ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ




Эксперимент – метод исследования

Сущность метода эксперимента

Виды эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента

Сущность метода эксперимента

Эксперимент - метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать, например, при изучении явления «А» (занятие по ручному труду), которое может протекать в разных условиях. Эти условия:
«Б» (разное содержание деятельности детей); «В» (разные воспитатели, ведущие занятия); «Г» (разные условия труда); «Д» (что-то еще).

Предположим, мы хотим выяснить, как влияет фактор «Б» (разное содержание деятельности детей) на интересующее нас явление «А» (труд детей), индикатором которого служит устойчивость внимания детей.

Для выяснения этого фактора мы многократно вызываем явление «А» (занятия по ручному труду), но при этом изменяем фактор «Б» (независимая переменная), а остальные условия оставляем без изменений (зависимые переменные).

Независимая переменная Зависимая переменная
Фактор, который изменяется экспериментатором Фактор, который изменяется под влиянием другого фактора

 

Для получения более объективных данных исследования необходимо обеспечить полное равенство всех условий факторов, при которых протекает то или иное условие. Изменяться должна только независимая переменная (в нашем случае фактор «Б»). Различные виды деятельности учащихся на уроке: слуховое восприятие учебного материала; слуховое восприятие учебного материала и его группировка; самостоятельное выполнение предлагаемых заданий и другие виды деятельности детей.

При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

Преимущества эксперимента как метода исследования

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях[8]:

· Возможность выбрать момент начала события

· Повторяемость изучаемого события

· Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

· Обеспечивается высокая точность результатов

· Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

Виды эксперимента

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах.

Эксперимент

ЛАБОРАТОРНЫЙ
С использованием аппаратуры Без использования аппаратуры
КОНСТАТИРУЮЩИЙ
Установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента
ЕСТЕСТВЕННЫЙ
Психолого-педагогический и др., в зависимости от области психологии
ФОРМИРУЮЩИЙ
Активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания
Обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам Формирование тех или иных качеств личности

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

Регистрируются: Требования:
1. особенности деятельности и поведения: · поступки; · действия; · их компоненты. 2. Реакции и их компоненты: · двигательные; · речевые; · вегетативные. 3. Электрическая активность: · мозга (ЭЭГ); · мышц (ЭМГ); · кожи (ККР); · сердца (ЭКГ). 1. положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту. 2. Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых. 3. Четкая недвусмысленная инструкция (перед опытом), понятная испытуемому. 4. Строгий учет субъективных факторов: эмоциональное состояние, утомление и пр. 5. достаточное количество испытуемых и число опытов (серий).
Достоинства: Недостатки:
1. Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс. 2. Возможность строгого учета измерения раздражителей и ответных реакций. 3. Возможность повторения опытов. 4. Возможность математической обработки. 1. Возможность искажения естественного хода психического процесса. Хотя наличие лаборатории и не обязательно, но испытуемый знает, что над ним экспериментируют.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: