Эта работа связана:
1) с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности,
2) выработкой умения самостоятельно подбирать средства, необходимые для построения различных изображений.
Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками:
ü развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев),
ü формируется зрительно-двигательная координация,
ü рука готовится к обучению письму.
Занятия по изобразительной деятельности имеют существенное значение в плане эстетического воспитания ребенка.
Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качестве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым правильно оценивать их, выслушивают мнения своих сверстников о проделанной работе.
Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности:
ü усидчивости,
ü внимания,
ü умения доводить до конца начатое дело.
Вслед за предметным рисованием и лепкой с натуры проводится предметное рисование и лепка по представлению.
Опираясь на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, воспитатель учит детей изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формированию умения оперировать имеющимися образами-представлениями, восстанавливать их по слову и способствуют:
ü формированию взаимосвязи сенсорного и речевого развития детей,
ü позволяют осуществить контроль за усвоением слов и выражений, полученных ребенком в процессе лепки и рисования с натуры.
Во время занятий по представлению дети:
Ø продолжают знакомиться с ориентировкой на листе бумаги,
Ø прививают навыки работы с карандашом, кисточкой, ножницами,
Ø усваивают приемы изобразительной деятельности.
Переход к сюжетному рисованию открывает новые возможности.
Дети полнее воспринимают окружающее (воспринимают отношения предметов в пространстве и действии). Ребенок изображает воспринятое отсроченно – по представлению.
Сюжетное рисование по текстам сказок позволяет изображать по словесному описанию ситуации, с которыми ребенок встречался.
В результате целенаправленной работы по обучению детей рисованию и лепке с натуры и по представлению начинается работа по замыслу.
Работа над формированием замысла перекликается с работой по обучению предметному, затем сюжетному рисованию и лепке. Образы, накопленные ребенком в процессе работы с натуры и по представлению, ребенок использует в изображениях по собственному замыслу. На занятиях воспитатель учит ребенка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие и т.п.
Все виды занятий способствуют развитию памяти ребенка (произвольного запоминания), что важно для всего последующего обучения в школе.
Все занятия тесно переплетаются с занятиями по аппликации, которые помогают детям объяснить, как объемная форма изображается в плоскости, и обращают внимание детей на соотношения величин, позволяют решать задачи сенсорного воспитания.
В процессе занятий по конструированию у детей необходимо сформировать интерес к этому виду продуктивной деятельности, желание самим создавать постройки для игры.
С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые включает в совместную игру. Педагог действует эмоционально, вызывая у воспитанников ответное эмоциональное желание.
Процесс конструирования сопровождается:
§ объяснениями,
§ комментированием,
§ игровыми действиями.
Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний:
ü вопросы,
ü побуждения,
ü сообщения.
Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций.
Особое внимание педагог уделяет формированию у детей представлений о связи предмета со всеми видами изображений.
Ребенка учат не только строить, но рисовать, наклеивать на бумагу, что способствует пониманию того, что каждый объект может быть изображен в:
§ графической,
§ аппликативной,
§ конструктивной формах.
Это помогает ребенку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования его образа.
Для создания предпосылок к самостоятельному конструированию детям показывают, что предметы одного функционального назначения (например, здание детского сада) могут иметь разные конструкции, т.е построены по-разному, но в тоже время отвечать общим требованиям (иметь небольшую высоту,много входов и т.д.). Демонстрируя разнообразные постройки на одну и ту же тему, педагог проводит пропедевтическую работу по преодолению у детей с нарушениями интеллекта склонности к стереотипному воспроизведению одного и того же вида конструкции. Это нужно для того, чтобы в собственной деятельности дети стремились и хотели использовать различные конструктивные материалы.
На начальных этапах одним из основных методов обучения является
§ Подражание действиям взрослого.
Действия по подражанию предполагают буквальное следование ребенка за взрослым, воспроизведение его действий без отсрочки. Дети видят каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также то, куда он их устанавливает. При затруднениях используется совместные действия взрослого с ребенком. Затем постройки обыгрываются.
§ детей учат выполнять конструкцию по образцу.
Конструирование по образцу основано на самостоятельных действиях детей и на реализации представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством педагога. В начале обучения используются несложные объемные образцы с видимыми составляющими элементами.
Изучение образца под руководством взрослого проводится в определенной последовательности:
§ анализ образца (рассматривание образца под руководством педагога начинается с целостного восприятия объекта.
§ обследования образца,
§ определение формы каждого элемента,
§ подбор нужных соответствующих этим элементам строительных деталей (педагог использует вспомогательные движения: обведение каждой выделяемой части предмета или конструкции по контуру),
§ последовательности выполнения постройки.
1. В дальнейшем дети учатся конструировать по графическому образцу. С этой целью предлагаются различные конструкторы, сборно-разборные игрушки.
В старших группах дети выполняют постройки по представлению (по словесному описанию). Каждый из этих приемов используется в зависимости от уровня развития детей и той конкретной коррекционной задачи, которую ставит педагог на определенном занятии.
Опыт обучения детей с нарушениями интеллекта конструированию показал, что они оказываются способны при правильной организации коррекционной работы овладеть начальными действиями со всеми видами моделей.
При особой организации и коррекционной направленности обучения дети с нарушениями интеллекта способны выполнять предметные изображения и отражать несложное содержание, связанное с их жизненным опытом.
1.