Проектирование перспектив развития студенческого добровольчества в пенитенциарных учреждениях Орловской области (социальный проект)




ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫПО ДИСЦИПЛИНЕ

Проанализированный теоретический и эмпирический материал и рефлексия собственного профессионального опыта позволила нам осуществить попытку проектирования перспектив развития студенческого добровольчества в пенитенциарной системе на региональном уровне.

Эффективная организация социально значимой деятельности предполагает тщательное программирование профессиональных действий, выверенных в своей последовательности. Исходной единицей такого программирования является проект, содержащий чётко сформулированные предложения поэтапного решения актуальной социальной проблемы. Сегодня рынок социальных программ и проектов представляет совокупность существующих и потенциальных проектов, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: населения, общественных, коммерческих и государственных институтов, заинтересованных в их реализации. Условием, определяющим необходимость появления на рынке той или иной программы или проекта, является спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности. Вторым важным условием разработки проекта является государственный социальный заказ, цель которого – эффективное и экономичное решение социальных проблем с опорой на общественную инициативу, адресность социальных услуг. Успешность того или иного соцпроекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта. Необходимым и достаточным условием конкурентоспособности проекта является сочетание нереализованного спроса на данный вид деятельности и профессиональных, организационно-финансовых возможностей организации / учреждения, реализующих данный проект. Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели [48, с. 134].

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий [36, с. 58].

Проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной социальной проблемы, содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач профессиональной деятельности. Проектно-программные формы организации деятельности играют важнейшую роль в современной социальной защите, они разрабатываются и реализуются на различных уровнях: международные и федеральные программы, региональные программы, субрегиональные программы, а также программы отдельных учреждений (образовательных, медицинских, социальных и др.) [2, с. 39].

Существуют два типа программ: административно-целевые и инициативно-проблемные. Административно-целевая программа возникает в форме документа как система заданий, спускаемых сверху, и отражает ведущую роль административных управленческих структур, инициирующих соответствующие процессы. Инициативно-проблемные программы изначально существуют в виде деятельности, уже осуществляемой инициативной группой или организацией в соответствии с определённым замыслом. Принятие некоего программного документа является актом оформления этой деятельности, логическим разворачиванием дальнейших действий [16, с. 210].

Соответственно, различаются и механизмы реализации обоих типов программ. При административно-целевом подходе управление процессом реализации программы происходит в виде административного контроля. При инициативно-проблемном подходе механизмом реализации программы является объединение локальных инициатив, формирование деятельностного сообщества, каждый член которого выполняет как исполнительские так и управленческие функции.

Если необходимым условием реализуемости программ административно-целевого типа является относительная стабильность ситуации, достаточность ресурсов, требуемых для осуществления всех её этапов, то при инициативно-проблемном подходе возможна фактическая независимость результатов от начальных ресурсов; здесь действует присущий именно этому типу программ механизм втягивания и умножения ресурсов в ходе реализации программы. В социально-нестабильной ситуации, при дефиците необходимых ресурсов, несомненно, инициативно-проблемный подход к разработке и реализации программ является наиболее эффективным [39, с. 71].

Технология социального проектирования на основе инициативно-проблемного подхода включает в себя следующие организационные фазы [36, с. 78 - 83]:

1. Принятие решения об оформлении проекта. Подобное решение обычно принимается участниками проекта на основе уже обозначенной проблемы и/или уже начавшейся деятельности энтузиастов (волонтёров). Решение об участии в проекте обсуждается на рабочей встрече или проблемном семинаре. Цель подобного обсуждения – достичь взаимопонимания, собрать необходимый объём первоначальной информации о проблеме, совместно выработать план действий.

