III. Обеспечение операционально-технической стороны деятельности воспитанников.




Эта работа связана:

1) с усвоени­ем детьми приемов и навыков изобразительной деятельности,

2) выработкой умения самостоятельно подби­рать средства, необходимые для построения различных изображений.

Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками:

ü развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев),

ü формируется зри­тельно-двигательная координация,

ü рука готовится к обучению письму.

Занятия по изобразительной деятельности имеют существен­ное значение в плане эстетического воспитания ребенка.

Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качест­ве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым пра­вильно оценивать их, выслушивают мнения своих сверстников о проделанной работе.

Занятия по изобразительной деятельности помогают воспита­нию положительных качеств личности:

ü усидчивости,

ü внимания,

ü умения доводить до конца начатое дело.

Вслед за предметным рисованием и лепкой с натуры прово­дится предметное рисование и лепка по представлению.

Опираясь на образы восприятия, полученные во время заня­тий с использованием натуры, воспитатель учит детей изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формирова­нию умения оперировать имеющимися образами-представлени­ями, восстанавливать их по слову и способствуют:

ü формированию взаимосвязи сенсорного и речевого развития де­тей,

ü позволяют осуществить контроль за усвоением слов и выражений, полученных ребенком в процес­се лепки и рисования с натуры.

Во время занятий по представлению дети:

Ø продолжают знакомиться с ориентировкой на листе бумаги,

Ø прививают на­выки работы с карандашом, кисточкой, ножницами,

Ø усваивают приемы изобразительной деятельности.

Переход к сюжетному рисованию открывает новые возможности.

Дети полнее воспринимают окружающее (воспринимают отношения предметов в простран­стве и действии). Ребенок изображает воспринятое отсроченно – по пред­ставлению.

Сюжетное рисование по текстам сказок позволяет изображать по словесно­му описанию ситуации, с которыми ребенок встречался.

В результате целенаправленной работы по обучению детей рисованию и лепке с натуры и по представлению начинается работа по замыслу.

Работа над формированием замысла перекликается с работой по обуче­нию предметному, затем сюжетному рисованию и лепке. Образы, накопленные ребенком в процессе работы с натуры и по представлению, ребенок использует в изображе­ниях по собственному замыслу. На занятиях воспитатель учит ребенка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие и т.п.

Все виды занятий способствуют развитию памяти ребен­ка (произвольного запоминания), что важно для всего последующего обучения в школе.

Все занятия тесно переплетаются с занятиями по аппликации, которые помогают детям объяснить, как объ­емная форма изображается в плоскости, и обращают внимание детей на соотношения величин, по­зволяют решать задачи сенсорного воспитания.

В процессе занятий по конструированию у детей необходимо сформировать интерес к этому виду продуктивной деятельности, желание самим создавать постройки для игры.

С этой целью пе­дагог на глазах у детей строит различные предметы, которые включает в совместную игру. Педагог действует эмоционально, вызывая у воспитанников ответное эмоциональ­ное желание.

Процесс конструирования сопровождается:

§ объяс­нениями,

§ комментированием,

§ игровыми действиями.

Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказы­ваний:

ü вопросы,

ü побуждения,

ü сообщения.

Наблюдая за деятель­ностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функцио­нальной сторонами конструкций.

Особое внимание педагог уделяет формированию у детей представлений о связи предмета со всеми видами изображений.

Ребенка учат не только строить, но рисовать, наклеивать на бумагу, что способствует пониманию того, что каждый объект может быть изображен в:

§ графической,

§ аппликативной,

§ конструктивной формах.

Это по­могает ребенку понять единство предмета и всех его изображе­ний, познакомиться с различными видами моделирования его образа.

Для создания предпосылок к самостоятельному конструиро­ванию детям показывают, что предметы одного функцио­нального назначения (например, здание детского сада) могут иметь разные конструкции, т.е построены по-разному, но в тоже время отвечать общим требованиям (иметь небольшую высоту,много входов и т.д.). Демонстрируя разнообразные постройки на одну и ту же тему, педагог проводит пропедевтическую работу по преодолению у детей с нарушениями интеллекта склонности к стереотипному воспроизведению одного и того же вида конст­рукции. Это нужно для того, чтобы в собственной деятельности дети стремились и хотели использовать различные конструктивные материалы.

На начальных этапах одним из основных методов обучения является

§ Подражание действиям взрослого.

Действия по подра­жанию предполагают буквальное следование ребенка за взрос­лым, воспроизведение его действий без отсрочки. Дети видят каждый элемент строительного набора, который находится в ру­ках педагога, а также то, куда он их устанавливает. При затруднени­ях используется совместные действия взрослого с ребенком. За­тем постройки обыгрываются.

§ детей учат выполнять конструкцию по об­разцу.

Конструирование по образцу основано на самостоя­тельных действиях детей и на реализации представлений, которые формируются в результате направленного обследова­ния, анализа образца под руководством педагога. В начале обу­чения используются несложные объемные образцы с видимыми составляющими элементами.

Изучение образца под руководством взрослого проводится в определенной последо­вательности:

§ анализ образца (рассматривание образца под руководством педагога начинается с целостного восприятия объекта.

§ обследования образца,

§ определение формы каждого элемента,

§ подбор нужных соответствующих этим элементам строительных деталей (педагог использует вспомогательные движения: обведение каж­дой выделяемой части предмета или конструкции по контуру),

§ последовательности выполнения по­стройки.

1. В дальнейшем дети учатся конструировать по графическому образцу. С этой целью предлагаются различные конструкторы, сборно-разборные игрушки.

В старших группах дети выполняют постройки по представле­нию (по словесному описанию). Каждый из этих приемов ис­пользуется в зависимости от уровня развития детей и той конк­ретной коррекционной задачи, которую ставит педагог на опре­деленном занятии.

Опыт обучения детей с нарушениями интеллекта конструи­рованию показал, что они оказываются способны при правиль­ной организации коррекционной работы овладеть начальными действиями со всеми видами моделей.

При особой организации и коррекционной направленности обучения дети с нарушениями интеллекта способны выполнять предметные изображения и отражать несложное содержание, связанное с их жизненным опытом.

1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: