в вопросно-ответной форме и сопровождаются демонстрацией деталей, приборов, показом опытов. Ребята имеют возможность поспорить с педагогом, доказать ему правоту своих суждений.
Поисковый (творческий) – применяется при работе по персональным проектам (3-й год обучения). Целесообразен при высоком уровне освоения программы, когда на базе уже усвоенных знаний воспитанник реализует оригинальные технические замыслы. Данный метод предполагает достаточно обширные знания в области технической литературы, связанной с радиотехникой и радиолюбительством.
Ожидаемые результаты
Й год обучения
- Наличие учебной тетради с записями (удовлетворительного качества) основных схем и заметок по практической работе.
- Умение выполнять принципиальные схемы в виде эскизов и чертежей.
- Способность составлять на картоне простые принципиальные схемы.
В первый год обучения их должно быть у каждого воспитанника не
менее 26-ти.
Критерии оценки результатов
Й год обучения
- Внешний вид рабочей тетради.
- Уровень выполнения эскизов или чертежей принципиальных схем.
- Качество оформления теоретического материала (чертежи, текстовой материал).
- Количество собранных макетных работ (от 10).
- Уровень выполненных макетных работ (качество пайки, оригинальность монтажа, методика выполнения монтажа, способы выполнения монтажа).
- Интуитивная способность к устранению возможных неполадок в конструкции прибора, навыки по его починке.
- Умение использовать измерительные устройства и приборы.
Ожидаемые результаты
Й год обучения
Наличие учебной тетради с чертежами основных схем.
- Умение грамотно изготовить схемы печатным монтажом на
- фольгированном текстолите или гетинаксе.
- Изготовление печатной платы методом переноса и травления
- в хлорном железе или вырезания участков меди.
- Наличие у каждого учащегося к концу учебного года 7-15-ти (в зависимости от степени их сложности) изготовленных схем, пригодных для практического применения. Схемы могут подключаться к сети или иметь большое количество радиодеталей, транзисторов и микросхем.