Примерный перечень вопросов для обсуждения может быть таким:

· формулировка проблемы;

· значимые негативные последствия имеющейся проблемы;

· факторы, которые необходимо устранить для эффективного решения проблемы;

· что уже было ранее предпринято для решения этой проблемы и каковы результаты;

· ожидаемый эффект в случае успешной реализации проекта;

· предполагаемые партнёры (государственные и/или общественные организации), участие которых в ходе реализации проекта могло бы способствовать его наибольшей эффективности;

· какая поддержка уже имеется;

· какими ресурсами располагают участники проекта;

· какие ресурсы необходимо привлечь;

· как распределяются обязанности участников проекта на этапе его подготовки;

· стратегическое планирование этапов подготовки проекта и назначение ответственных за каждый отдельный пункт этого плана.

2. Накопление информации по обозначенной проблеме, сбор необходимого материала. Проведение общей социальной диагностики. Тематический подбор литературы и другой информации, в том числе и в электронном варианте, формирование базы данных. Обобщение опыта реализации аналогичных проектов, выявление наиболее известных специалистов (экспертов) в этой области. Выявление организаций (государственного и негосударственного секторов), заинтересованных в решении обозначенной проблемы.

3. Профессиональное самоопределение в рамках проекта. Принятие профессиональных обязанностей в процессе подготовки проекта, выявление целей и собственных ресурсов деятельности (автор проекта, руководитель проекта, специалист по сбору средств – фандрайзингу, технический директор и т.д.).

4. Определение и исследование предмета проектной деятельности. Специальная социально-педагогическая диагностика.

5. Конструирование программы и поэтапного плана действий, представляющих собой логически завершённый перечень мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей проектной деятельности.

«Программа» (от греческого «объявление», «распоряжение») – содержание и план деятельности, работ» (Советский энциклопедический словарь) состоит из подробного описания конкретных направлений деятельности, определённых шагов, которые необходимо предпринять для решения поставленных задач и достижения определённых целей. Кроме того, программа содержит сведения о потребностях в различных ресурсах для реализации намеченных мероприятий и планируемую схему получения этих ресурсов [57, с. 51].

План действий содержит перечень мероприятий, список участников, сроки и формы контроля за выполнением. Он может иметь форму схемы, в которой записаны цели и задачи, реализуемые на данном этапе проекта, и мероприятия, запланированные для выполнения на очередных этапах.

6. Разработка ресурсного обеспечения. Понятие «ресурсное обеспечение» включает в себя не только бюджетное финансирование, кадровые, образовательные, коммунальные, информационные средства. Ресурсное обеспечение – это средства для эффективной реализации проекта. Финансовые ресурсы необходимо изыскивать из ряда разных источников: местных, региональных управленческих структур; федеральных, международных программ; коммерческих организаций, частных спонсоров и меценатов; отечественных и зарубежных благотворительных фондов; собственной хозяйственной и коммерческой деятельности. Сведения об объявлении грантовых конкурсов на предоставление финансовой поддержки проектам той или иной направленности можно найти на многих сайтах Интернета. В периодических изданиях, освещающих развитие социальной сферы.

7. Описание проекта в форме заявки для подачи на грантовый конкурс. Формы заявок имеют отличия в зависимости от требований организаций или фондов, объявляющих конкурс. Однако существуют общепринятые схемы составления заявочных документов. Их основной перечень следующий [43, с. 27]:

- паспорт проекта: название проекта, название и адрес организации, ФИО и реквизиты руководителя проекта, банковские реквизиты организации, сроки и продолжительность реализации проекта, география проекта, общая стоимость проекта и запрашиваемая сумма;

- краткое описание проекта: название проекта, аннотация, содержащая ясное и краткое описание сути всего проекта (одно или несколько предложений по каждой части проекта);

- постановка проблемы, где должно быть обоснованно, почему возникла необходимость в решении именно этой социальной проблемы, раскрыта актуальность проекта, показано, на какого адресата рассчитан проект и кто является партнёрами по выполнению проекта;

- цели и задачи проекта; под целями понимается наиболее общая характеристика основных мотивов организации данного вида деятельности в процессе реализации проекта; задачи – конкретные и поддающиеся оценке предполагаемы результаты, которых необходимо достичь в ходе выполнения проекта;

- календарный план выполнения проекта; в данном разделе описываются методы, которыми планируется решать поставленные задачи: кто и какой объём работ будет выполнять, какими средствами, с помощью каких ресурсов и в какой последовательности будет выполняться деятельность, запланированная в проекте;

- планируемые результаты и методы по оценке их эффективности: как предлагается оценивать достигнутые результаты; достиг ли проект поставленных целей; в какой степени проделанная работа окажется полезной для адресата;

- возможные негативные последствия реализации проекта и меры по их устранению, степень риска;

- оценка перспективы продолжения проекта после окончания сроков его финансирования;

- смета проекта: список всех ресурсов, необходимых для осуществления деятельности; каждая статья расходов расписывается отдельно с подробным указанием механизмов отчётности;

- возможность мультиплицирования (распространения) проекта.

В комплексе с заявкой должны входить необходимые приложения (устав организации, свидетельство о государственной регистрации, копии банковских документов, рекомендательные письма и т. д.)

Завершающей фазой технологии социально-педагогического проектирования является определение организации – спонсора или грантового конкурса, соответствующего генеральной идее проекта. Как показывает практических опыт, использование технологии социально-педагогического проектирования и реализация проектов, направленных на решение актуальных социальных проблем, позволяет не только добиться позитивных изменений проблемной ситуации на локальном уровне, но и повлиять на преобразования в сфере социальной политики [36, с. 78 - 83].

Очень важным представляется вопрос об эффективности программ Данные различных исследований говорят о том, что практически все эффективные программы имеют общие черты. Независимо от того, проводятся ли они в Цюрихе, Санкт-Франциско или в каком-либо регионе России. В таких программах присутствует хотя бы часть из следующих характеристик:

· определена конкретная целевая группа;

· выбрана целевая группа, которой уделяется недостаточно внимания;

· целевой группе предоставляется возможность активно участвовать в программе, причём постепенно шаг за шагом, двигаясь к цели;

· оптимально определены материальные и другие ресурсы и их реализация;

· в планировании и корректировке мероприятий также активно участвуют представители целевой группы;

· организована взаимная поддержка членов целевой группы;

· успешность и любые позитивные сдвиги не остаются без внимания и поощряются;

· мобилизуются духовные (в т.ч. религиозные) устремления членов целевой группы, их творческих потенциал;

· принимаются меры для изменения обстановки, в которой возникают социальные проблемы (проблема сегрегации в нашем примере) [6, с. 132].

Программы будут малоэффективными, если они:

· рассчитаны на «население в целом» или на обширные и неоднородные группы населения (без определения возрастных, социальных и других границ);

· содержат неконкретные, неоднозначные или неприменимые в реальной жизни примеры;

· составлены и проводятся людьми «со стороны», мало знакомыми с конкретными условиями жизни данной целевой группы;

· используют преимущественно односторонний, дидактический подход (лекции, раздача информации);

· основаны на негативных чувствах;

· рассматривают целевую группу как «объект воздействия», а не как сознательную силу, от которой зависит успех программы [6, с. 140].

На основе сказанного представляем социальный проект, разработанный на основе опыта работы «Школы волонтёров» и частично прошедший апробацию в ШВК п. Шахово Орловской области в рамках реализации проекта «Танцуй ради жизни».

1. Название проекта: «Профилактика ВИЧ-инфекции и туберкулеза среди несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии в рамках проекта «Танцуй ради жизни»».

2. Целевая аудитория: несовершеннолетние осужденные, сотрудники воспитательной колонии.

3. Постановка проблемы:

Сегодня все большее значение для человека приобретает наличие доступа к информации, тем более, когда речь идет о его здоровье. Несмотря на то, что количество каналов, по которым мы можем получать различную информацию, с каждым годом увеличивается, возникают проблемы в достоверности поступающей информации, адресной направленности, а также наличии доступа к каналам получения информации. Наиболее остро эта проблема стоит перед лицами, находящимися в местах лишения свободы, поскольку во многом выбор каналов предоставления информации ограничен. На сегодняшний день в переполненной российской пенитенциарной системе имеется множество различных факторов риска, которые способствуют распространению ВИЧ-инфекции и туберкулеза: низкий уровень гигиены и санитарных знаний; перенаселенность усугубляет плохие гигиенические условия содержания, способствующие появлению болезней и развитию инфекций, а также увеличивает напряженность среди осужденных, провоцирует акты насилия. Атмосфера насилия создает дополнительную опасность заражения ВИЧ-инфекцией через кровь (драки, бунты), провоцирует сексуальные домогательства и изнасилования в среде осужденных. Отсутствие информации о ВИЧ/СПИДе и туберкулезе рождает страх и напряжение, как среди осужденных, так и в их взаимоотношениях с персоналом; отсутствие доступной и своевременной медицинской помощи приводит к возникновению болезней и развитию инфекций, многие из которых можно было бы предупредить; достаточное количество среди осужденных лиц, употребляющих наркотики; широкое распространение татуировок, пирсинга, представляющих реальную угрозу заражения ВИЧ-инфекцией через кровь и нестерильный инструмент [8, с. 115].

Таким образом, современная уголовно-исполнительная система является своеобразным «инкубатором» для распространения ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других социально-опасных заболеваний, а также источником для их передачи в широкие массы народонаселения. Особую значимость в этой ситуации приобретает работа по профилактике ВИЧ-инфекции и туберкулеза с несовершеннолетними осужденными в условиях воспитательной колонии.

Цель проекта: разработка системы мероприятий по эффективной профилактике ВИЧ-инфекции и туберкулеза среди несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии для дальнейшего ее воспроизведения в пенитенциарных учреждениях РФ.

Достижение поставленной цели определяется решением нескольких задач:

Задача 1: повысить уровень информированности несовершеннолетних осужденных о ВИЧ-инфекции и туберкулезе и других социально-опасных заболеваниях, путях передачи и способах защиты от заражения, способствовать снижению стигмы по отношению к ВИЧ-позитивным осужденным.

Задача 2: разработать систему мероприятий по эффективной профилактике ВИЧ-инфекции и туберкулеза среди несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии

Задача 3: улучшение качества жизни осужденных, болеющих различными социально-опасными заболеваниями в том числе освобождающихся из мест лишения свободы (МЛС)

Задача 4: выработать приверженность к лечению, создание установки и мотивации к ведению здорового образа жизни [82].

Уникальность данного проекта состоит в том, что осужденным предоставляется огромные объемы информации в доступной форме, обучение проходит по принципу «равный обучает равного», занятия включают себя элементы тренинга, фильмогруппы, танца. К занятиям также привлекаются ВИЧ-положительные осужденные, готовые открыть свой статус и рассказать свою личную историю. Все это способствует изменению негативных стереотипов в отношении ВИЧ-положительных осужденных. Данный проект способствует обеспечению несовершеннолетних осужденных знаниями, навыками и инструментами, которые необходимы им, чтобы действовать и участвовать в борьбе против ВИЧ и туберкулеза. Методы, используемые в проекте, помогают несовершеннолетним осужденным осознать, что они играют существенную роль в борьбе с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом.

Традиционно в профилактической работе с молодыми людьми применяются следующие формы: лекция, семинар, беседа, практические занятия и т.д. Данные формы профилактической работы тесно связаны с методами обучения, к которым можно отнести: устное изложение информации (рассказ, объяснение, лекция); обсуждение материала (беседа, урок, семинар); демонстрация (использование аудиовизуальных средств и наглядных пособий); упражнения/игры (работа в микрогруппах). Но как показала практика, более эффективными формами работы по профилактике ВИЧ-инфекции и туберкулеза в молодежной среде является проведение тренингов, обучение по принципу «равный обучает равного».

Эффективнаи такаяформа профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, как обучение по принципу «равный - равному». Суть его заключается в том, что представители определенной группы просвещают других представителей той же группы. «Равное обучение» вопросам ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы представляет собой процесс обучения осужденных другими осужденными и рекомендуется как наиболее действенный и эффективный метод просвещения в подобных условиях. Это не просто донесение информации в обычном понимании этого процесса: принцип «равного обучения» направлен на создание у осужденных стимулов к изменению поведения, связанного с риском заражения.

Проект «Равный обучает равного» наиболее актуален в колониях, так как помогает решить многогранные проблемы и дает необходимую информацию. Обучение «среди равных» является особенно эффективным по следующим причинам:

· Заражение ВИЧ в исправительных учреждениях часто связано с противозаконными действиями, поэтому преподаватели «среди равных» могут оказаться единственными, кто сможет доверительно поговорить с осужденными о путях передачи ВИЧ.

· К обучению по принципу «равный обучает равного» не относятся с тем подозрением, с каким воспринимают «пропаганду», исходящую от администрации учреждения.

· Более вероятно, что именно преподаватели «среди равных» смогут обсудить реалистичные, доступные осужденным альтернативы поведению, связанному с риском.

· Также более вероятно, что они смогут решить проблемы, возникающие по ходу обучения.

· Они в состоянии решить, какие образовательные стратегии окажутся действенными в контексте конкретного исправительного учреждения, и увязать профилактику ВИЧ/СПИДа с существующей культурой и иерархией среди осужденных [82].

Установлено также, что обучение по принципу «равный обучает равного» в исправительных учреждениях в значительной степени способствует уменьшению предрассудков, существующих у осужденных в отношении к ВИЧ-инфекции и ВИЧ-позитивным.

Ещё одной новой интерактивной формой профилактической работы с несовершеннолетними осужденными является фильмогруппа. Она предполагает просмотр группой молодых людей художественного или документального фильма на определенную тематику и дальнейшее обсуждение. Фильмогруппа может затрагивать различные темы, например, проблемы ВИЧ-инфекции, наркомании, нравственного воспитания и т.д. Ведущий фильмогруппы заранее выбирает фильм, готовит вопросы для обсуждения. При проведении фильмогруппы по профилактике ВИЧ-инфекции помимо вопросов, связанных с сюжетом фильма, обсуждаются и вопросы профилактики ВИЧ-инфекции [14, с. 21].

Таким образом, тренинг, фильмогруппа, работа по принципу «равный обучает равного» являются более эффективными технологиями профилактики ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних осужденных, так как позволяют в неформальной обстановке обговорить актуальные для современного общества проблемы.

Ярким примером использования тренинга как эффективной формы работы по профилактике ВИЧ-инфекции явилась программа, реализуемая с января 2006 года Российским Красным Крестом «Профилактика ВИЧ-инфекции в пенитенциарной системе» на территории Орловской области, Хабаровского края и республики Чувашия. Цель программы - разработка системы мероприятий по эффективной профилактике ВИЧ-инфекции в пенитенциарных учреждениях РФ для дальнейшего ее воспроизведения [82].

За время реализации проекта были достигнуты положительные результаты, среди них: повышение уровня информированности осужденных и сотрудников исправительных учреждений в области ВИЧ и СПИДа и снижение стигматизации и дискриминации ВИЧ-положительных осужденных.

Наш проект рассчитан на несовершеннолетних осужденных, так как они представляют собой специфическую группу молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Организации партнеры: Российское Общество Красного Креста, Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» (социальный факультет), Орловский Туберкулезный диспансер, Орловский центр СПИДа, Воспитательная колония УФСИН России по Орловской области

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: